УДК 341.1/8

К вопросу о правовых проблемах в биоэтике

Какатунова Софья Андреевна – студент факультета Социально-экономических и компьютерных наук образовательной программы «Юриспруденция» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Пермь

Романова Дарья Игоревна – студент факультета Социально-экономических и компьютерных наук образовательной программы «Юриспруденция» Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в г. Пермь

Третьякова Екатерина Сергеевна – доктор юридических наук, доцент, профессор кафедры Гражданского и предпринимательского права «Высшая школа экономики» в г. Пермь

Аннотация: Статья посвящена анализу дефиниции «биоэтика». Рассмотрены ключевые принципы биоэтики, связь между правами человека и биоэтикой. Проанализированы проблемы, которые биоэтика в совокупности с правом может урегулировать, и возможные решения данных проблем.

Ключевые слова: биоэтика, международное право, медицина, медицинское право, принципы биоэтики, проблемы биоэтики.

Отличительной чертой конца XX, начала XXI веков является технический прогресс, а также научные открытия в различных сферах, медицина и биология не стали исключением. Однако развитие и технический прогресс, которые присуще медицине и биологии, имеют не только положительный эффект на общество и человека в целом, но и могут причинить вред, потенциально быть связаны с нарушением отдельных прав человека. В последнее время все большее внимание уделяется науке “биоэтика”, которая активно развивается и позволяет понять базовые этико-моральные устои решения проблем, в том числе, в сфере трансплантологии, определения момента смерти человека, пределов жизнеподдерживающего лечения безнадежно больных и иных.

При этом, биоэтика не является юридической сферой, содержит лишь социальные нормы, направленные на упорядочивание соответствующих процессов, что недостаточно эффективно. Право, являясь самым эффективным из всех социальных регуляторов необходимо для юридического оформления соответствующих прав, регламентации вопросов их реализации и, при необходимости – защиты. Поэтому юристы присоединились к исследованию соответствующих вопросов и начала формироваться сфера правового регулирования, получившая название биоправо. Биоэтика и биоправо непосредственно взаимосвязаны между собой,  они развиваются на стыке таких проблем, как право на жизнь, право на смерть, эвтаназия, суррогатное материнство, право на здоровье, трансплантация органов и тканей. При этом биоэтика развивается опережающими темпами, и далеко не все ее нововведения могут быть сразу же урегулированы на нормативном уровне. 

Биоэтика – это наука, которая регулирует этические последствия, вытекающие из достижений биологии, медицины и иных естественных наук. Она сочетает в себе принципы этики, философии и права для анализа и решения моральных вопросов, связанных с медицинскими исследованиями, практикой здравохранения и влиянием технологий на здоровье человека. Рассматривая понятие биоэтики, при анализе разных точек зрения ученых, можно сделать вывод о том, что данная наука является симбиозом естественных и социально-гуманитарных наук. Поэтому биоэтику можно назвать неким «мостом» между этими науками. Как отмечает, Ван Ренселлер Поттер, именно биоэтика способна стать той наукой, которая сможет объединить начала естественных и гуманитарных наук, поскольку в эпоху, когда прогресс развивается с высокой скоростью, и когда человек может столкнуться с такими глобальными катастрофами как оружие массового уничтожения, ядерная война и с иными губительными процессами, необходимость в предвидении будущего развития таких процессов очень важна, чтобы в случае опасности суметь предотвратить такого рода катастрофы, которые будут угрожать всему человечеству [5].

Первым и до сих пор единственным системным международным договором по вопросам биоэтики является Европейская конвенция о правах человека и биомедицине (далее – Конвенция Овьедо) (1997), которая была разработана в рамках Совета Европы [3]. На данный момент 29 (из 47) государств-членов Совета Европы ратифицировали Конвенцию. Общие нормы содержатся в главе I, которая состоит из статей 1-4; в главах II-VII излагаются основные положения, касающиеся конкретных вопросов биоэтики, таких как медицинские исследования с участием людей и изъятие и трансплантация органов, в то время как главы VIII – XIV включают процедурные нормы. Конвенция Овьедо дополняется (на данный момент четырьмя) дополнительными протоколами: о запрещении клонирования человека (1998), о трансплантации органов и тканей человеческого происхождения (2002), о биомедицинских исследованиях (2005) и о генетическом тестировании в медицинских целях (2008).

Конвенция направлена на установление общеевропейского минимального уровня защиты, касающегося применения биологии и медицины. Примечательно, что Конвенция не использует термин «биоэтика» ни в своем названии, ни в своих положениях, хотя в первых проектах это понятие было включено в ее название.

Конвенция Овьедо на сегодняшний день является единственным юридически обязательным международным документом в области биоэтики.

Для более глубокого анализа необходимо рассмотреть основополагающие принципы биоэтики, которые закреплены во Всеобщей декларации о биоэтике и правах человека [1]. Биоэтика руководствуется несколькими ключевыми принципами. Первый из которых – не навреди. Врач может навредить пациенту своим непрофессионализмом, то есть неверными, а в некоторых случаях даже губительными действиями. Это может произойти в случае неправильно поставленного диагноза, что может привести к серьезным последствиям. Такие действия врача могут губительно сказаться на здоровье пациента, или же привести к летальному исходу. Безусловно, случаи причинения вреда здоровью пациента медицинскими работниками регулируются нормами Уголовного кодекса Российской Федерации, и врачи будут привлечены к уголовно-правовой ответственности. Но необходимо отметить, что вред может быть причинен и в том случае, когда врач утаивает определенную информацию о состоянии здоровья самого пациента или же, в случае, когда врач сообщает информацию о характере заболевания больного и дальнейшем прогнозе, лечении, однако делает это в ненадлежащей форме. Человек может быть просто напуган заболеванием, которое было установлено, что отрицательно скажется на его психологическом, эмоциональном здоровье и, впоследствии, приведет к ухудшению физического здоровья. Исходя из этого, можно сделать вывод, что врач должен быть в первую очередь компетентен, обладать должным уровнем профессионализма и не только с точки зрения установления верного диагноза и дальнейших действий, но необходимо с особым подходом обращаться к каждому пациенту с учетом его индивидуальных особенностей. Так, необходимо в очень аккуратной форме сообщаться самому пациенту о серьезных или, возможно, неизлечимых болезнях, а также верно донести информацию родным пациента.

Следующим основополагающим принципом биоэтики является принцип уважения автономии пациента, который заключается в том, что пациент вправе самостоятельно определять и принимать решения о методах лечения. Данный принцип тесным образом связан с предыдущим принципом – не навреди, поскольку для того, чтобы пациент самостоятельно и осознанно принял решение, ему необходимо быть осведомленным о своем заболевании, о прогнозах, о возможных рисках, что должен сделать врач. Однако необходимо заметить, что данный принцип не может быть абсолютным и применятся ко всем людям, поскольку важным аспектом в данном принципе является именно осознанное решение, соответственно, данный принцип не может быть применен к детям, психически больным лицам, лицам признанные судом недееспособными, лицам, находящимся в состоянии алкогольного, наркотического опьянения, лицам, которые находятся в состоянии комы и в других тяжелых состояниях, которые могут сопровождаться утратой сознания. Данный принцип является наиболее дискуссионным, так как автономным решение может считаться только в том случае, если оно осуществляется без внешних воздействий, однако в данной ситуации такое решение пациента будет продиктовано тем, какую информацию донесет до него лечащий врач, то есть оно будет зависеть от заболевания, от будущих показаний и иных важных факторов. Более того, данный принцип может породить собой негативные последствия, пациент попросту может принять неверное решение относительно своего здоровья и физического состояния в целом.

Третий принцип – принцип справедливости заключается в том, что основополагающим критерием для врача является состояние пациента. То есть в первую очередь помощь должна быть оказана тому больному, который больше в ней нуждается. Приоритет в виде необходимой, дорогостоящей аппаратуры, медикаментов, специальных технологий, отдается тому больному, чье состояние здоровья находится в наиболее тяжелом состоянии. Так, в качестве примера, В.Н. Саперов приводит использование данного принципа во времена Великой Отечественной войны, медицинская помощь оказывалась сначала тем бойцам, у которых были повреждения кровеносных сосудов, живота, груди, открытые переломы, ранения черепа [7].

В биоэтике существует множество сложных правовых проблем, связанных с медициной, генетикой, фармакологией и другими науками, которые занимаются изучением биологических процессов и здравоохранением человека. В данной области могут возникать ситуации, когда научные исследования находятся в противоречии с этическими принципами, законами и регуляциями, а также правами и достоинством пациентов, участвующих в исследованиях.

Рассмотрим некоторые из них и их возможные решения.

Эвтаназия является одной из самых острых проблем как с этической, так и правовой точки зрения. Многие люди считают, что эвтаназия является убийством, несмотря на то, что она позволяет избавить тяжелобольного человека от физических страданий.  Однако существует и противоположное мнение – эвтаназия является действенным способом избавления человека от страданий, которые доставляет ему болезнь, и именно она отвечает моральным принципам, поскольку позволяет пациенту избавиться от страданий. Более того, на территории остаточно большого количества зарубежных стран активная эвтаназия разрешена, например в таких странах как: Канада, Бельгия, Нидерланды и т.д. Таким образом, этическая проблема эвтаназии состоит в том, как сопоставить право на жизнь с правом на страдание и уважение к автономии личности.

Также существуют опасения, что в случае разрешения эвтаназии, это может привести к ее злоупотреблению. Так, например, одной из наиболее распространенных опасений является возможность использования эвтаназии в целях устранения бремени на здравоохранение либо для экономического облегчения заботы о пациентах с тяжелыми заболеваниями.

В обществе существуют определенные социальные нормы, ценности и принципы, которых придерживаются люди. Но в ситуациях, когда близкий человек находится при смерти, такие социальные нормы становятся противоречивыми. Поскольку данное состояние пациента приносит физические и моральные страдания, психологическое давление не только ему самому, но и его родственникам. И в таком случае, эвтаназия является гуманным способом избавления от страданий как самого человека, находящегося в тяжелом состоянии, так и членов его семьи. Притом, частыми являются случаи, когда родственники начинают «борьбу» за имущество их тяжелобольного родственника. Также, если эвтаназия будет легализована, существует вероятность злоупотребления ею в отношении людей, даже тех, кто не болен неизлечимой болезнью. Более того, недостаточная осведомленность людей об эвтаназии может также поспособствовать ее злоупотреблением. Следовательно, проблема гуманности противоречит нормам права, таким образом, возможным решением проблемы применения эвтаназии может послужить более четкое правовое регулирование ее применения. Необходимо разработать перечень болезней, при которых может быть применена эвтаназия в целях избавления человека от физических страданий, чтобы не допустить случаев эвтаназии, когда это будет выгодно родственникам.

К болезням и тяжелому физическому состоянию человека могут относиться:

  • IV степень ожогов;
  • последние стадии рака (которые могут вызывать различные физические страдания, в том числе, проблемы с дыханием, хронические боли и т.д.);
  • тяжелые инфекционные заболевания (сепсис, туберкулез, малярия, ВИЧ, СПИД).

Поскольку данные заболевания могут вызывать серьезные физические страдания у человека, в случае желания самого пациента, который принял самостоятельное, осознанное решение, тогда активная эвтаназия может быть применена к пациенту с определенным заболеванием, который указан в перечне.

Не менее важной является проблема конфиденциальности пациентов и защита их данных. Врачи обязаны сохранять конфиденциальность пациентов и защищать их медицинские данные. Согласно принципу 6, входящий в «12 принципов предоставления медицинской помощи в любой системе здравоохранения» все, кто принимает участие в лечебном процессе или контролирует его, должны осознавать, уважать и сохранять конфиденциальность взаимоотношений врача и пациента [2].  Также данный принцип имеет правовое закрепление в каждой стране. Так, согласно статье 13 Федерального Закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» все сведения о факте обращения лица за оказанием медицинской помощи, а также о состоянии его здоровья, диагнозе и иные сведения, которые были получены при его медицинском обследовании являются врачебной тайной [4].

Однако, ряд случаев возникают, когда это правило нарушается, например, когда медицинские данные используются в исследовательских целях, продаже или раскрытие информации в неполном виде. Медицина стремится революционизировать здравоохранение, предоставляя более точные диагнозы и целенаправленные профилактические и терапевтические меры. Для этого крайне важно обмениваться клиническими и исследовательскими данными о большом количестве людей со всеми заинтересованными сторонами. Однако такое раскрытие медицинских данных сопряжено с рисками для конфиденциальности, и, следовательно, необходимо применять технологии, обеспечивающие конфиденциальность, чтобы обеспечить обмен медицинскими данными с учетом соображений конфиденциальности.

Врачи обязаны хранить информацию о своих пациентах в секрете. Понимание того, что врач не будет разглашать личную информацию о пациенте, создает основу для доверия в терапевтических отношениях. Уважение конфиденциальности прочно закреплено в этических кодексах и законодательстве различных стран. Однако иногда врачам необходимо нарушить конфиденциальность. Врачам следует ознакомиться с законодательством своей страны, регулирующим раскрытие определенных видов информации без разрешения пациента. Даже если никаких конкретных норм в законодательстве нет, обязанность предупреждать иногда перевешивает обязанность соблюдать конфиденциальность. Врач должен раскрывать только ту информацию, которая необходима для предотвращения вреда, и должен раскрывать эту информацию только тем, кому необходимо ее знать, чтобы предотвратить вред. По возможности любое нарушение конфиденциальности должно быть заранее обсуждено с пациентом.

Не понимая, что их раскрытие будет сохранено в тайне, пациенты могут утаивать личную информацию. Это может помешать врачам в их усилиях по проведению эффективных вмешательств или достижению определенных целей общественного здравоохранения. Например, некоторые пациенты могут не чувствовать себя в безопасности, рассказывая о своей наркотической или алкогольной зависимости, и, таким образом, могут не получить пользы от лечения. Другие могут воздерживаться от раскрытия информации, которая могла бы предупредить врача о потенциальном причинении вреда. Не менее, если не более важным, является обязанность врача уважать автономию пациента в принятии медицинских решений. Компетентные пациенты имеют право контролировать использование информации, относящейся к ним самим. Они имеют право определять время и способ раскрытия конфиденциальной информации членам семьи, друзьям и другим лицам.

Принцип автономии, однако, не является абсолютным. Как заметил Джон Стюарт Милль в 19 веке, личная свобода может быть законно ограничена, когда осуществление такой свободы подвергает риску других:

«Единственной целью, ради которой человечество имеет право, индивидуально или коллективно, вмешиваться в свободу действий любого из своего числа, является самозащита...»

«Единственная цель, ради которой власть может быть законно осуществлена над любым членом цивилизованного общества, против его воли, должно предотвращать причинение вреда другим».

Применительно к вопросу о конфиденциальности это говорит о том, что, хотя пациенты имеют право контролировать порядок распространения информации о себе, это право ограничено обязательством не причинять вреда другим. Когда возникает угроза причинения вреда, принцип автономии (и, следовательно, обязанность сохранять конфиденциальность) больше не имеет приоритета, и раскрытие информации без разрешения пациента может быть допустимым или обязательным.

Проблема недостаточной прозрачности в сфере здравоохранения может повлиять на здоровье и частную жизнь пациентов. Пациенты часто не до конца понимают, какие персональные данные собираются и как они будут использоваться теми, кто их собирает, включая больницы, клиники, страховые компании и государственные учреждения.

Такое отсутствие связи может привести к неосторожному разглашению личной информации, что может привести к краже личных данных или другим формам мошенничества.

Чтобы решить эту проблему, поставщикам медицинских услуг необходимо предпринять активные шаги по повышению прозрачности и укреплению доверия со своими пациентами. Они могут сделать это, предоставив четкие и лаконичные объяснения о том, какие данные собираются и как они будут использоваться. Эта информация может быть предоставлена с помощью печатных материалов, веб-сайтов и мобильных приложений.

Другим решением является внедрение строгих мер безопасности данных для защиты конфиденциальной информации о пациентах. Это может включать использование шифрования для защиты данных как при транспортировке, так и в состоянии покоя, а также ограничение доступа к информации о пациенте только уполномоченному персоналу. Поставщики медицинских услуг также могут воспользоваться преимуществами новых технологий, таких как блокчейн, для обеспечения целостности данных и предотвращения несанкционированного доступа.

В дополнение к повышению прозрачности и безопасности данных медицинские работники должны также информировать пациентов о преимуществах обмена медицинской информацией.

Обмен медицинскими данными может привести к улучшению методов лечения, лучшей диагностике и более персонализированному уходу. Чем больше пациенты понимают, как их личная информация используется для улучшения результатов лечения, тем больше вероятность того, что они будут предоставлять свою информацию осторожно и ответственно.

В целом, проблема недостаточной прозрачности в здравоохранении может быть решена с помощью сочетания четкой коммуникации, строгих мер безопасности данных и просвещения пациентов. Работая сообща, медицинские работники и пациенты могут укрепить доверие и способствовать ответственному обмену медицинской информацией.

Еще одной проблемой, которая вызывает общественное беспокойство, является использование животных в научных исследованиях. Многие люди считают, что использование животных в научных целях является нарушением их прав и достоинства. Для решения этой проблемы необходимо разработать альтернативные методы исследований, которые не требуют использования животных, а также улучшить условия содержания животных, используемых в научных целях. Например, можно использовать компьютерные модели, клеточные культуры и другие методы, которые не требуют применения животных. В настоящее время невозможно избежать исследований с использованием животных, несмотря на быстрое развитие альтернативных методов тестирования. Однако проблема сокращения количества опытов на животных остается актуальной и является этической проблемой во многих областях биологии и медицины.

Для проведения многих экспериментов используются лабораторные животные, но не существует единого законодательства, регулирующего обращение с ними. В связи с этим, необходимо определить, какие виды животных могут быть использованы в экспериментах и какие методы могут быть использованы. В настоящее время идеи о замене животных альтернативными методами испытаний высказываются все чаще. Альтернативными методами являются: использование чипов для аллергических реакций на кожу, молочных зубов для стволовых клеток и компьютерных имитаций бьющегося человеческого сердца и декстроскопа.

В России, например, регламентация есть только в виде санитарных правил, которым должны следовать виварии — места содержания лабораторных животных. До сих пор в стране не принят закон, который определяет правила гуманного обращения с животными в научных и исследовательских целях, а не только в быту.

Мы предлагаем следующие пути решения проблемы:

  1. Необходимо ввести регулирование тестирования на животных на внутреннем законодательном уровне в целях сокращения причиняемого им вреда. Для этого, как было упомянуто выше, необходимо, при возможности, использовать альтернативные методы исследований, которые исключают вред животным.
  2. Для каждого вида животных необходимо создать инструкцию по уходу за ними, которая включает в себя правильное питание, учет особенностей животного в природной среде, а также учет социальности (в случае социальных видов). При создании такой инструкции нужно учитывать последние научные исследования по данному виду животных. Необходимо минимизировать физические и психологические страдания животного. Также необходимо соблюдать действующее законодательство и унифицировать инструкции на всей территории страны.

Таким образом, необходимо учитывать тесную взаимосвязь между правами человека и биоэтикой. Как отмечается в отчете IBC «современная биоэтика, бесспорно, основана на пьедестале ценностей, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека (1948)», в том же докладе отмечается, что «биоэтика (...) сегодня играет доминирующую роль в обеспечении уважения человеческого достоинства и защите прав человека и основных свобод» [6].

Необходимо отметить, что область биоэтики в юриспруденции и соответственно биоправа содержит множество сложных проблем, которые требуют серьезных исследований и разрешения. Перечисленные проблемы лишь часть из них, многие вопросы крайне дискуссионны, далеко не на все можно быстро, без соответствующей концептуальной проработки найти ответы. При разрешении вопросов необходимо учитывать цивилизационные, этико-моральные особенности соответствующего общества, сформированные традиции и ценности, в том числе, правовые, а также опираться на уже существующий опыт проработки правового регулирования, как на уровне международных стандартов, так в законодательстве иностранных государств, но сделано это должно быть крайне осторожно.

Список литературы

  1. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека (принята резолюцией Генеральной конференции ЮНЕСКО по докладу Комиссии III на 18-м пленарном заседании 19 октября 2005 г.) // Организация объединенных наций: официальный сайт. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml (дата обращения: 23.06.2023).
  2. Двенадцать принципов предоставления медицинской помощи в любой национальной системе здравоохранения (приняты 17-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, октябрь 1963 г., дополнены 35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, октябрь 1983 г.) // Тесты, лекции и учебники: Farmf|Литература для фармацевтов. URL: https://farmf.ru/lekcii/printsipy-meditsinskoj-pomoshhi-kodeks-meditsinskoj-etiki/ (дата обращения: 22.06.2023).
  3. Конвенция о защите прав и достоинства человека в связи с применением достижений биологии и медицины: Конвенция о правах человека и биомедицине (принята Парламентской Ассамблеей Совета Европы 4 апреля 1997 г.) // Council of Europe: официальный сайт. URL: https://rm.coe.int/168007d004 (дата обращения 24.06.2023).
  4. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 N 323-ФЗ // СПС «КонсультантПлюс».
  5. Летов О.В. Проблемы и принципы биоэтики // Человек: Образ и сущность. Гуманитарные аспекты. 2017. №3-4 (30-31). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-printsipy-bioetiki (дата обращения: 24.06.2023).
  6. Международный комитет по биоэтике. (2003). Отчет IBC о возможности разработки универсального документа по биоэтике (SHS/EST/02/CIB-9/5 (Rev. 3)). Париж. URL: http://www.unesco.org (дата обращения: 24.06.2023).
  7. Саперов В. Н. Биоэтика или медицинская (врачебная) этика? Основные принципы медицинской этики // Клиническая медицина. 2012. №8. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/bioetika-ili-meditsinskaya-vrachebnaya-etika-osnovnye-printsipy-meditsinskoy-etiki (дата обращения: 23.06.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: