УДК 34

Правовое регулирование и проблемы размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных, муниципальных нужд, нужд бюджетных учреждений и иных субъектов хозяйственной деятельности в России

Шаповалова Диана Леонидовна – студент аспирантуры Ростовского государственного экономического университета, студент магистратуры Южного федерального университета

Аннотация: В данной статье проводится анализ современного правового регулирования размещения заказов для поставок товаров, работ и услуг в адрес государства и муниципальных образований. На основании анализа правового регулирования размещения заказов выявляются наиболее острые проблемы деятельности уполномоченных органов власти и должностных лиц в части размещения заказов, в том числе посредством использования информационно-телекоммуникационных средств.

Ключевые слова: государственная закупка, муниципальная закупка, контрактная система, государственный заказ, тендер, участники закупки, поставщик, заказчик

В течение последних десяти лет контрактная система в России приобретает всю большую актуальность и практическую значимость для общественной жизни и государственной экономики. В процессе исторического развития законодательство РФ, касающееся задач размещения и исполнения заказов в сфере поставки услуг, работ, товаров для муниципальных и государственных органов, определенным образом меняется, что требует корректировки практических действий участников подобного партнерства между частными исполнителями и государственно-муниципальными образованиями-заказчиками.

Обеспечение всеми перечисленными благами осуществляется на базе подачи заявок от муниципальных и госорганов при помощи специально созданных интернет-ресурсов. Правовые проблемы современной контрактной системы непосредственно связаны с недостаточным, неполным и неэффективным правовым регулированием порядка размещения заказов и их выполнения. В частности, правовой проблемой следует считать наличие в правовых источниках государственно-муниципальных заказов такого фактора, провоцирующего коррупцию, как «широта дискреционных полномочий», когда любые вопросы, связанные с государственно-муниципальными закупками, решаются только «по воле» того органа власти, который на это уполномочен. Положение осложняется тем, что существующие законодательные акты о системе госконтрактов не в полной мере регулируют процессы, связанные с размещением заказов и производством поставок работ, товаров, услуг, в них точно не определен правовой статус действующих лиц этой системы.

Важнейшей реальной проблемой рассматриваемой ситуации становится неполное заполнение и нередкое внесение изменений в планы-графики. Постановление Правительства РФ № 1279 от 30.09.2019 [2], закрепляя стандарт планов-графиков, не выдвигает требований к периодам внесения в них корректировок, не обеспечивая, таким образом, стабильные взаимоотношения участников системы госзакупок.

Неполные данные начальных вариантов планов-графиков и частое их изменение в первую очередь объясняются неспособностью заказчика сразу предоставить всю требуемую документацию, касающуюся планируемых закупок, а кроме того, халатностью лиц, обеспечивающих документальное сопровождение таких сделок. Вышеприведенное Постановление № 1279 должно было не только определить стандарт плана-графика по размещению заказов на госзакупки, но также указать объективно-значимые причины для коррекции начальной версии плана-графика, ограничить разрешенное количество подобных корректировок, ввести ответственность для лиц, отвечающих за документальное сопровождение госзакупок, за халатное исполнение их обязанностей, снижающее эффективность действия контрактной системы в РФ. Такими объективно-значимыми причинами для корректировок в планах-графиках госзаказов должны стать: изменение стоимости контракта вследствие инфляции, заметное изменение экономических показателей на государственном или муниципальном уровне, влияние чрезвычайных обстоятельств (к примеру, начало спецоперации на Украине).

К другим актуальным проблемам размещения госзаказов относят также: неприменение либо незаконное использование национального режима при планировании госзакупок; неполное соблюдение технических требований профстандартов при установлении вида работ, товаров, услуг, предполагаемых к поставке; отсутствие в утвержденном графике требований к объектам госзакупки [3]. Нынешняя реализация муниципальных и государственных закупок демонстрирует, что зачастую уполномоченные лица и властные органы оттягивают сроки размещения заказов, отказывают планируемым поставщикам в исчерпывающей информации о госзаказе (к примеру, не помещают на официальном интернет-ресурсе полную документацию о нем), не отражают в публикуемых планах-графиках все необходимые сведения. Подобные нарушения приводят к несвоевременной или недостаточной поставке работ, товаров, услуг, потенциально создают опасность нарушения интересов или прав субъектов частно-государственного партнерства.

Законодательство, касающееся размещения заказов для дальнейших поставок работ, товаров, услуг для муниципальных либо государственных образований, не включает в себя достаточных обоснований и описаний механизма, необходимого для объективного оценивания заявок на поставки; не обеспечивает гарантии защиты поставщиков и других участников подобных сделок от факторов коррупции и каких-либо иных преступных деяний [4]. Такая ситуация определяет снижение достаточности размещения и качества исполнения госзаказов, провоцирует разнообразные проблемы на разных этапах поставок и совершение правонарушений в области сотрудничества государственных органов и частных поставщиков.

Учитывая все аспекты, рассмотренные выше, мы можем отметить, что существующая законодательная база и реальная практика в сфере размещения госзаказов далека от совершенства. Механизмы их размещения недостаточно регулируются, что ведет к множественным и постоянным нарушениям в действиях госорганов и лиц, несущих ответственность за планирование и осуществление госзакупок работ, товаров, услуг. Для того, чтобы устранить вышеописанные проблемы, необходимо не только повышать меру ответственности должностных лиц, но и детализировать в федеральных правовых нормах основания для корректировок графиков поставок. Кроме того, требуется дополнительно разработать систему законов, которые будут полностью регулировать этапы размещения госзаказов; запланировать эффективную методическую инфоподдержку субъектов частно-государственного партнерства.

Основываясь на результатах проведенного исследования, считаем целесообразным выработку и использование особых рекомендаций, касающихся эффективной методики взаимодействия всех сторон рассматриваемого процесса. Подобные рекомендации будут не только отражать ведущие положения актуального законодательства в области сотрудничества госорганов и частных поставщиков, но и предупреждать потенциальные проблемы размещения госзаказов на поставку работ, товаров, услуг, а также указывать варианты разрешения возникающих проблем, которые зависят от правовых статусов заказчика и исполнителя.

Мы можем сделать вывод, что для скорейшего усовершенствования системы госзакупок для нужд муниципальных либо государственных органов и образований требуется стандартизация условий и правил их взаимодействия с исполнителями заказов; урегулирование вопросов составления планов-графиков и списков объектов поставок; уточнение порядка процедур и сроков размещения информации по госзаказам на официальных ресурсах.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 21.07.2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // Собрание законодательства РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105.
  2. Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2019 года № 1279 «О планах-графиках закупок и о признании утратившими силу отдельных решений Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14.10.2019 года № 41 ст. 5713.
  3. Заремба А. А. Проблемы нормативного регулирования размещения государственного заказа // Молодой ученый. – 2020. – № 40 (330). – С. 119-121.
  4. Зыкова А. А. Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок // Молодой ученый. – 2020. – № 44 (334). – С. 204-207.

Интересная статья? Поделись ей с другими: