Лизинг как инструмент финансирования судостроительной отрасли

"Научный аспект №5-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 336.61

Каленков Артем Александрович – студент кафедра Финансов и кредита Севастопольского государственного университета. 

Черемисинова Диана Валерьевна – старший преподаватель кафедра Финансов и кредита Севастопольского государственного университета. 

Аннотация: В статье рассмотрен лизинг как инструмент льготного финансирования судостроительной отрасли. Показано, что такая схема позволит транспортным компаниям получать в долгосрочное пользование суда по льготной ставке лизинга, а также создаст контракты для отечественных судостроителей, что может благоприятно сказаться на отрасли в условиях санкций и поиске альтернатив зарубежным предложениям. Реализация схемы позволит привлечь для финансирования отрасли долгосрочные финансовые ресурсы на срок 25 лет. Сформулированы преимущества реализации финансирования с помощью инструмент лизинга.

Ключевые слова: судостроение, лизинг, финансирование, облигации, водный транспорт, государственная поддержка.

Введение

Вопрос о структурно-технологической модернизации производства в целях импортозамещения в настоящее время является одной из наиболее актуальных проблем экономического развития РФ. Пристальное внимание уделяется судостроительной отрасли, которая может стать локомотивовм развития целого ряда сопутствующих отраслей. Наличие развитого отечественного судостроения позволяет государству получить доходы от продажи и лизинга судов, стимулировать развитие морской торговли, обеспечить ВПК новыми технологиями, создать новые рабочие места. При этом основными проблемами российского судостроения считаются: низкое качество строительства, технологическая отсталость, недостаток квалифицированных кадров, высокая стоимость производства.

Однако, если направления и приоритеты модернизации судостроения активно обсуждаются в специальной литературе, то вопрос о финансировании программ модернизации, о формировании и эффективном функционировании механизма финансового обеспечения модернизации производства является существенно менее исследованным.

На сегодняшний день в качестве основных мер стимулирования осуществляется финансирование различных программ и инструментов поддержки судостроителей, судоремонтников и судовладельцев. Предоставляются субсидии на уплату процентов по кредитам, субсидии на приобретение/постройку новых судов взамен сданных на утилизацию, финансирование льготных программ лизинга и т.д.

Результаты

В 2022 на ВЭФ-2022 было объявлено о новой программе льготного лизинга, предложенной Государственной транспортной лизинговой компанией «ГТЛК» [1]. ГТЛК является ключевым заказчиком гражданских судов на отечественных верфях и лидером сегмента лизинга водного транспорта с долей рынка в 72% по итогам 2022 г. По состоянию на 01.06.2023 ГТЛК инвестировала в российское судостроение 175 млрд рублей, заказав 182 новых судов. Флот ГТЛК насчитывает 194 судна, из которых 111 уже переданы в лизинг.

Целью данной программы является обновление флота и рост его численности, увеличение объемов грузовых и пассажирских перевозок морским и внутренним водным транспортом.

Выгодоприобретателями являются российские транспортные компании, осуществляющие пассажирские и грузовые перевозки водным транспортном, рыбопромысловые компании, эксплуататоры судов.

С 2022 года программа претерпела изменения, и 25.09.2023 года вышло распоряжение Правительства РФ об утверждении изменений в программу льготного лизинга гражданских судов водного транспорта.

К 2027 году на программу судостроения будет выделено 231 млрд. рублей, 136 из которых будут получены из ФНБ (Фонд национального благосостояния), 10 млрд. рублей будут направлены из средств федерального бюджета (в 2025, 2026 годах) на постройку пассажирских и круизных судов, а оставшиеся 85 млрд рублей ГТЛК необходимо привлечь с помощью заёмного финансирования [2]. Структура финансирования программы представлена на рис.1.

1

Рисунок 1. Структура финансирования программы льготного лизинга, млрд. руб.

При этом максимальный объем финансирования запланирован на период 2023-2025 гг., который достигнет пика в 2025 г. (см. рис.2)

2

Рисунок 2. Динамика финансирования программы льготного лизинга в период 2023-2027 гг., тыс. руб.

Средства федерального бюджета будут использованы в 2025 и 2026 годах для постройки 73 пассажирских судов. В 2027 году основу финансирования составят уже заёмные средства, привлечённые с финансового рынка. Заемное финансирование планируется привлечь за счет эмиссии облигаций. Выпускаться облигации будут поэтапно с 2023 года по 2027 год. Объемы эмиссии представлены в табл.1.

Таблица 1. Динамика запланированного объема финансирования, привлеченного за счет эмиссии облигаций ГТЛК в период 2023-2027 гг.

Год

2023

2024

2025

2026

2027

Объем финансирования, привлеченный за счет облигаций, тыс. руб.

30000001

45000000

56000000

2999999

2000000

Новая программа лизинга, разработанная ГТЛК, позволит поставить 260 объектов водного транспорта, из них 119 грузовых и 73 пассажирских суда, а также буксиры, плавучие доки и другие суда. Вся программа будет проходить в 55 этапов, разделённых, как правило, на следующие части:

  1. Заключение контракта на поставку;
  2. Авансирование поставки;
  3. Перечисление остатка по договору поставки;
  4. Приемка;
  5. Передача в лизинг.

По условиям лизинга построенные суда будут предоставлены транспортным компаниям (лизингополучатели) сроком на 25 лет. Ставка по лизингу для пассажирских и круизных судов составит 2,93% годовых, а для дноуглубительных и рыбопромысловых кораблей - 4,51% годовых, для грузовых и крупнотоннажных судов - 7,6% годовых. Средства будут выделять через ежегодный выкуп облигаций ГТЛК в период с 2022 г. по 2027 г. Контроль реализации инвестиционного проекта и целевого использования средств Фонда национального благосостояния будет осуществлять Минпромторг России [3].

Новая схема финансирования, предложенная ГТЛК, заключается в следующем (см. рис.3): ГТЛК будет размещать облигации на финансовом рынке, выкуп которых будет осуществляться за счет средств ФНБ. Таким образом ГТЛК планирует привлечь 136 млрд. руб. Еще 83 млрд. руб. планируется привлечь от частных инвесторов, которые будут приобретать облигации.

Некоторые этапы, связанные со строительством пассажирских и круизных судов, будут дополнительно финансироваться с помощью средств федерального бюджета в объеме 10 млрд. руб. Привлечение этих средств планируется в 2025-2026 гг. За счет привлеченных средств ГТЛК будет финансировать строительство судов и затем предоставлять их лизингополучателям на платной основе.

3

Рисунок 3. Схема программы льготного лизинга водного транспорта

Источник: Составлено авторами.

Проект признан самоокупаемым, следовательно, по наступлению срока погашения облигаций ГТЛК сможет погасить свои обязательства средствами, полученными от осуществления программы льготного лизинга, несмотря на то, что ставку по лизингу планируется установить на уровне 70-80% от значения ключевой ставки.

Выпускаться облигации будут со ставкой 1,5% и погашением в течение 25 лет, построенные суда передаются транспортным компаниям на 15-25 лет, а те в свою очередь осуществляют платежи по лизингу по ставке от 2,93% до 7,6% годовых. При этом лизингодатель будет не просто направлять финансовые потоки на оплату судов, а еще и получать лизинговые платежи на протяжении всех этапов, следовательно, получит возможность окупить инвестиции. В первом полугодии 2023 года уже законтрактовано 44 единицы водного транспорта.

По итогам программы льготного лизинга будет выпущено 260 объектов водного транспорта, что позволит обеспечить судовладельцев новыми судами или же заменить старые суда. Государственная поддержка позволит установить продолжительный срок лизинга (25 лет), а также низкую ставку по лизинговым платежам.

Выводы

Новая модель, предложенная ГТЛК, отличается от стандартной модели финансирования строительства судов за счёт банковских кредитов. Такая концепция предоставляет ГТЛК ряд преимуществ: возможность устанавливать льготную процентную ставку по лизинговым платежам, погашение по облигациям осуществляется в течение длительного периода времени - 25 лет, а объём предоставляемых средств позволит построить к 2027 году 260 объектов водного транспорта.

Таким образом, используя описанную выше схему финансирования строительства судов, государство реализует сразу несколько задач:

  • Развитие судостроения и смежных с ним отраслей, обеспечение предприятий новыми заказами;
  • Поэтапная замена устаревшего флота на новый;
  • Повышение спроса на отечественный водный транспорт за счет снижения цены его использования, что способствует импортозамещению;
  • Получение налоговых поступлений от участников программы.

Список литературы

  1. Официальный сайт ГТЛК / [Электронный ресурс] // : [сайт]. – URL: https://www.gtlk.ru/ (дата обращения: 23.11.2023).
  2. План-график финансирования инвестиционного проекта / [Электронный ресурс] // : [сайт]. – URL: http://government.ru/docs/all/149317/ (дата обращения: 23.11.2023).
  3. Паспорт инвестиционного проекта «Программа льготного лизинга гражданских судов водного транспорта» / [Электронный ресурс] // : [сайт]. – URL: http://government.ru/docs/47805/ (дата обращения: 03.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Каленков Артем Александрович