Методические аспекты оценки эффективности корпоративного управления

"Научный аспект №5-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 334.7

Сюе Вэньцзюнь – магистрант Российского университета дружбы народов.

Ли Шуюй – магистрант Российского университета дружбы народов.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности оценки эффективности корпоративного управления. Делается акцент на характеристике методических аспектов — анализируется их сущность, содержание (с учётом современных реалий). Также обращено внимание на систематизацию и описание проблем, имеющихся в данной сфере.

Ключевые слова: аспект, корпоративное управление, методика, оценка, эффективность.

В условиях современности оценивание результативности корпоративного управления сопряжено с анализом механизмов, процессов, структур, которые регулируют поведение, действия руководства, совета директоров, прочих заинтересованных сторон. Это имеет определяющее значение для обеспечения прозрачности, подотчетности, этики внутри организации. Важно в данной связи обратиться к более подробному рассмотрению методических особенностей оценки эффективности в анализируемой области. В первую очередь, целесообразно перечислить базовые категории: установление критериев оценивания, анализ документации, интервью, опросы, оценка управления рисками и внутреннего контроля, анализ финансовых результатов, соблюдение требований и этические соображения, сравнительный анализ и сопоставление с аналогами, обратная связь, постоянное улучшение, отчетность и прозрачность.

Так, прежде чем проводить какую-либо оценку, важно установить четкие критерии. Они могут опираться на: соблюдение нормативных требований, соответствие передовой практике (например, изложенной в кодексах корпоративного управления), следование этическим стандартам, а также достижение организационных целей — при учёте интересов сторон [3].

Процесс оценивания зачастую начинается с тщательного анализа документации, связанной с управленческой практикой компании. Речь идёт об уставе хозяйствующего субъекта, подзаконных актах, документах советов директоров, комитетов, кодексе поведения и политики, сопряжённых с управлением. В свою очередь, интервью и опросы с участием ключевых заинтересованных акторов (руководители, акционеры, сотрудники, клиенты, регулирующие органы) обеспечивают ценной информацией на предмет результативности практики корпоративного менеджмента. Вопросы вариабельны — касаются столь значимых аспектов, как состав совета директоров, процессы принятия решений, процедуры работы с рисками, действенные, перспективные каналы связи.

Эффективный корпоративный управленческий механизм, как правило, представлен надежными процессами реагирования на рисковые факторы, а также внутренним контролем для выявления, оценки, смягчения действия разного рода рисков, которые способны отрицательно повлиять на функционал организации при достижении заявленных целей. При оценке результативности данных процессов делается упор на определение адекватности методов идентификации риска, степени надежности внутренних контрольных процедур, способности субъекта хозяйствования оперативно приспосабливаться к изменяющейся бизнес-среде [1].

Хотя финансовые результаты сами по себе не определяют действенность корпоративного управления, анализ соответствующих показателей (подразумеваются, в частности, рентабельность капитала, прибыль на акцию, акционерная стоимость с течением времени и т. д.) способен дать достаточно детализированное представление об общем состоянии компании, о той мере, в которой управленческая практика содействует созданию стоимости.

В дополнение к отмеченному, оценка соблюдения соответствующих законов, правил, этических стандартов имеет основополагающее значение — в контексте определения результативности управления. С учётом этого делается акцент на исследовании репутации организации в увязке со следованием нормативным требованиям, предписаниям этического поведения, а также с инициативами в области корпоративной социальной ответственности.

Что касается методик, в основе которых заложено сравнение практики корпоративного управления предприятием с коллегами по отрасли и лучшими в своем классе организациями, то это предоставляет полезные информационные сведения о сферах, требующих улучшения. Так, специалисты в ходе оценивания прибегают к сопоставлению структур совета директоров, практики вознаграждения руководителей, прав акционеров, иных параметров, связанных с реализацией управленческого механизма.

Целесообразно отдельно подчеркнуть, что процесс оценки нельзя рассматривать как обособленное, одноразовое мероприятие; речь идёт, главным образом, об постоянных усилиях, которые направлены на усовершенствования, модернизацию. Сбор отзывов от заинтересованных сторон, сопоставление зарекомендовавших себя и успешных практик, периодический пересмотр критериев оценки существенно помогают в гарантировании того, что корпоративное управление остается действенным и соответствует целевым установкам, ценностям субъекта хозяйствования [4].

В дополнение к отмеченному, прозрачное и своевременное сообщение результатов процесса оценивания заинтересованным сторонам играет ключевую роль — из соображений поддержания доверия и обеспечения достоверности. Это представлено подготовкой официальных отчетов, раскрытием информации, касающейся корпоративного управления; находит своё отражение в нормативных документах, организационных коммуникациях, а также взаимодействиях с акционерами и прочими заинтересованными сторонами (с позиций разрешения проблем и получения обратной связи).

Сегодня оценка эффективности управления сопряжена с многочисленными проблемами — прежде всего, из-за сложности организационных структур, субъективного характера управленческой практики, разнообразных интересов вовлечённых сторон. Целесообразно обозначить наиболее острые проблемные моменты, касающиеся именно методических аспектов оценивания: субъективность показателей, отсутствие универсальных стандартов, ограниченная прозрачность и раскрытие информации, временной лаг в оценке воздействия, конфликты интересов, динамичная предпринимательская среда.

Так, обращает на себя внимание субъективность выбора показателей в целях оценки результативности управленческих действий. Параметры зачастую по-разному интерпретируются заинтересованными сторонами. К примеру, для одних высокий уровень вознаграждения руководителей может указывать на соответствие рыночным стандартам; другие же рассматривают это как чрезмерный шаг — он свидетельствует о плохом управлении.

Не существует общепризнанного набора стандартов практики в характеризуемой нами области. Хотя имеются руководящие принципы и рамки, они не являются юридически обязательными и различаются в зависимости от юрисдикции. В увязке с этим в проблемном контексте целесообразно отметить, что отсутствие стандартизации существенно затрудняет точное сравнение практики корпоративного управления в разных компаниях и отраслях.

Многие крупные корпорации характеризуются весьма сложными организационными схемами и звеньями (дочерние компании, совместные предприятия, трансграничные операции и т. д.). Оценка эффективности в этой связи часто оказывается проблематичной, поскольку управленческая практика может значительно отличаться — в зависимости от таких факторов, как местные правила, культурные нормы, структуры собственности.

Для того, чтобы преобразования в механизмах управления принесли ощутимые результаты, иногда требуется время (то есть, речь идёт о соответствующем лаге), а оценка их эффективности опирается на продольные исследования, которые по своей сути отнимают много времени и сопровождаются трудностями при выделении эффектов управления среди других факторов, влияющих на итоги деятельности компании.

Помимо обозначенного выше, осложнения провоцируются и конфликтами интересов между сторонами. Например, у руководителей имеются явные стимулы изображать управленческую практику в благоприятном свете — чтобы сохранить свои позиции. В свою очередь, у акционеров появляются противоречивые интересы в отношении приоритетов (краткосрочная прибыльность, долгосрочная устойчивость и т. п.). Всё это также важно учитывать при рассмотрении методических аспектов.

Наконец, важно подчеркнуть, что бизнес-среда постоянно развивается: новые технологии, динамика рынка, нормативные коррективы меняют задачи корпоративного управления. Традиционным структурам становится трудно оперативно адаптироваться к таким трансформациям, что приводит к пробелам в оценивании результативности управленческих действий в новых областях (подразумеваются, в первую очередь, кибербезопасность, экологическая устойчивость, социальная ответственность).

Таким образом, в нынешних условиях оценка эффективности корпоративного управления требует выработки и грамотной реализации комплексного и многоступенчатого подхода, в рамках которого принимаются в учёт разнообразные методические аспекты структур, процессов, результатов. Применяя строгие методологии и взаимодействуя с ключевыми заинтересованными сторонами, предприятия получают полноценную возможность вовремя и достоверно выявлять сильные и слабые зоны своей управленческой практики и реализовывать меры по повышению транспарентности, подотчетности, укреплению этичного поведения. Разрешение охарактеризованных в статье проблем требует продуктивного сотрудничества между регулирующими органами, компаниями, инвесторами и другими заинтересованными сторонами — с позиций разработки более надежных систем оценки, повышения прозрачности, практики раскрытия информации, а также продвижения культуры подотчетности и этического поведения внутри субъектов хозяйствования.

Список литературы

  1. Глушакова О.В. Как оценить эффективность реализации корпоративной стратегии / О.В. Глушакова, О.П. Черникова, С.А. Стрекалова // Экономический анализ: теория и практика. – 2020. – Т. 19. – № 2 (497). – С. 341-358.
  2. Диланян С.А. Методические основы оценки эффективности внутрифирменного корпоративного управления в торговых организациях / С.А. Диланян, В.Е. Черникова // Перспективы развития предпринимательской экосистемы отраслевого менеджмента в условиях внешних ограничений. Материалы Международной научно-практической конференции. – Краснодар: 2022. – С. 74-79.
  3. Чайка Н.К. Оценка уровня развития корпоративного управления / Н.К. Чайка // СТИН. – 2024. – № 1. – С. 20-24.
  4. Чжаоюй Ч. Особенности оценки экономической эффективности корпоративного управления / Ч. Чжаоюй // Вестник Челябинского государственного университета. – 2023. – № 8 (478). – С. 299-306.
Автор: Сюе Вэньцзюнь