Партнерства государственных и бизнес-структур

"Научный аспект №5-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Смирнов Александр Владимирович – аспирант Санкт-Петербургского университета управления и экономических технологий

Аннотация: Анализируется ситуация и методы изменения социально-экономических противоречий и проблем во взаимодействии бизнес-структур и государства в лице различных органах. Выявляются особенности взаимодействия социальных групп населения в условиях взаимодействия институтов профсоюзов, государственных структур и бизнес-сообществ.

Ключевые слова: социальное партнёрство, государственное регулирование, бизнес, управление.

Введение

На современном этапе развития государства актуальна проблема обострения социально-экономических противоречий, регулирования проблем между наемным трудом, бизнес-структурами и государством. Вариант взаимодействия – социальное партнерство. Такое взаимодействие было выработано в процессе исторического развития в ходе борьбы различных интересов и неоднократного согласования требований наемных работников, предпринимателей и государственных структур.

В статье анализируется максимально рациональные варианты взаимодействия государственных и бизнес-структур. Актуальность исследования подтверждается нерациональностью структуры взаимосвязи государственных и бизнес-структур при принятии решений которые влияют на развитие в условиях цифровизации, неактуальность методов и принципов работы коммерческих и государственных организаций в существующих социально-экономических условиях. Результаты исследования должны быть востребованы бизнес-сообществом и руководством государственных (муниципальных структур).

Целью исследования является предложение наиболее рационального механизма управления взаимодействием государственных и бизнес-сообществ. Задачей исследования являются выявления мероприятий, необходимых для выявления и определения оптимальных механизмов управления взаимодействием государственных и бизнес-структур.

Методы исследования

 Метод теоретического моделирования – метод формирования и изучения теоретических моделей, аналогов частей действительности, которые называются оригиналами, позволяет изменять аналоги, управляя ими мы получаем дополнительные знания об оригиналах.

Теоретический метод типологизации дает возможность ограничить некоторую изучаемую группу объектов имеющие конкретные свойства упорядоченные и систематизированные группы с помощью идеализированной модели или  типа.

Результаты

Противоречия различных социальных групп, взаимодействие рабочей силы и капитала  нашло отражение в работах  Карла Маркса, Фурье Ш  и многих других ученых и философов.

Особенности партнерства показывает его содержание:

  1. При любых ситуациях разрешение проблемы чаще всего происходит за столом переговоров;
  2. Баланс экономической, социальной политики и, в первую очередь, политики распределения доходов;
  3. Выявление показателей и определение критериев: социальной справедливости и установление стандартов) защита прав и интересов всех субъектов социально-экономического партнерства;
  4. Установление и регулирование системы гуманитарных ценностей на производстве и в различных областях;
  5. Участие сотрудников в жизни и управлении предприятием.

Механизм социального партнерства дает возможность обеспечить взаимный интерес работников и предпринимателей в стабильном росте экономических показателей, в повышении экономической устойчивости производства, в социальном благополучии, совершенствование процесса конкуренции; изменении в лучшую сторону условий труда и жизни; уменьшения  уровня и сглаживания остроты социальных противоречий, уменьшение забастовочных акций.

Объективные и субъективные причины для партнерства возникли с появлением профессиональных  и предпринимательских союзов которые в свою очередь возникли как механизм сглаживания появившихся противоречий между трудом и капиталом, когда государство было вынуждено стать арбитром в конфликтах. Практика социального партнерства возникла в следствии социальных потрясений первой половины XX века. Революции, экономические кризисы и депрессии внесли на рассмотрение переход к партнерству экономических субъектов, элементами которой являются:

  1. Государственное регулирование социально-экономических процессов ограниченное законодательством;
  2. Переход управления в компаниях к наемным менеджерам, демонополизация и поддержание конкурентной среды; разнообразие и равенство форм собственности перед законом;
  3. Поощрение научно-технического прогресса;
  4. Международная интеграция;
  5. Социальное партнерство как порядок разрешение споров.

Что такое социальное партнерство? Это значит, что для решения спорных вопросов, когда назревает конфронтация выбирают путь сотрудничества и пытаются найти баланс интересов. Однако, противодействие со стороны работников, работодателей и государственных учреждений сохраняется, но вместе с тем исключается развитие ситуации приводящее к насилию.

В России в 1991 году, когда был издан Указ Президента Российской Федерации "О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)"; в 1992 году в соответствии с Указом была создана Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений.

Система социального партнерства столкнулась с нежеланием государства делиться полномочиями по регулированию правовых отношений в области труда. Основной недочет в работе трехсторонней комиссии связан с тем, что профсоюзы и бизнес-организации не имеют полномочий участвовать в разработке стратегий экономических и социальных реформ. Государство монополизировало эту сферу. Решения находятся под сильным влиянием ограниченного круга бизнесменов, правительственных учреждений. Переговоры, которые затем проводятся в комиссии, ограничены заранее определенными рамками, и нет возможности задавать направление развития и ставить цели.

Чтобы преодолеть этот монополизм государственных структур и его негативные последствия, профсоюзы добиваются:

  1. Равенства каждой из договаривающихся сторон в своих возможностях в формулировании и обсуждении вопросов на переговорах, консультациях, принятии решений;
  2. Ответственность каждой из договаривающихся сторон в соответствии с законодательством и наложение штрафных санкций за их нарушение для всех договаривающихся сторон;
  3. Юридически значимость обязательств.

Соглашение по важным вопросам таким как, как защита зарплаты работника от инфляции, решение проблемы невыплаты заработной платы работнику, возможности предотвращения массовой безработицы, формирует фундаментальную основу для расширения социального партнерства в других областях.

В современных развитых рыночных экономиках социальное партнерство трактуется как управляемый и находящийся в рамках закона диалог между работниками и их профсоюзами, с одной стороны, и бизнесом и их ассоциациями на различных уровнях, с другой. Взаимный диалог сглаживает противоречивые интересы сторон путем выбора взаимоприемлемых решений. Эти решения достигаются различными путями как переговорами, включение работников в управлении предприятиями через органы имеющие полномочия на развитие предприятий.

Социальное партнерство в России сводиться к партнерству между профсоюзами как представителями трудовых коллективов, бизнес-ассоциациями как представителями бизнес сообщества и государственными учреждениями которые формируют законодательство в интересах всего общества.

Социальные институты чаще всего создаются для того, чтобы обслуживать интересы тех, кто может влиять на формирование новых правил по средствам внесения изменений в ранее действующие порядки.

Социальное партнерство может достигать своих целей при устранении монополии государства на установление правил в разрешении противоречий между трудом и капиталом, обеспечивая равенство всех субъектов в этой деятельности. Его основная задача – дать возможность каждому чувствовать себя уверенно и защищенно. Это, в долгосрочном плане, даст возможность к устойчивому развитию.

Основные меры, которые приближают к достижению этой цели должно быть предотвращение концентрации прав на принятие решений в одних руках и неоправданного роста управленческого аппарата; жесткая борьба с коррупцией и бюрократизмом чиновников; учет интересов работников и потребителей при формировании законодательной базы; учитывание интересов работников как в сфере социально-трудовых отношений, так и во всей системе общественных отношений.

Государство еще не нашло баланса интересов при развитии экономических и социальных процессов. До сих пор нет четкого понимания задач и функций многих федеральных и региональных органов исполнительной власти. Невнятная роль государства как социального партнера является одной из основной причины незавершенности организационной структуры механизма социального партнерства. Учитывая, что государство в этом партнерстве является самым сильным и уверенным в своих силах это накладывает отпечаток на все партнерские взаимодействия

Оформление организационной формы социального партнерства началось "сверху" с созданием федеральной трехсторонней комиссии и некоторых "вспомогательных" структур – отраслевых и региональных комиссий. Механизмы социального партнерства закладываются крайне медленно по следующим причинам:

  1. Отсутствие атмосферы доверия в обществе;
  2. Организованные структуры по защите прав граждан подвержены давлению со стороны государства если государству не нравиться действия по защите граждан, неэффективность обращений в суд за восстановлением прав;
  3. Сосредоточения на тактических целях без планирования долгосрочного развития в деятельности государственных органов и компаний;
  4. Приоритет опираться на государство в сознании большинства населения и отсутствие желания знать свои права и механизмы их реализации;
  5. Лидерам профсоюзов не хватает профессионализма в области социальной деятельности, что проявляется в снижении доверия и статуса профсоюзов из года в год;
  6. Рыночные отношения в том виде, в каком они функционирует в России, не развивают ни организацию, ни взаимодействия хозяйствующих субъектов в экономическом пространстве или задачи их устойчивого развития во времени. Формирование и развитие рыночного взаимодействия между хозяйствующими субъектами в стране должны происходить при полноценных рыночных институтах, законы и подзаконные нормативные акты, обеспечивающие его эффективное функционирование и подкрепленные механизмами их соблюдения.

Для полноценного функционирования социального партнерства не допустим форма­лизм, работа без учетов интересов заинтересованных лиц. Это относиться ко всем уровням - от предприятия до субъекта федерации. Нужно преобразовать систему регулиро­вания социально-трудовых отношений, в которой решения будут приниматься с учетом мнения всех участников правового регулирования с возможностью влиять на решения и выносить острые вопросы на обсуждения. Решения должны носить обязательный характер, и за невыполнение их должна наступать ответственность.

Заключение

В статье показаны основные черты взаимодействия государственных и бизнес-структур.   Исследования в дальнейшем будут направлены на поиск рекомендаций по совершенствованию механизма управления взаимодействием муниципальных и бизнес-структур.

Список литературы

  1. Фурье Ш.Избранные сочинения в 3-х томах. Том 2 – «Новый промышленный и общественный мир». – М.: Соцэкгиз, 1939.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Смирнов Александр Владимирович