УДК 34

Правотворческий процесс как разновидность юридического процесса

Лимонова Анна Сергеевна – студент магистратуры кафедры Публичного права Юридического факультета Московского университета им. С.Ю. Витте

Научный руководитель Слюсаренко Татьяна Валерьевна – кандидат юридических наук, доцент, декан Юридического факультета Московского университета им. С.Ю. Витте

Аннотация: В данной статье производится анализ концепций «правотворчество» и «юридический процесс» с целью разгадать сущность правового создания нормативных актов. Правотворческий процесс признается соответствующим основным характеристикам и принципам, присущим юридическому процессу. Он представляет собой пошаговую, систематическую и законодательно значимую деятельность, осуществляемую государственными органами в одиночку или делегированную другим государственным учреждениям под строгим наблюдением государства и в соответствии с установленными нормами юридической методики. Главная цель правотворческого процесса заключается в достижении общественно значимых результатов через создание письменных документов.

Ключевые слова: правотворческая деятельность, создание правил, характеристики правотворческого процесса, процессуальные этапы, законодательная деятельность.

Государство и право представляют собой неотъемлемые компоненты социальной структуры, и их развитие неразрывно связано с прогрессом общества. Постоянная потребность государства в регулировании общественных отношений стимулирует формирование и совершенствование правовой системы. Право направлено на удовлетворение общественных потребностей, поддержание эволюции общественных отношений, способствование процветанию и благосостоянию как государства, так и общества, а также обеспечение их защиты от нарушений и угроз.

Важнейшие нормы поведения в обществе, даже если они не устанавливаются непосредственно государством, должны быть санкционированы им для придания статуса общеобязательных правил.

Другими словами, это процесс установления, изменения и отмены норм (общеобязательных правил поведения), который строится на основе баланса между волей государства и мнениями общества. Этот процесс обеспечивает развитие организованного общества, поддерживаемого государством.

Содержание законодательства является проявлением воли как государства, так и общества, и это происходит в ответ на их постоянно меняющиеся потребности. Структурирование этого процесса заключается в систематическом выявлении этих потребностей и их закреплении в правовых актах. Иногда термин «источник (форма) права» ассоциируется с правотворчеством и описывается как «воля государства, выраженная во внешних юридических нормах» [5], «оформление нормативно-правовых положений в конкретные официальные документы» [3], или как «письменное выражение и внедрение правовых норм, одобренных или утвержденных государством, придающее им юридическую обязательность» [6].

Содержание многих юридических терминов может изменяться в зависимости от методологической позиции автора и его выбора теории, описывающей природу, источники и эволюцию права. Важно подчеркнуть, что правотворчество представляет собой процесс, в то время как источник (форма) права – это его результат. Как правильно указал А. В. Зуев: «Понятие официально признанного государством источника права и, следовательно, его обязательной силы, имеет право на существование. Однако акцент на способе выражения и интеграции правовых норм не касается самого существования источников права, а скорее относится к процедуре их внешнего формализации» [4].

Сам термин "творчество" предполагает вид деятельности, направленный на достижение конкретных результатов. Однако важно отметить, что акт творчества сам по себе не является окончательным результатом, а его продуктом становится что-то новое, обладающее уникальностью, неповторимостью и социально-исторической значимостью. Творчество всегда связано с человеческим фактором, субъектом творческой деятельности. В этом контексте создание и изменение правовых норм и нормативно-правового порядка, то есть правотворчество, не является просто формой деятельности, а скорее деятельностью, направленной на достижение определенных результатов. Более того, учитывая важность для государства регулирования ключевых общественных отношений с использованием права, а не других социальных норм, эту деятельность можно рассматривать как государственную [2].

Для суверенного субъекта, такого как государство, имеет огромное значение, что общеобязательные правила поведения устанавливаются исключительно им, и никакая другая сторона не может передать эти полномочия. Если государство стремится, чтобы его граждане соблюдали законы, то оно само наделяет принятые акты юридической силой. Это может осуществляться через регулирование процесса принятия законов, как это происходит в случае с референдумами, или путем ратификации уже утвержденных правил поведения, как в случае с обычаями.

Сложность, с которой сталкивается государство при принятии правовых актов, заключается в необходимости учитывать социально значимые интересы и потребности, а также в формулировании общей воли и воли конкретных социальных групп, обладающих властью. Это привело к выделению различных этапов или стадий в правотворческом процессе.

Развитие общественных отношений и усложнение социальных связей потребовали более детальной регламентации процедур реализации юридически значимых актов со стороны государства. Процессуальные нормы стали широко использоваться в регулировании административно-правовых отношений. Поскольку термины «законодательный процесс» и «избирательный процесс» уже утвердились в национальном прецедентном праве, процедурный характер правовых норм, регулирующих отношения в этих сферах, вызывает меньше сомнений.

Касаясь взаимосвязи между понятиями «процесс» и «процедура», стоит отметить, что мы исходим из идеи, что процесс, который развивается на этапах или стадиях, требует выполнения определенного комплекса процедур. Другими словами, процесс – это более широкое понятие, в то время как процедура - это его более конкретная составляющая. Оба эти термина применимы как к правотворческой, так и к правоприменительной сфере. Схожую точку зрения разделяет и О.В. Лазарева: она определяет «юридическую процедуру» как «метод обеспечения реализации материально-правовых норм и связанных с ними материальных правоотношений, защищенных от нарушения юридическими мерами...». Она также рассматривает ее как «специально установленную процедуру для осуществления юридической деятельности». Процесс и процедура имеют глубокую взаимосвязь, но они не идентичны. Любая процедура, состоящая из макро- и микропроцедур, обеспечивает выполнение процесса. Без конкретных процедур реализация процесса становится невозможной или затруднительной [1].

Следует отметить, что в процессе формирования правовых норм на каждом этапе в определенной последовательности выполняются определенные действия, выполнение которых в совокупности образует юридическую процедуру. Потенциальную применимость термина «юридическая процедура» к правотворческой деятельности можно оценить, путем адаптации основных признаков процедуры к процессу формирования правовых норм.

Основными характеристиками юридического процесса являются следующие:

  1. Динамичность или активность процесса, согласно большинству исследователей, представляет собой разновидность деятельности, которая характеризуется управляемостью. Он состоит из последовательных и действенных этапов, направленных на достижение определенного результата.
  2. Процесс правотворчества всегда начинается с формулирования конкретных целей и задач правового регулирования. Затем они формализуются через правовые механизмы, что придает формальный характер регулированию, сделанному государством и придает ему обязательную силу.
  3. Нормативность представляет собой конкретизацию и формализацию общих правил (норм) для обеспечения процесса. Эти правила определяют порядок применения законов. Нарушение этих норм может привести к недействительности закона и даже к его отмене органом государственной власти, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за его законностью.
  4. Промежуточные и конечные результаты правотворческого процесса фиксируются в официальных документах. Эти документы служат основой для соблюдения и применения законов и обеспечивают прозрачность и юридическую обоснованность всего процесса.
  5. Последовательность стадий включает в себя ряд стадий или этапов, которые сменяют друг друга в определенной последовательности. Количество стадий может варьироваться в зависимости от типа принимаемого закона, но в целом, они включают в себя инициацию, обсуждение, принятие и публикацию нормативных актов.
  6. Использование юридической техники в процессе правотворчества участвуют государственные органы и должностные лица, обладающие знанием правил юридической техники. Они используют различные методы и приемы для выражения содержания правовых норм в юридических документах.

Эти характеристики помогают лучше понять и анализировать правотворческий процесс и обеспечивают его эффективность и легитимность в обществе.

Таким образом, признаки правотворческого процесса также являются его существенными характеристиками, что подтверждает их общую юридическую природу.

Каждый вид юридического процесса, несмотря на свою специфику, уникальность и неповторимость, обладает определенной моделью организации и осуществления. Эта модель может быть адаптирована в зависимости от конкретных ситуаций, целей и задач. Правотворческий процесс, как один из видов юридического процесса, рассматривается нами как последовательная и организованная деятельность, обладающая юридическим значением. Она выполняется государственными органами самостоятельно или может быть делегирована другим государственным органам, при этом подвергаясь контролю со стороны государственных учреждений. Этот процесс осуществляется в соответствии с установленными правилами юридической процедуры и документируется для обеспечения социальной значимости. Ожидается, что такой подход позволит добиться положительных и полезных результатов.

Список литературы

  1. Васенев М. И. Правотворчество в Российской Федерации, как двигатель прогресса / М. И. Васенев, Ю. В. Любенко // ЭГО: Экономика. Государство. Общество. – 2022. – № 1 (46).
  2. Гурьянова В. В. Правовое обеспечение юридического процесса: пути совершенствования / В. В. Гурьянова // Организационные модели обеспечения деятельности судов в XXI веке: российский и зарубежный опыт и перспективы развития: Сборник статей к 25-летию Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, Москва, 16 марта 2023 года / Отв. за выпуск А.А. Арямов, Е.В. Бурдина, Е.В. Голошумов. – Москва: Российский государственный университет правосудия, 2023. – С. 484-489.
  3. Жмаева П. А. Юридический процесс. Понятие и понимание / П. А. Жмаева // Тамбовские правовые чтения имени Ф. Н. Плевако: Материалы VI Международной научно-практической конференции, Тамбов, 19–21 мая 2022 года. – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2022. – С. 310-312.
  4. Зуев А. В. Современные проблемы совершенствования правотворчества Российской Федерации И / А. В. Зуев // Заметки ученого. – 2023. – № 2. – С. 243-245.
  5. Карнаух Д. В. Стадии правотворческого процесса как общетеоретическая проблема / Д. В. Карнаух // Байкальский студенческий юридический форум-2022. Современные проблемы правотворчества и правоприменения: Материалы Всероссийской студенческой научно-практической конференции, Иркутск, 24 марта 2022 года / Отв. редакторы А.М. Бычкова, Н.В. Кешикова. Том 1. – Иркутск: Иркутский институт (филиал) ВГУЮ (РПА Минюста России), 2022. – С. 17-21.
  6. Молчанова Е. В. Содержание правотворческого процесса / Е. В. Молчанова // Управление, экономика и право: проблемы, исследования, результаты: Сборник статей II Международной научно-практической конференции, Пенза, 25–26 августа 2022 года / Под научной редакцией К.Б. Герасимова. – Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. – С. 231-234.
  7. Правотворчество как индикатор правовых ценностей: внутригосударственное, наднациональное и международное измерения. Коллективная монография / Под ред. И. Л. Честнова. – СПб.: Астерион, 2018. – С. 145.
  8. Фомичева О. А. Развитие законодательства о законотворческом процессе как принцип функционирования государства / О. А. Фомичева // Юридическая техника. – 2020. – № 14. – С. 530-532.
  9. Яценко О. В. гражданское общество и правотворческий процесс / О. В. Яценко, Д. М. Бекленищев // Наука и образование в современном мире: вопросы теории и практики: Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Нефтекамск, 31 января 2023 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2023. – С. 166-174.

Интересная статья? Поделись ей с другими: