Развитие комфортной городской среды

"Научный аспект №5-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 338.2

Шелекасов Василий Борисович – студент магистратуры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Научный руководитель Федотов Александр Михайлович – доцент кафедры Государственного и муниципального управления Высшей школы управления Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается, как в условиях стремительной урбанизации и роста населения мегаполисов становится важной проблема комфортной городской среды. В данной работе уделено внимание негативным последствиям урбанизации, таким как нехватка транспортной инфраструктуры, дефицит зеленых насаждений, отсутствие безбарьерной среды и их влияние на качество жизни горожан. В итоге, в работе выделены пять основных направлений для развития российских городов, направленных на достижение максимального комфорта и благополучия горожан.

Ключевые слова: комфортная городская среда, развитие комфортной городской среды, инфраструктура, озеленение, безбарьерная среда, городское управление.

По данным ООН Хабитат [1], в мире наблюдается ярко выраженная тенденция на рост городского населения, в связи с чем вопрос о благоустройстве городского пространства становится все острее и острее.

Рост населения в мегаполисах влечет за собой ряд социальных проблем. Плотность населения напрямую влияет на количество автомобилей и, как следствие, на загруженность дорог, загрязнение воздуха и острую нехватку парковочных мест. Дефицит парковок актуален для большинства городов, но особенно остро стоит в мегаполисах.

Кроме того, статистика подтверждает прямую зависимость между численностью населения мегаполиса и временем, затрачиваемым на дорогу до работы и обратно [4]. Удаленность жилых районов от деловых центров приводит к значительным временным потерям. Комфортная городская среда является ключевым фактором устойчивого развития современного города, оказывая прямое воздействие на социально-экономические и экологические аспекты. Благоустроенность городских пространств, включающая наличие зеленых зон, пешеходных зон и развитой транспортной инфраструктуры, способствует повышению качества жизни населения.

Урбанизированные территории, в особенности мегаполисы, характеризуются высокой концентрацией населения и инфраструктуры на ограниченной площади. В результате наблюдается сокращение доли зеленых насаждений [5], что влечет за собой ряд негативных последствий. Недостаток зеленых насаждений приводит к увеличению концентрации вредных веществ, что негативно сказывается на здоровье населения.

Города без достаточного количества растений сильнее прогреваются в жаркое время года, что увеличивает риски для здоровья, особенно для уязвимых групп населения. Кроме того, отсутствие контакта с природой приводит к психологическому дискомфорту у горожан: увеличивается уровень стресса, возрастает риск развития депрессивных состояний, в целом снижается качество жизни.

Также современная городская среда полна барьеров для маломобильных граждан. Отсутствие пандусов и лифтов во многих зданиях, высокие пороги и узкие дверные проемы превращают даже обычный поход в магазин в труднопреодолимое испытание. Отсутствие тактильной плитки и звуковых сигналов на перекрестках создает угрозу безопасности и ограничивает возможность самостоятельного передвижения.

Общественный транспорт также часто не приспособлен для нужд маломобильных пассажиров. Недостаток низкопольных автобусов и трамваев, неадаптированные остановки затрудняют использование общественного транспорта, а отсутствие специальных мест на парковках создает дополнительные сложности. Комбинация этих факторов приводит к тому, что маломобильные граждане оказываются в социальной изоляции. Сложности с передвижением и доступностью заставляют их отказываться от работы, учебы, общения и участия в общественной жизни, что негативно сказывается на их качестве жизни.

Все эти проблемы усугубляются со стремительным ростом городов, что ставит перед людьми, ответственными за их развитие, незаурядную задачу максимизации комфорта проживания и работы в городе для каждого отдельно взятого гражданина, в связи с чем зародилась идея о комфортной городской среде.

Понятие комфортной городской среды довольно широкое, и включает в себя много аспектов современного градоустройства. Современная комфортная городская среда совмещает в себе существующие технологии и инфраструктуру сферы услуг, направлена на удовлетворение потребностей горожан и внедрение инновационных инструментов, направленных на повышение качества оказываемых услуг и уровня комфорта граждан. [2]

Федеральный проект «Формирование городской среды» называет современный спрос на повышение эффективности использования не только таких ресурсов как, электричество и вода, но и пространство и время, движущей силой за необходимостью в качественной перестройке городской среды [3]. Также в нем отмечается запрос современных горожан на безопасность, эстетику, функциональность и комфорт, и подчеркивается всеобъемлющий эффект от рационально спроектированной городской среды. Хорошо освещенные улицы по ночам привлекают меньше преступников, обустройство парков и спортивных площадок оказывает положительный эффект на общее здоровье населения, а тем временем в безопасных и комфортных районах создаются точки притяжения для талантливых людей, образуя новые рабочие места и стимулируя местную экономику в целом.

В связи с этим следует назвать пять основных направлений, в которых следует развивать российские города для достижения максимального комфорта и благополучия горожан:

1. Планирование и дизайн

Грамотное планирование и дизайн играют ключевую роль в формировании комфортной городской среды. Принцип полифункциональности, когда в пределах пешей доступности сочетаются жилые, рабочие, общественные и рекреационные пространства, позволяет создать комфортные условия для жизни и сократить количество ненужных поездок.

Удобная пешеходная доступность, развитая сеть общественного транспорта и велоинфраструктура – все это делает город компактным и связанным. Обилие зеленых зон – парков, скверов, озеленение крыш и фасадов – не только улучшает экологию и микроклимат, но и делает городскую среду эстетически привлекательной.

Особое внимание необходимо уделять безопасности: хорошее освещение улиц, видеонаблюдение и безбарьерная среда для всех групп населения – это залог комфорта и спокойствия горожан. Наконец, важно сохранять историческое наследие города, поддерживать архитектурную выразительность и создавать узнаваемый облик, который будет отличать его от других.

2. Транспорт и мобильность

Эффективная транспортная система – это основа комфортной городской среды. Приоритет должен быть отдан общественному транспорту: необходимо развивать метро, трамвайные и автобусные маршруты, создавать выделенные полосы и удобные пересадочные узлы.

Для ограничения автомобильного трафика в центре города следует внедрять платные парковки, создавать пешеходные зоны, развивать каршеринг и велопрокат. Особое внимание необходимо уделять безопасности дорожного движения: снижать скоростной режим, разделять транспортные потоки и активно развивать сеть велодорожек. Все это позволит создать комфортные и безопасные условия как для автомобилистов, так и для пешеходов и велосипедистов.

3. Экология и устойчивое развитие

В контексте формирования комфортной городской среды, экологическая устойчивость играет важнейшую роль. Сокращение выбросов вредных веществ возможно за счет использования экологичного транспорта и развития возобновляемых источников энергии.

Применение современных технологий строительства, качественное утепление зданий и использование солнечной энергии – все это способствует повышению энергоэффективности и снижению негативного воздействия на окружающую среду.

Важнейшим аспектом является и правильное управление отходами: раздельный сбор мусора, его переработка и компостирование позволяют значительно снизить количество мусора, вывозимого на свалки. Наконец, бережное отношение к водным ресурсам, внедрение систем сбора дождевой воды и рациональное водопотребление – это необходимые условия для создания экологически устойчивой и комфортной городской среды.

4. Социальная сфера и инклюзивность

Комфортная городская среда немыслима без развитой социальной сферы, доступной каждому жителю. Это подразумевает решение жилищного вопроса, в том числе за счет развития арендного жилья и программ поддержки молодых семей. Важнейшую роль играет близость и доступность образовательных учреждений – школ и детских садов, а также учреждений здравоохранения – поликлиник.

Не менее важно обеспечить горожанам возможности для культурного досуга и отдыха: развивать общественные пространства, парки, обеспечивать доступность музеев, театров, библиотек. Особое внимание следует уделять принципам инклюзивности, создавая комфортные условия проживания для людей с ограниченными возможностями, детей и пожилых людей.

5. Управление и участие горожан

Формирование комфортной городской среды невозможно без активного участия самих горожан и грамотного управления, основанного на принципах прозрачности. Открытый доступ к информации о городских проектах, бюджете и планах развития – это основа для диалога между жителями и властью.

Важно проводить общественные слушания, организовывать голосования и всячески вовлекать горожан в принятие решений, касающихся развития городской среды. Необходимо поддерживать инициативы жителей и создавать условия для развития местного самоуправления, например, советы районов. Только совместными усилиями, администрации и жителей, город может стать по-настоящему комфортным и удобным для жизни.

В заключение, развитие комфортной городской среды важно как никогда раннее. Быстрый рост городов приносит с собой как и экономические возможности для развития, так и много проблем, связанных с их благоустройством. В связи с этими проблемами, городам нужно принять новый подход к развитию городов, который приоритизирует комфорт горожан при разработке городских пространств. Данный подход поможет максимизировать эффективность быстрорастущих городов, достигая при этом устойчивого развития.

Список литературы

  1. World Cities Report 2022 // UN Habitat URL: https://unhabitat.org/wcr/ (дата обращения: 24.05.2024).
  2. Д. Н. Ганченко, Ю. А. Тарзанова Комфортная городская среда: инновация или трансформация термина // Развитие теории и практики управления социальными и экономическими системами. 2019. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/komfortnaya-gorodskaya-sreda-innovatsiya-ili-transformatsiya-termina (дата обращения: 24.05.2024).
  3. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам Паспорт приоритетного проекта // "Формирование комфортной городской среды". - 2016 г..
  4. Человек в мегаполисе: опыт междисциплинарного исследования / Б. А. Ревич, О. В. Кузнецова, Б. Н. Порфирьев [и др.]. – Издание стереотипное. – Москва : Ленанд, 2019. – 640 с. – ISBN 978-5-9710-5911-0. – EDN GVVSQA.
  5. Романова, А. В. Проблемы нехватки озеленения современных городов / А. В. Романова // Научный вестник Воронежского государственного архитектурно-строительного университета. Серия: Студент и наука. – 2016. – № 11. – С. 76-81. – EDN XAAVJV.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Шелекасов Василий Борисович