Современное состояние и особенности рынка энергетических транспортных средств

"Научный аспект №5-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 629.423, 629.33, 33

Научный руководитель Мищенко Валерий Викторович – кандидат экономических наук Алтайского государственного университета.

Лю Сяолин – аспирант Алтайского государственного университета.

Аннотация: Рынок энергетических транспортных средств, охватывающий в современных условиях электромобили (EV), гибриды, автомобили на топливных элементах, переживает интенсивную трансформацию, вызванную технологическими достижениями, реализацией различных соответствующих политических инициатив, изменением потребительских предпочтений. В статье автором рассматривается текущее состояние этого рынка, подчёркиваются его ключевые особенности, а также описываются факторы, содействующие его развитию.

Ключевые слова: рынок, технология, транспорт, транспортное средство, экономика, энергетика.

За последнее десятилетие мировой рынок энергетических транспортных средств продемонстрировал экспоненциальный рост. По данным Международного энергетического агентства (МЭА), количество электромобилей на дорогах в 2023 году превысило 13 млн., что на 15% больше, чем в предыдущем году [3]. Эти достижения, в первую очередь, объясняются мощной политической поддержкой; речь идёт о:

- субсидиях;

- налоговых льготах;

- строгих правилах касательно выбросов на ключевых рынках (Китай, Европа, США, РФ и т. п.).

Важно особо подчеркнуть, что технологические инновации лежат в основе расширения рынка характеризуемых нами средств (рис. 1).

Рисунок5

Рисунок 1. Мировой рынок транспортных средств на новых источниках энергии — отраслевые тенденции и прогноз до 2030 года

(размер рынка в млрд. долл.) [5]

Значительные усовершенствования в аккумуляторных технологиях, особенно в литий-ионных батареях, позволили существенно повысить плотность энергии, весомо сократить затраты, нарастить запас хода транспорта. Средняя стоимость упомянутых батарей упала с примерно 1100 долларов за киловатт-час (кВтч) в 2010 году до примерно 135 долларов за кВтч в 2022 году. В прогнозных оценках указывается, что к 2025 году эта стоимость может уменьшиться до 100 долл. за киловатт-час (кВтч) [2], что сделает электромобили более доступными, а также конкурентоспособными. (с автомобилями с двигателями внутреннего сгорания).

В свою очередь, стремительное развитие зарядной инфраструктуры имеет определяющее значение для широкого внедрения энергетических решений в области транспорта. Инвестиции в общественные зарядные станции резко возросли; при этом сегодня наблюдается заметный рост сетей быстрой зарядки.

Например, сеть «Tesla Supercharger» и инициативы ряда компаний (имеются в виду «Electrify America», «ChargePoint») значительно расширили доступность вариантов, сводя к минимуму проблему касательно беспокойства по поводу запаса хода среди потенциальных покупателей электромобилей [1].

Помимо обозначенного выше, достижения в сфере решений для домашней зарядки сделали пользователям гораздо более удобным заряжать свои автомобили в ночное время.

Далее целесообразно остановиться на характеристике нюансов политической и нормативно-правовой среды.

Государственная политика играет весьма значимую роль в формировании анализируемого рынка. Страны по всему миру приняли различные меры по содействию внедрению энергетических транспортных средств. Европейский Союз, к примеру, поставил амбициозные целевые ориентиры по сокращению выбросов CO2 от новых автомобилей и потребовал существенного увеличения доли электромобилей в новом автопарке.

Китай, крупнейший рынок EV, ввел мандат на новые энергетические автомобили (NEV), который требует от автопроизводителей производить определенный процент изделий с нулевым уровнем выбросов.

Отношение потребителей к рассматриваемым нами транспортным средствам значительно трансформировалось. Растущая экологическая осведомленность (в сочетании со снижением стоимости владения и улучшением характеристик транспорта) привели к более интенсивному и масштабному распространению электромобилей. Уместно отметить, что значительная часть потребителей сейчас рассматривает эти решения в качестве своей следующей покупки. Вдобавок, автопроизводители скорректировали и расширили свои предложения, демонстрируя обширный выбор моделей в разных сегментах — от компактных автомобилей до роскошных внедорожников — удовлетворяя тем самым разнообразные предпочтения.

Невзирая на очевидную положительную динамику, рынок энергетических транспортных средств сталкивается с большим количеством насущных проблем. Так, серьёзными препятствиями остаются:

- переработка и утилизация аккумуляторов;

- сложности с цепочками поставок;

- поиск критически важных материалов (в частности, подразумеваются литий, кобальт);

- необходимость дальнейшего развития аккумуляторных технологий [4].

Вместе с тем, перечисленные выше проблемы открывают возможности для инноваций, инвестиционных вложений. Например, разработка твердотельных батарей обещает обеспечить более высокую плотность энергии, повышенную безопасность.

Как представляется, будущее рынка энергетических транспортных средств выглядит многообещающим. Аналитики прогнозируют, что к 2030 году электромобили составят значительную часть продаж новых автомобилей. Интеграция возобновляемых источников энергии с инфраструктурой зарядки, а также эволюция технологий «автомобиль-сеть» (V2G) способны на перспективу еще больше повысить устойчивость и результативность энергетической экосистемы.

В дополнение к отмеченному, постоянная политическая поддержка и технологические достижения, вероятно, поспособствуют последующему снижению стоимости транспорта, что сделает средства доступными для широкой аудитории.

Таким образом, рынок энергетических транспортных средств находится на этапе трансформации, характеризующемся быстрым ростом, технологическими достижениями, поддерживающей политикой. Несмотря на то, что проблемы сохраняются, даже обостряются, траектория указывает на устойчивое и динамичное будущее в характеризуемой нами сфере. Продолжающаяся эволюция в этом секторе не только означает сдвиг в технологиях, но и представляет собой фундаментально-значимый шаг на пути к достижению глобальных целей устойчивого развития. Анализируемый рынок продолжит играть ключевую роль в формировании перспектив транспорта и энергопотребления.

Список литературы

  1. Блинов А.Д. Сравнение альтернативных энергетических технологий на транспортных средствах / А.Д. Блинов, О.Б. Тихомирова, А.Н. Тихомиров // Транспортные системы. – 2021. – № 1 (19). – С. 33-40.
  2. Воробьев С.А. Исследование экономичности и экологичности транспортных средств с помощью имитационного моделирования / С.А. Воробьев // Вестник НЦБЖД. – 2023. – № 3 (57). – С. 112-118.
  3. Жэнь К. Обзор ведущих технологий энергетических транспортных средств, создающих конкурентное преимущество в маркетинге и продажах / К. Жэнь // Актуальные вопросы современной экономики. – 2023. – № 5. – С. 412-418.
  4. Куликов И.А. Сравнительное исследование энергетической эффективности комбинированных энергоустановок, предназначенных для транспортных средств / И.А. Куликов, Л.Ю. Лежнев, С.В. Бахмутов // Проблемы машиностроения и надежности машин. – 2019. – № 1. – С. 15-25.
  5. Мировой рынок транспортных средств на новых источниках энергии — отраслевые тенденции и прогноз до 2030 года // URL: https://www.databridgemarketresearch.com/ru/reports/global-new-energy-vehicles-market (дата обращения: 29.05.2024).
Автор: Лю Сяолин