УДК 338.1

Специфика и проблемы местного самоуправления в Российской Федерации

Моргун Владислав Романович – студент Алтайского государственного университета.

Аннотация: В данной статье приводится анализ специфики местного самоуправления, а также анализ существующих проблем, приводятся нормативные правовые акты, регулирующие деятельность местного самоуправления.

Ключевые слова: Конституция, местное самоуправление, власть, проблемы, законы, реформа.

В структуре системы власти, государственного и социального управления в РФ важное место занимает местное самоуправление, которое является одной из базисов демократии в нашей стране. Обращаясь к Федеральному собранию 21 февраля 2023 года, Президент отметил, что местное самоуправление как самый близкий к народу уровень публичной власти укрепляет гражданское общество, разрешает текущие проблемы людей. Качество его работы сильно влияет на то, как люди доверяют государству и уверены в его развитии, насколько высок уровень из жизни [10].

В п.2 ст. 3 Конституции РФ читаем, что у народа страны есть право реализовывать свою власть как лично, так и через посредников в лице госвласти, а также органов местного самоуправления. В ст. 12 говорится, что в рамках установленных полномочий самоуправление на местах является самостоятельным, что оно не относится к системе органов госвласти [8]. Ст. 132 содержит информацию о том, что органы местного самоуправления могут управлять принадлежащей муниципалитету собственностью, работать над местным бюджетом и пользоваться входящими в него средствами, вводить локальные налоги и сборы, решать другие возникающие в муниципальном образовании вопросы. Вместе с органами государственной власти они обеспечивают условия для максимально эффективного решения задач по обеспечению интересов проживающего в муниципалитете народа [8]. Все это позволяет говорить, что местное самоуправление необходимо относить к форме негосударственной публичной власти.

В ФЗ от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ говорится, что под местным самоуправлением необходимо понимать форму осуществления населением своей власти, которая обеспечивает решение народом вопросов локального значения. Эта функция должна осуществляться в установленных Конституцией РФ, законами федерального и местного уровня, самостоятельно и с полным принятием муниципальными властями ответственности за возложенные на них функции[9].

Несмотря на то, что местное самоуправление не считается государственной властью, ему также присущ ряд признаков такой власти, к примеру, наличие системы правовых актов, позволяющих вести свою деятельность на локальном уровне.

Являясь гарантом права населения самостоятельно решать вопросы локального значения, местное самоуправление предполагает, в первую очередь, единство ответственности и самостоятельности в ходе решения всех данных вопросов. Самостоятельность в данном случае рассматривается с двух сторон:

  • как право населения непосредственно либо через своих официальных представителей определять круг вопросов локального значения, которые будут приняты к его ведению;
  • как необходимость решать данные вопросы, действуя в рамках правового поля с опорой только или преимущественно на свои собственные ресурсы, финансовые, материальные и прочие средства.

Е.В. Кузина, О.Л. Казанцева считают местное самоуправление в России нестабильным. Они считают, что это отражается на реализуемой муниципальной реформе, направленной на повышение значимости государства и внесении местного самоуправления в общую вертикаль власти [7]. Поправки в Конституцию закрепили право органов государственной власти участвовать в организации органов местного самоуправления, назначать и снимать с должностей должностных лиц. Ситуации, когда это возможно, порядок действий закреплены федеральным законом (ст. 131 Конституции РФ). Включение органов местного самоуправления в общую систему публичной власти говорит об общем начале и взаимозаменяемости данных институтов. Но это недопустимо, ведь локальное самоуправление действует на всей территории страны [7], поэтому отказаться от его осуществления нельзя в силу ст. 12 Конституции РФ, о содержании которой было сказано выше. То есть, получается, что государство нацелено на централизацию путем усиления собственных позиций и сопутствующего ослабления основ местного самоуправления.

К имеющимся проблемам местного самоуправления стоит отнести следующие:

  • Дефицит кадров муниципальной службы.

Данная проблема заключается в недостаточной квалификации муниципальных служащих, их старением и тем, что для современной молодежи муниципалитеты перестали быть интересными работодателями. Особенно сильно проблем кадрового дефицита стоит на поселенческом уровне местного самоуправления. Сейчас местное самоуправление регулируется примерно 270 законодательными актами, а в основной закон о местном самоуправлении правки вносились уже более 140 раз. Поэтому наблюдается необходимость в том, чтобы сформировать корпус высококвалифицированных муниципальных служащих [2]. Также наблюдается проблема с уровнем зарплат муниципальных служащих – он куда ниже, чем в коммерческих организациях, и не соответствует уровню ответственности муниципальных служащих и задачам, которые они выполняют.

  • Снижение самостоятельности и обособленности местного самоуправления.

Когда в 2014 году был принят пакет поправок в ФЗ от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ, субъекты РФ получили возможность собственными законами регулировать порядок, в котором формируются органы власти в муниципальном образовании и определяется объем их полномочий. По факту у субъектов государства появилось право закреплять правовой статус глав муниципального образования и администрации. В этом случае два типа институциональных решений проистекает из специфики региона, социально-экономических условий и мотивации политической власти в конкретном субъекте РФ. Конечно же, допускалась установленная федеральными законами вариативность, которая объяснялась историческими, территориальными и прочими традициями [6].

  • Невысокий уровень участия народонаселения в решении вопросов локального значения.

У местного самоуправления существует большая зависимость от участия в нем людей, чем у государственной власти. Законодательные акты содержат список разнообразных форм участия народонаселения в процессах местного самоуправления. Но по данным исследований, население плохо информировано об имеющихся и возможных формах участия в местном самоуправлении. Поэтому население в целом на сегодняшний день является только потенциальным субъектом в сфере местного самоуправления. Население многих муниципальных образований пассивно из-за недоверия к местной власти, плохой оценки ее деятельности, отсутствия у людей знаний о возможности принимать участие в решении вопросов локального значения [2].

  • Финансовые и экономические проблемы.

Низкая материальная обеспеченность – важнейшая проблема муниципального самоуправления на сегодняшний день. Муниципальные образования сталкиваются с недостатком собственных финансов средствами муниципальных образований и высокими различиями в социальном и экономическом развитии разных территорий.

Доходные статьи местных бюджетов формируются из налоговых и неналоговых доходов и безвозмездных поступлений. Налоговыми доходами считаются доходы от предусмотренных российским законодательством налогов и сборов. Для обеспечения финансовой самостоятельности у местного самоуправления должны быть собственные источники доходов, которые органы местного самоуправления могут расходовать по собственному усмотрению. На конгрессе местных и региональных властей Европы было определено, что финансовую самостоятельность местного самоуправления может обеспечить доля собственных доходов от 75 % [1].

По данным Минфина РФ, в доходах местных бюджетов на 1 января 2022 года распределение средств оказалось следующим:

  • доходы от налогов – 1 569,8 млрд. рублей (28,4%);
  • неналоговые доходы – 298,9 млрд. рублей (5,4%);
  • поступления на безвозмездной основе, включая перечисления из бюджетов прочих уровней (в том числе субвенции и возвраты остатков прошлых лет) – 3 667,3 млрд. рублей (66, 2%) (рис.1).

1

Рисунок 1. Распределение налоговых доходов в местные бюджеты. [3]

Наблюдается рост объема межбюджетных трансфертов муниципальным образованиям по сравнению с таким же периодом 2020 года на 7,3% (127,4 млрд. рублей) – до 1 880,1 млрд. рублей. Увеличился на 9,7% (до 597,5 млрд. рублей) объем дотаций местным бюджетам, на 4,5% (до 950,2 млрд. рублей) – объем субсидий, на 8,3% (до 1 784,3 млрд. рублей) – объем субвенций (рис.2).

2

Рисунок 2. Изменение межбюджетных трансфертов, которые были совершены в местные бюджеты из прочих бюджетов бюджетной системы. [3]

Анализируя эти данные, можно понять, что межбюджетные трансферты составляют ощутимую долю в структуре локальных бюджетов – свыше 60% всех доходов. Это объясняется низким уровнем социального и экономического развития территорий и слабым финансированием из налоговых источников. Основную часть налогов и сборов перечисляют в бюджеты регионального и федерального уровней, а в местные бюджеты поступают очень незначительные суммы. Из-за этого муниципалитеты попадают в финансовую зависимость от государства.

ГосДума в декабре 2021 года получила на рассмотрение проект ФЗ № 40361-8, который устанавливает общие принципы организации самоуправления на местах и определяет его роль в единой системе публичной власти. Этот законопроект предусматривает ряд мер:

  • уменьшение количества муниципальных образований с 8 до 3;
  • смену двухуровневой системы местного самоуправления на одноуровневую;
  • слияние соседних городских и сельских поселений в единые муниципальные образования [4].

Если законопроект будет принят, то городские и сельские поселения будут упразднены. Это снизит количество муниципальных образований. Но пока что проект закона проходит стадию рассмотрения и постоянно подвергается правкам. Только по состоянию на апрель 2022 года в него внесли 565 правок, но на заседании Дума рассмотрела лишь 49 [5]. Сейчас неизвестно, как будет выглядеть настоящий закон, как в дальнейшем будет развиваться система местного самоуправления в России.

Проведенное нами исследование демонстрирует, что сегодня система местного самоуправления сталкивается с серьезными проблемами. Меняется ее характера, она постепенно встраивается в систему публичной власти. Из-за уменьшения самостоятельности и полномочий органов местного самоуправления происходит централизация власти, государство получает все больше рычагов в решении вопросов местного самоуправления. На практике система местного самоуправления не привела к развитию демократии на локальном уровне, что частично объясняется несовершенством форм участия народонаселения в решении местных вопросов, формализмом и сложностью их реализации. В то же время и само население пока еще не готово принимать участие в местном самоуправлении, не видит свою роль в нем. Люди не верят в то, что их мнение может приниматься в расчет при реализации и осуществлении локальных вопросов. Из-за всего этого и не получается в полной мере добиться самостоятельности российских органов местного самоуправления.

Список литературы

  1. Арланова О.И., Зотиков Н.З., Львова М.В. Местные бюджеты: проблемы формирования // Вестник Евразийской науки. 2019. – Том 11. – № 5. – С. 1-15.
  2. Васильева Е. И., Гусельникова О. Ю. Проблемы развития местного самоуправления // Муниципалитет: экономика и управление – 2018. – № 4(25). – С. 26-32.
  3. Данные об исполнении местных бюджетов в Российской Федерации / [Электронный ресурс] – URL: https://minfin.gov.ru/common/upload/library/2022/03/main/Prezentatsiya_na_01.01.2022.pdf (дата обращения 03.04.2023).
  4. Зазулина М.Р. Встроиться в систему: местное самоуправление в условиях новой федеральной реформы // Политические, социологические и экономические науки. – 2022. – Вестник Кемеровского университета. Т 7. – №3. – С. 275-284.
  5. Законопроект о муниципальной реформе не будет принят в 2022 году / [Электронный ресурс] – URL: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/10/12/945022-zakonoproekt-o-munitsipalnoi-reforme (дата обращения: 03.04.2023).
  6. Иванова А.А. Конституционное закрепление местного самоуправления: теоретико-правовой подход // Экономика и право – 2021. – Вестник Удмуртского университета. – Том 3. – Выпуск 3. – С. 421-431.
  7. Казанцева О.Л., Кузина Е.В. Местное самоуправление в системе российской государственности: проблемы и перспективы // Правоприменение – 2022. – Том 6. – № 6. – С. 161-171.
  8. Конституция Российской Федерации / [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 (дата обращения: 03.04. 2023).
  9. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ /[Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_44571/11883b93cda33f91123c3a8971bd67426ee98d60/ (дата обращения: 03.04. 2023).
  10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.02.2023: Послание Президента Федеральному Собранию / [Электронный ресурс] – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_440178/ (дата обращения: 03.04.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: