Стратегические сбалансированные системы показателей в государственных учреждениях, связанных с объектами культурного наследия

"Научный аспект №5-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Чахова Полина Андреевна – магистрант Уральского федерального университета имени первого президента России Б. Н. Ельцина.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы недоработок законодательной базы в области использования и госохраны объектов культурного наследия (ОКН). Проводится анализ отечественного и зарубежного опыта, в совершенствовании механизма стратегического управления на основе сбалансированной системы показателей (ССП). Результатами исследования являются: адаптация ССП под специфику госучреждений, а также создание системы взаимодействия Управления государственной охраны ОКН Свердловской области с девелоперами, инвесторами и др., снижающей трансакционные издержки.

Ключевые слова: система управления, сбалансированные системы показателей, стратегическая карта, охрана объектов культурного наследия.

1. Вступление

Обеспечение упорядоченности и регулярного развития системы государственных учреждений в области охраны культурного наследия требует целенаправленного воздействия, то есть управления [1]. Поэтому разработка механизмов управления в этой области имеет особую практическую ценность. Реализация эффективной стратегии управления возможна различными методами, в том числе за счёт инструмента – сбалансированная система показателей (ССП) [2].

ССП представляет собой систему стратегического управления компанией на основе измерения и оценки ее эффективности по набору определенных показателей, отражающих все стороны деятельности фирмы – финансовые и нефинансовые. Название самой системы отражает баланс, который сохраняется между краткосрочными и долгосрочными целями, основными и вспомогательными параметрами, а также внешними и внутренними факторами деятельности предприятия [3].

Основной целью ССП является перевод абстрактной стратегии копании в конкретные, измеримые цели, достижение которых отслеживается с помощью ключевых параметров [4]. Существующие нормативно правовые акты, документы, статьи, литературные источники [5, 6, 7] не содержат положений по созданию эффективной системы управления как госучреждениями, наделенными полномочиями по сохранению объектов культурного наследия (ОКН), так и собственно выверенными им ОКН. Так в документах Управления госохраны ОКН Свердловской области сформулированы задачи и функции структурных подразделений Управления, что не является по существу управлением как таковым.

Кроме того, существенным недостатком в стратегии охраны наследия является отсутствие территориального подхода к его охране и непризнание территории в качестве феномена наследия. Подобное приводит к отсутствию интереса у потенциальных благотворителей, девелоперов, инвесторов ввиду невозможности приспособления ОКН под современное коммерческое использование, в соответствии с их видением, основанным на конъюнктурном состоянии рынка недвижимости.

В данной работе госучреждения рассматриваются как организационные системы со специфической системой управления и связанной с ней специфической ССП. Особенности системы связаны с их некоммерческим характером в отличие от организаций, нацеленных на финансовые показатели.

Важным элементом СПП являются стратегические карты (СК), предназначенные для согласования краткосрочных целей деятельности организации с её миссией, видением и стратегией на долгосрочную перспективу с помощью определения четырех основных составлявших [8]:

- Финансовой деятельности;

- Бизнес-процессы;

- Отношений с потребителями;

- Составляющая обучения и развития (компетентностный рост).

Применение вышеуказанных составляющих для использования в структурах госсектора, занимающихся охраной ОКН, требует корректировки в силу специфики системы. Поэтому составляющую «финансовая деятельность» автор заменил на «организационно-экономическую» составляющую, предназначенную для установления эффективного использования бюджетных и внебюджетных средств. Составляющую «бизнес-процессы» – на внутренние организационные процессы, взаимосвязей между отделами Управления государственной охраны ОКН Свердловской области. Составляющую «отношения с потребителями» – на взаимоотношения с благотворителями, девелоперами, общественными организациями (объединениями), волонтерами.

Первые три составляющие ССП обнаруживают большой разрыв между существующими возможностями людей, систем и процедур, которые требуются для повышения эффективности деятельности. Для ликвидации этого пробела, госучреждению необходимо инвестировать в обучение и переобучение персонала, усовершенствование информационных технологий и систем, способствующих росту производительной деятельности, создание взаимосвязи между организационными процедурами и ежедневными операциями.

Однако адаптации данных составляющих ССП к особенностям госучреждений по охране ОКН автор считает недостаточным для эффективной работы системы. Без должного внимания остались такие компетенции как использование и популяризация. В связи с этим автор предлагает пятый составляющий в ССП – просветительская деятельность по привлечению заинтересованных сторон. Внедрение данной составляющей необходимо для сохранения ОКН путем адекватного потенциального использования.

2. Материалы и методы

2.1. Методы исследования

В процессе исследования были использованы следующие методы: теоретические (факторный анализ, диалектический метод, анализ нормативно правовой базы в области охраны ОКН; конкретизация; обобщение; систематизация); эмпирические (изучение опыта работы госучреждений, девелоперов и общественных организаций в области сохранения, использования, популяризации и госохраны ОКН).

2.2. Экспериментальная база исследования

Опытно-экспериментальной базой исследования являлось Управление государственной охраны ОКН Свердловской области.

2.3. Этапы исследования

Исследование проблемы проводилось в три этапа:

На первом этапе был проведен теоретический анализ методологических положений развития теории и практики стратегического управления, диссертационных работах по проблеме, а также нормативно-правовой базы; выделены проблема, цель, и методы исследования.

На втором этапе теоретические данные были переведены в практическую плоскость: методы стратегического управления на основе ССП адаптированы под специфические особенности госучреждений занятых охраной ОКН. Сформирована система взаимодействия Управления государственной охраны ОКН Свердловской области с благотворителями, девелоперами, инвесторами и др., направленная на снижение степени бюрократизации за счёт создания дружественной среды, партнёрства, доверительных отношений и позволившая уменьшить трансакционные издержки.

На третьем этапе были уточнены теоретические и практические выводы, обобщены и систематизированы полученные результаты, а также предложены методы повышения эффективности работы госучреждений в области охраны ОКН.

3. Результаты

В рамках исследования разработан пятый составляющий в ССП – просветительская деятельность по привлечению заинтересованных сторон. Внедрение данной составляющей необходимо для сохранения ОКН путем адекватного потенциального использования.

Содержательная часть составляющего заключается в:

- Просветительской деятельности среди всех слоёв населения, с целью формирования «граждановедения» – направления, при котором общественность обсуждает вопросы сохранения ОКН с профессиональным сообществом (искусствоведы, архитекторы, градостроители, девелоперы) без экстремизма, но в границах разумного компромисса.

- Необходимости разработки программы по использованию ОКН с учетом вариантов конкурентного и/или комплиментарного функционального назначения в условиях

С целью проработки пространственных проблем в деятельности по охране ОКН разработан мастер-план управления ОКН для критерия «историчность» (рис. 1).

Рисунок01

Рисунок 1. Мастер-план функционально-иерархического управления ОКН для критерия «историчность» в части существования во времени – более 40 лет

Разработана СК Управления государственной охраны ОКН Свердловской области (рис. 2) и схема ее реализации (рис. 3).

Рисунок02

Рисунок 2. СК Управления государственной охраны ОКН Свердловской области

Рисунок03

Рисунок 3. Схема системы управления реализации стратегии

Адаптированная схема ССП для госучреждений по сохранению ОКН (рис. 4).

Рисунок04

Рисунок 4. Адаптированная схема ССП для госучреждений по сохранению ОКН

4. Обсуждения

Различные аспекты стратегического управления были рассмотрены в работах таких зарубежных авторов, как Абрамс Ф., Ансофф И., Веттер М., Гольдшейн Г. Я., Друкер П., Конно Т., Ольве Н. Г., Рой Ж., Саймон Г., Эндрюс К. и другие. Разработка эффективного подхода к оценке результативности деятельности компаний – ССП принадлежит Каплану Р. и Нортону Д. Среди российских исследователей, вклад в изучение измерения эффективности внесли Абалкин Л. И., Агафонов А. В., Виханский О. С., Глущенко В. В., Градов А. П., Евенко Л. И., Мильнер Б. З., Ромашева Е. А., Панов А. И., Удалов Ф. Е. и другие.

Однако несмотря на глубокую проработанность проблематики стратегического управления, практически отсутствуют работы, посвященные механизму управления в области охраны ОКН с использованием ССП как для собственной функциональной деятельности, так и для управления вверенными им ОКН.

В работах Ольве Н-Г., Роя Ж. и Веттера М. «Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию ССП» [8] Каплана Р. С., и Нортона Д. П. «Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие ССП» [9] содержится рекомендации по применению ССП и СК в общественных организациях, в органах местного самоуправления и центральных органах власти с учётом отличительных особенностей их по сравнению с коммерческими организациями.

Р. С. Каплан и Д. П. Нортон «Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевающие ССП отметили, что основные принципы создания организации, ориентированной на стратегию, применимы для всех секторов экономики. Не только частные компании, но и некоммерческие, общественные и государственные организации, а также организации здравоохранения могут с успехом применять ССП с учетом своих специфических особенностей [9].

Анализ научно-практической литературы по вопросам стратегического управления как зарубежном, так и у нас в стране свидетельствует о том, что отсутствуют работы по стратегическому управлению, в том числе и на основе ССП не только в организациях, обладающих полномочиями по сохранению ОКН, но и собственно самими ОКН. Данное обстоятельство вызвало необходимость: в разработке классификации моделей и методов оценки эффективности в процессе управления ОКН в стратегическом контексте; в адаптации к целям и задачам сохранения ОКН ССП, в выработке механизмов для стратегического планирования, во взаимосвязи мотивации видения, стратегии и стремления организаций занимающихся сохранением ОКН.

5. Заключение

В процессе анализа работ отечественных и зарубежных авторов установлено, что в иерархической структуре организаций ответственных за сохранение, использование, популяризацию и государственную охрану ОКН отсутствует управление как неотъемлемая часть ССП, необходимая для встраивания в обозначенные выше организации.

Предложенная для реализации ССП в организации, занимающиеся охраной ОКН позволит создать систему взаимодействий как между организациями соподчиненности в вопросах охраны ОКН, так и внутри подразделений в низовых звеньях, занятых охраной в субъектах и муниципальных образованиях.

6. Рекомендации

Материалы данного исследования могут быть использованы с целью повышения эффективности деятельности государственных учреждений по сохранению ОКН, а также в учебном процессе студентов ВУЗов, в том числе для написания ВКР.

Список литературы

  1. Новиков Д. А. Теория управления организационными системами. 3-е изд., испр. и дополн. – М.: Издательство физико-математической литературы, 2012. – 604 с.
  2. Ромашова. Е. А. Стратегическое управление промышленным предприятием на основе системы сбалансированных показателей : автореферат дис. ... кандидата экономических наук : 08.00.05 / Ромашова Елена Андреевна; [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2007. - 27 с.
  3. Шулико Е. В., Низовкина В. О. Сбалансированная система показателей в стратегическом управлении автотранспортным предприятием // Форум молодых ученых. 2018. №8 (24).
  4. Авраменко Т. О. Основы стратегического управленческого анализа сбалансированной системы показателей // Теория и практика современной науки. 2020. №2 (56).
  5. Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ (последняя редакция) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
  6. Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. N 190-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) «Градостроительный кодекс Российской Федерации».
  7. Федеральный закон от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ (ред. от 14.02.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2024) «Земельный кодекс Российской Федерации».
  8. Ольве Н-Г., Рой Ж., Веттер М. Оценка эффективности деятельности компании. Практическое руководство по использованию сбалансированной системы показателей. Пер. с англ. – М.: Издательский дом «Вильямс», 2004. – 304 с. : ил. – Парал. тит. англ.
  9. Каплан Р. С., Нортон Д. П. Организация, ориентированная на стратегию. Как в новой бизнес-среде преуспевают организации, применяющие сбалансированную систему показателей. / Пер. с англ. – М.: ЗАО «Олимп – Бизнес», 2004. – 416 с.: ил.
Автор: Чахова Полина Андреевна