УДК 34

Аспекты правового регулирования виноградарства и виноделия в Российской Федерации

Зеленская Ирина Рафиковна – студент Уральского института управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Научный руководитель Чорновол Евгений Петрович – кандидат юридических наук, доцент кафедры Уральского института управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственной службы

Аннотация: Статья рассматривает актуальные аспекты правового регулирования полного цикла производства винной продукции и её реализации на территории РФ. В статье подробно рассматриваются особенности применимости актуальных норм права к рынку винной продукции и сопутствующих товаров, с опорой на статистические и динамические показатели отечественной экономики. Так же, в статье категориально рассматриваются особенности комплексного характера правового регулирования виноградарства и виноделия в Российской Федерации в контексте предмета, места и времени производства.

Ключевые слова: импортозамещение, виноградарство, виноделие, государственное регулирование рынка винной продукции, продовольственная промышленность, сельское хозяйство, международная кооперация и экспорт, правовое регулирование винного рынка.

Российская винная промышленность, к настоящему дню прошла не простой путь развития, состоящий из инновационных взлетов, а также периодов падения предложения.

После застойного периода в производстве винных материалов и продукции фитосанитарного происхождения (материалов виноделия) появляется позитивная Динамика роста производственных показателей винограда-винодельческой отрасли РФ, так, например, за период 2013-2020 годы рост всех производственных показателей составил:

  • общей площади – на 45,1 %;
  • плодоносящих насаждений на 49,8 %;
  • валовых сборов – на 36,0 %.

Но несмотря на бурный производственный рост, - по состоянию на 1 января 2022 года в России из всего выращенного винограда 85% приходится на технические сорта. Винодельческие производственные предприятия испытывают дефицит отечественного сырья, а доля импортного виноматериала составляет до 90% в производстве.

Создание отрасли виноградарства и виноделия сыграет серьезную роль в развитии экономики страны – за счет новых рабочих мест, импортозамещения и дополнительных доходов в бюджеты регионов – Краснодара, Крыма, Севастополя, Ростовской области, Дагестана, Ставрополя, Волгограда и Астрахани.

Учитывая актуальность формирования и развития рынка винодельческой продукции и сопутствующих товаров, необходимо предусмотреть процесс регулирования данной сферы на уровне федерального законодательства.  Законодателем был разработан профильный закон.

Федеральный закон № 468-ФЗ был разработан и принят в декабре 2019 года в рамках реализации приоритетного национального проекта «Международная кооперация и экспорт», разработанного во исполнение Указа Президента от 7 мая 2018 года «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года».

26 июня 2020 года Закон № 468-ФЗ вступил в действие, Этим законом были установлены правовые, организационные, технологические и экономические основы в области производства, оборота и потребления продукции виноградарства и винодельческой продукции, а также определены особенности маркировки и розничной продажи винодельческой продукции (ст. 26). Однако рассматриваема мая сфера не может быть урегулирована единственным законом, поскольку имеет свою особую специфику.

Основная специфика российского производства проистекает из климатических особенностей страны, вызванных географическим расположением, так же детерминационной составляющей является то, что отрасль виноградарства и виноделия являются структурно-взаимосвязанными отраслями, что, так же, отражается, на методах и подходах к урегулированию общественных отношений в данной сфере национальным и международным правом.

В России готовый продукт в виде бутылки вина проходит долгий путь совместного регулирования различных сфер законодательства, так например:

отрасль виноградарства регулируется земельным, градостроительным, налоговым, фитосанитарным массивом законодательства и имеет свои особенности в зависимости от применения автохтонности сортов виноградной лозы, т.е. существенные отличия правового регулирования при внутреннем, или трансграничном приобретении материала, а также, в зависимости от формы собственности земельного участка и его назначении;

 отрасль виноделия в свою очередь делиться на производство и сбыт готовой продукции, и по вышеуказанному примеру следует условию происхождения продукта в предмете регулирования, и имеет особенности ограниченного оборота (установление ограничений на реализацию алкогольной продукции в ряде регионов или муниципальных образованиях), при этом, в данном случае появляется дополнительное регулирования производственных процессов исходя из требований к безопасности жизни и здоровья граждан;

отдельно, стоит упомянуть, «домашнее» производство, т.е. производство гражданами продуктов виноградарства и виноделия для собственных нужд, которое не регулируется законодателем и определяется свободой договора и волей его субъектов, однако ретроспективный анализ законодательства в данной сфере показывает, что такая возможность допускается законодателем;

уникальное регулирования, с точки зрения предметов применимого к товару, в данном случае, возникает из урегулирования потребления единицы товара в зависимости от целей (техническое или личное), поскольку на данном этапе появляется защищённость общественных отношений уголовным и административным законодательством.

Таким образом, аспекты правового регулирования виноградарства и виноделия в Российской Федерации носят комплексный характер, и для понимания правовой базы требуют индивидуальной определенности рассматриваемых отношений в контексте предмета, места и времени.

Винодельческое виноградарство и виноделие – это совокупность значительной и самостоятельной отрасли сельского хозяйства и приданного ей сектора продовольственной промышленности [6, с. 54], обеспечивающая не только существенные поступления в бюджеты разного уровня, но и значимую трудовую занятость большого количества работников. Это обуславливает необходимость реализации эффективной государственной политики виноградарства и виноделия. Которая в большей степени декларируется в ранее рассматриваемых актов, но в зависимости от социально-экономического состояния страны может отличаться по механизму применения и достижения целей.

При этом сточки зрения классификации винной продукции, основополагающую роль играет международное право, поскольку признания этнического происхождения названия в той или ной стране, может носить чувствительный характер и отражаться на психологическом восприятии продукции потребителей, что повышает значимость определений применяемых законодателем, например: коньяк и коньячная продукция, шампанское и игристое вино, являются объектами частых международных правовых споров с участием Франции и администраций провинций Коньяк и Шампань.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 27.12.2019 № 468-ФЗ (ред. от 08.12.2020) «О виноградарстве и виноделии в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2019. № 52. Ст. 7786.
  2. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 21.07.2020) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 20. Ст. 2817.
  3. Березин В.А. Государственное управление в сфере виноградарства и виноделия // Власть. 2020. №4. С. 101.
  4. Егоров Е.А., Шадрина Ж.А. оценка состояния и перспективы развития виноградарства и питомниководства в Российской Федерации // Плодоводство и виноградарство Юга России. 2020. № 61(1). С. 3.
  5. Ефимова О.В., Дутова Н.В. Правовое регулирование виноградарства и виноделия в Российской Федерации // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2021. № 1 (56) .С. 79.
  6. Шаульская А.И. Факторы эффективности воспроизводства виноградарства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 12 (часть 3). С. 54.

Интересная статья? Поделись ей с другими: