УДК 34

К вопросу о совершенствовании взаимосвязи органов местного самоуправления с органами государственной власти

Гамулинский Кирилл Андреевич – магистрант Сибирского института управления – филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматривается взаимосвязь органов, осуществляющих функции государственной власти и местного самоуправления, характерные для них общие и особенные черты, а также факторы, от которых зависит эффективность их деятельности. Проанализированы ключевые направления взаимосвязи этих органов и выявлены проблемные вопросы в их взаимодействии.

Ключевые слова: взаимодействие, местное самоуправление, правовое регулирование, публичная власть, полномочия, органы государственной власти.

Местное самоуправление – одна из форм власти, с помощью которой народ нашей страны реализует принадлежащее ему право на участие в управлении государством либо непосредственно, либо через деятельность органов местного самоуправления.

В Конституции РФ местное самоуправление провозглашено в качестве основы народовластия и одной из конституционных основ России, подчеркнута его самостоятельность. Конституция провозгласила принцип демократизма, который заключается в выражении через местное самоуправление «интересов малых сообществ», так как с его помощью «граждане участвуют в управлении делами государства»[5, с. 122].

В связи с существующей проблемой, связанной с одной стороны с несогласованностью в действиях и решениях органов государственной власти и местного самоуправления, а с другой стороны – с их деятельностью, осуществляемой в едином правовом поле, необходимо было урегулировать вопрос, связанный с их организационным единством. Это обстоятельство стало основным лейтмотивом внесения в 2020 году поправок в 8 главу Конституции РФ.

Объединив органы государственной власти с муниципальными органами в единую систему публичной власти, законодательство определило их совместную задачу, заключающуюся в осуществлении взаимосвязи, направленной на «эффективное решение задач в интересах населения»[1], что в дальнейшем приведет не только к укреплению основ народовластия, но и к поступательному развитию гражданского общества, и в конечном итоге – повышению уровня социальной удовлетворенности населения властью. Внесенные изменения также были направлены на создание «эффективного взаимодействия»[7, с. 76] между различными уровнями и органами власти как федеральными и региональными, так и муниципальными.

У государственных и местных органов власти, безусловно присутствуют общие черты: они являются институтами публичной власти, имеют свою определенную территорию, осуществляют ряд присущих им функций и правовое регулирование своей деятельности. Их различие заключается в конкретизации территории, на которой они осуществляют свою деятельность, объеме функций, компетенции и полномочий, которых у органов местного самоуправления значительно меньше и особенностях правового регулирования, связанных с двойственной природой местного самоуправления, «выражающейся как в его сущности, так и в законодательном регулировании»[4, с 19], осуществляемом на уровне РФ, субъектов РФ и муниципалитетов.

Результативность деятельности муниципальных органов зависит от двух факторов: первое – от политики государства по отношению к органам народовластия и второе – от качественного уровня взаимоотношений, складывающихся между ними. Последнее особенно важно, так как оказывает влияние на уровень жизни населения, проживающего на определенной территории муниципального образования.

Глава муниципального образования, по сути назначается после согласования его кандидатуры губернатором региона и косвенно подотчетен ему в своей деятельности. Зачастую, органы исполнительной власти региона рассматривают деятельность местных администраций городов и других населенных пунктов как «органов собственного управления на местах»[2, с. 125]. Пока такие взаимоотношения строятся на системе власти – подчинения, а должны основываться на взаимной заинтересованности в повышении качества жизни нашего народа в целом, и жителей конкретного муниципалитета в частности, а для этого необходимо совершенствовать правовое регулирование их взаимодействия.

Государство организует свою деятельность через уполномоченные органы государственной власти, которые являются исполнителями и проводниками государственной воли. Осуществляя свою деятельность на правовой основе, органы государственной власти наделяются специальной компетенцией и имеют право на издание юридических актов.

Местные органы власти как наиболее близкая к народу власть должны защищать интересы населения, заниматься осуществлением хозяйственной деятельности на территории муниципального образования с целью обеспечить комфортное проживание его жителям.

Органы государственной власти взаимосвязаны с местными органами, так как имеют право передать им часть своих полномочий, а также через создание совместных рабочих органов. Органы местного самоуправления очень нуждаются в поддержке со стороны государства, испытывают трудности с бюджетом и рассчитывают на дотации со стороны региональных властей. Органы государственной власти наделены правом контроля за «деятельностью органов местного самоуправления»[3, с. 43].

Основными принципами, лежащими в основе взаимосвязи этих двух видов публичной власти являются следующие: «законность, гласность, самостоятельность, равноправие, согласованность интересов»[6, с. 185-186].

Многие проблемные вопросы в жизнедеятельности муниципалитетов могли бы быть решены, если б их взаимное сотрудничество с государственными органами строилось на основе этих принципов.

К сожалению, зачастую органами государственной власти игнорируются интересы органов местного самоуправления и тормозится решение различных жизненно важных вопросов, другим негативным моментом становится отсутствие оперативного реагирования в принятии решений и применение формального подхода к проблемам местного самоуправления. К тому же наблюдается некомпетентность госслужащих при решении вопросов местного самоуправления и отношение к органам местного самоуправления как к своим подчиненным. Вопросы, попадающие в совместное правовое поле, обладают на сегодняшний день «фрагментарностью правового регулирования»[2, с. 126].

От правильно организованного сотрудничества и взаимосвязи государственных и местных органов власти не только зависит решение различных проблем жизнедеятельности муниципального образования, но и развитие региона в целом, поэтому улучшение взаимодействия между ними должно стать определяющим фактором в совместной деятельности этих органов.

Список литературы

  1. Конституция РФ от 12.12 1993 с изм. от 01.07.2020. // URL.: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&nd=102027595 (дата обращения 02.10.2023)
  2. Грипп Е.Х., Ситовская А.В. Организационно-правовые проблемы взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления Санкт-Петербурга как субъектов публичной власти // Регулирование правоотношений в сфере публичного управления: вопросы теории и практики. Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Санкт-Петербург, 2023. С. 121-126.
  3. Касаткин К.С. Местное самоуправление в РФ: проблемы взаимодействия с органами государственной власти // Восточно-Европейский научный вестник. 2015. № 2 (2). С. 43-46.
  4. Кеня И.А. Институт местного самоуправления с позиции оптимального соотношения федерального и регионального правового регулирования // Государственная власть и местное самоуправление. № 8. С. 18-22.
  5. Коваленко К.И. Государственная власть и местное самоуправление в системе единой публичной власти: проблемы и перспективы конституционных поправок // Вестник Сибирского юридического института МВД России. № 1(38). С. 121-124.
  6. Коновалов А.А. Взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления // Ростовский научный журнал . 2017. № 1. С. 180-189.
  7. Савицкий А.И., Дощатов А.А. Принцип единства публичной власти в законодательстве об организации государственной власти в субъектах Федерации и местного самоуправления // Донецкие чтения 2022: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы VII Международной научной конференции, посвящённой 85-летию Донецкого национального университета. Т. 8. Донецк, 2022. С. 75-78.

Интересная статья? Поделись ей с другими: