Проблемы предприятий при формировании стратегии развития

"Научный аспект №5-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Бурцева Татьяна Алексеевна – доктор экономических наук, профессор Московского финансово-юридического университета МФЮА

Гусев Андрей Анатольевич – магистрант Московского финансово-юридического университета МФЮА

Аннотация: Рынки и условия постоянно меняются, в определенный момент в бизнесе будет достигнута стагнация, так называемое «плато роста». Это может произойти из-за изменения рыночных тенденций, появления новых конкурентов или изменения потребительского поведения. Независимо от причин, это самое время, когда нужно внедрять новые стратегии для увеличения дохода. Улучшение существующих продуктов или создание новых продуктов, пользующихся спросом на рынке, может помочь сохранить компании тенденцию роста.

Ключевые слова: рынок, конкуренция, стратегия, развитие, стратегия разработки продукта.

Рынки и условия постоянно меняются, на рынок выходят новые конкуренты, а экономика меняется вместе с глобальным спросом и предложением. Поэтому невозможно один раз и навсегда выработать одну стратегию и ей следовать, следует создавать гибкую стратегию, учитывающую изменения рынков, события, которые могут изменить отрасль. Когда стратегия будет разработана, важно постоянно следить, как любые внешние и внутренние силы могут изменить план действий или измеримые цели.

В определенный момент в бизнесе будет достигнута стагнация, так называемое «плато роста». Это может произойти из-за изменения рыночных тенденций, появления новых конкурентов или изменения потребительского поведения. Независимо от причин, это самое время, когда нужно внедрять новые стратегии для увеличения дохода.

Улучшение существующих продуктов или создание новых продуктов, пользующихся спросом на рынке, может помочь сохранить здоровую кривую роста.

Определение стратегии разработки продукта – это стратегия, при которой компания планирует и разрабатывает новые продукты или модернизирует существующие продукты и выводит их на существующий рынок. Это стратегия особенно полезна для поддержания конкурентного преимущества [3].

Успешная стратегия разработки продукта делает акцент на исследовании рынка и потребителей, концептуализации, создании, тестировании, запуске и маркетинге для клиентов там, где существует растущий спрос на продукт.

Эта стратегия может использовать различные подходы, такие как [2]:

  • Разработка нового продукта, аналогичного текущему продукту
  • Изобретение или улучшение существующего продукта
  • Создание нового продукта на основе покупательского поведения клиентов.

Стратегия развития является частью матрицы Ансоффа. Матрица была создана в 1957 году Игорем Ансоффом в качестве руководства, помогающего компаниям планировать свой будущий рост. В нем содержатся четыре альтернативные стратегии роста бизнеса, которые полезны, когда компания стремится выйти на новый или существующий рынок с существующими или недавно разработанными продуктами [1]:

Наличие новой стратегии разработки продукта помогает определить обновленную модель ценообразования на продукт, расширенные функции и размер прибыли, которую получит компания.

Для компании многое поставлено «на карту». При разработке нового продукта необходимо учитывать связанные с этим риски, общие затраты, нагрузку на ресурсы команды и время выхода на рынок и ответить на вопросы:

  • Будет ли разработка продукта соответствовать потребностям клиентов?
  • Будет ли это сопоставимо с предложениями конкурентов по разработке собственных продуктов?
  • Принесет ли это окончательную отдачу в виде увеличения прибыли?

Отслеживание процесса разработки продукта означает, что можно управлять прогрессом и измерять результаты создания новых продуктов и модификации существующих. Стандартизированного способа измерения разработки продукта не существует, но важно согласовать со своей командой разработчиков соответствующие ключевые показатели эффективности, которые следует применять к проекту по мере продвижения по дорожной карте от разработки стратегии до завершения.

Стратегии успешной разработки продукта начинаются с исследования рынка. Если у бизнеса есть достоверные данные по целевому рынку, можно оценить его потребности и стремиться удовлетворить их, создавая решения. Всегда стоит посмотреть на то, как ведущие бренды решают возникающие проблемы или реагируют на изменения потребительских тенденций.

Разработка продукта часто может быть простой: взять существующий продукт, слегка модифицировать его и продать на существующем рынке. Это повышает ценность для клиентов, которые вполне могут купить новый продукт, даже если у них есть текущая версия.

Благодаря стратегии развития компания может продолжать увеличивать доход с помощью одного продукта, который они постепенно адаптируют с течением времени по мере изменения технологий и потребительских требований.

Независимо от того, что компания выберет для разработки продукта, важно разработать стратегию, охватывающую все этапы - от сбора данных до создания, тестирования, запуска и последующего измерения результатов. Наличие четкой дорожной карты гарантирует, что команда и ключевые заинтересованные стороны согласуют свою миссию по разработке продукта и что конечный результат будет успешным.

Существует четыре основных этапа, которые необходимо пройти при создании стратегии развития бизнеса для организации.

Определить свою аудиторию

Чтобы создать стратегию развития бизнеса, обеспечивающую оптимальные возможности роста и получения прибыли, сначала необходимо определить свою идеальную аудиторию. Сосредоточиться нужно на конкретных фирмах, отраслях промышленности или отдельных лицах, которые обязательно продвинут исследуемый бизнес вперед. При этом стремиться нужно к качеству, а не к количеству – большая аудитория не всегда необходима, но высокоэффективная – всегда. Неподходящие потенциальные клиенты не проявят себя таковыми после первой встречи. Вот почему важно точно определить целевую аудиторию, чтобы не тратить время на налаживание отношений с неквалифицированным потенциальным клиентом, который никогда не заключит сделку.

Провести исследование рынка

После того, как аудитория определена, нужно узнать о ней как можно больше. Для того, чтобы привлечь их к сотрудничеству нужно ответить на следующие вопросы:

  • Каковы их основные проблемы?
  • В каких услугах они нуждаются?
  • Каков их подход к решению проблем в настоящее время?
  • Как продукт или услуга исследуемой компании могут улучшить их текущую ситуацию?

Как только будут ответы на эти вопросы, можно приступить к анализу конкурентов. Нужно определить, что отличает исследуемую компанию от конкурентов, и использовать это отличие в качестве конкурентного преимущества, которое можно применить при доведении ценности компании до потенциальных клиентов.

Определить соответствующие каналы

После определения целевой аудитории, проведения анализа и разработки плана действий, который выделит исследуемую компанию среди конкурентов, можно приступить к описанию каналов для достижения цели. Это включает в себя оценку целей по общему доходу на год и определение конкретных методов, которые будут использованы для достижения этих целей. Данные каналы описаны в основных стратегиях и тактиках развития бизнеса, которые можно использовать для создания или расширения бизнеса. Далее они будут описаны.

Определить цели S.M.A.R.T.

Для каждого направления устанавливаются цели по S.M.A.R.T. (конкретные, измеримые, достижимые, релевантные, привязанные ко времени) цели, которые помогают измерять и отслеживать прогресс компании. Общая цель развития бизнеса не обязательно должна быть напрямую связана с получением прибыли и выручки, но должен быть компонент, направленный на привлечение новых потенциальных клиентов в воронку продаж компании.

Таким образом, постоянно проводя мониторинг рынка и разрабатывая новые продуктовые стратегии.

Список литературы

  1. Ансофф И. Стратегическое управление: Экономика; Москва; 1989 http://library.lgaki.info:404/2020/Ансофф_Стратегическое.pdf.
  2. Архипова Л.С. Конкуренция как основа экономики: концептуальные подходы к исследованию роли конкуренции. – Москва: Инфра-М, 2024. – 400 c.
  3. Бариленко В.И. и др. Основы бизнес-анализа: учебное пособие / Под ред. В. И. Бариленко. – Москва: КноРус, 2022. – 270 с.
  4. Бихофф Н. Стратегический менеджмент по Коттлеру. – Москва: Альпина Паблишер, 2023. – 90 с.
  5. Донина К.В. Процесс разработки стратегии устойчивого развития предприятия / К. В. Донина, Е. В. Кушнир // Интеграция науки в условиях цифровизации: материалы Национальной научно-практической конференции: в 2 ч., Саранск, 29-30 ноября 2021 года / Российский университет кооперации, Саранский кооперативный институт. – Саранск: Типография «Рузаевский печатник», 2021. – С. 174-178.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Бурцева Татьяна Алексеевна