УДК 347.918.2
Разрешение коммерческих споров в контексте "Один пояс – один путь": коммерческий арбитраж
Лю Хайгэ – магистрант Санкт-Петербургского государственного университета
Аннотация: В последние годы, по мере углубления строительства "Один пояс – один путь" и расширения обменов и сотрудничества между странами, укрепление строительства эффективного, стабильного и профессионального диверсифицированного механизма разрешения споров является важной задачей для развития экономического сотрудничества в рамках "Один пояс – один путь". Судебные процедуры имеют неизбежные недостатки при разрешении споров, связанных с "Поясом и дорогой". Международный коммерческий арбитраж является предпочтительным методом разрешения споров, привлекающим большое внимание сторон, благодаря таким его особенностям, как широкое участие сторон, высокая эффективность и гибкость, высокая степень конфиденциальности и высокая степень признания результатов арбитражного решения. Данная статья начинается с описания трудностей разрешения споров, описывает его основные особенности, а затем переходит к описанию преимуществ коммерческого арбитража, предлагая идеи для разрешения международных коммерческих споров. Делается вывод о том, что коммерческий арбитраж обладает уникальными преимуществами в разрешении международных коммерческих споров и что укрепление построения арбитражного механизма имеет гарантированную роль в развитии экономического сотрудничества в рамках "Один пояс – один путь".
Ключевые слова: международный коммерческий арбитраж, Закон об арбитраже, «Один пояс – один путь».
На пути реализации стратегии "Один пояс – один путь" расположено множество стран, и по мере всестороннего продвижения этой стратегии потребность в разрешении международных коммерческих споров становится все более ощутимой. В данной статье преимущества коммерческого арбитража в разрешении споров рассматриваются с двух точек зрения: препятствия на пути разрешения коммерческих споров в контексте стратегии "Один пояс – один путь" и собственные преимущества арбитража в разрешении национальных коммерческих споров. Основными препятствиями являются отсутствие единообразия в стандартах рассмотрения споров, сложные и длительные судебные процедуры, а также невозможность достижения цели разрешения спора.
На пути реализации стратегии "Один пояс – один путь" расположено множество стран, и в связи со всесторонним продвижением этой стратегии потребность в разрешении международных коммерческих споров становится все более ощутимой. В данной статье рассматривается необходимость создания механизма арбитража с точки зрения препятствий для разрешения коммерческих споров в контексте стратегии "один пояс - один путь" и преимуществ арбитража в разрешении национальных коммерческих споров. Основными препятствиями являются отсутствие единообразия в стандартах рассмотрения споров, сложные и длительные судебные процедуры, а также невозможность достижения цели разрешения спора. Единообразие стандартов слушания в странах, входящих в стратегию "Один пояс – один путь". Вдоль трассы "Один пояс – один путь" расположено множество стран, и защита сторон в них не одинакова в развитых и развивающихся странах, что зачастую не позволяет добиться реальной защиты сторон [3]. Страны, расположенные вдоль маршрута, включают в себя систему общего права, систему гражданского права и другие религиозные страны, исходя из различных культурных обычаев и национальных условий, правовые конфликты неизбежны, и даже при соблюдении основных принципов права использование судебной системы для разрешения споров часто должно быть более противоречивым [4]. Религиозные, экономические и другие практические факторы, правовые системы разных стран сильно отличаются друг от друга, исходя из сложившейся ситуации, не позволяют прийти к общему набору фиксированных стандартов судебной системы. В настоящее время, если не внедрять другие методы разрешения споров, это приведет к дальнейшему укреплению позиций сильных стран, что не соответствует основной концепции сотрудничества и взаимовыгодного сотрудничества в рамках "Один пояс – один путь" [5], для некоторых относительно экономически отсталых малых стран несовершенная судебная система станет для внедрения другими партнерами "ахиллесовой пятой", законные права и интересы инвесторов не смогут быть эффективно защищены, и тогда соответствующее сотрудничество может стать лишь пустой болтовней. Судебные стандарты стран, расположенных вдоль линии, не могут быть унифицированы – это недостаток действующего механизма разрешения споров, этот недостаток напрямую приведет к путанице в результатах разрешения споров, а также к большей неопределенности в последующей реализации.
Сложные и длительные судебные процедуры делают разрешение споров дорогостоящим. Сложная и длительная структура судебного процесса, а также препятствия, возникающие при исполнении судебных решений, сами по себе негативно сказываются на своевременном и эффективном разрешении споров. Только юридически действительное решение может считаться окончательным, если оно приведено в исполнение, однако трудности с признанием и исполнением решений иностранных судов также являются глобальной проблемой [6], и раньше исполнение соответствующих решений путем судебного принуждения зависело от соответствующих договоров, заключенных между странами. Несмотря на то, что местный суд вынес решение, вступившее в силу, исполнение этого решения в других странах также полно неопределенностей. Столкнувшись с такой сложной ситуацией, стороны могут быть менее мотивированы к разрешению своих споров и не смогут возместить понесенные ими за это время расходы.
Некоторые споры не могут быть разрешены путем судебного разбирательства или медиации. В условиях особого характера торговых обменов между странами вдоль "Один пояс – один путь" к крупным инвестиционным проектам, связанным с разработкой природных ресурсов и строительством инфраструктуры, необходимо подходить с особой осторожностью, а коммерческие споры с огромными последствиями уже не подходят для судебных разбирательств и других жестких и открытых методов, когда затрагиваются вопросы суверенитета, а суды не могут вынести юридически эффективное решение в отсутствие соответствующего определяющего закона, поэтому в данный момент следует применять более мирный и дружественный подход. С другой стороны, системы охраны окружающей среды в странах, расположенных вдоль "Один пояс – один путь", сильно отличаются друг от друга, а обязанности развитых и развивающихся стран по охране окружающей среды на международной арене также различны [7], и соответствующие стороны не могут применить свой собственный оригинальный способ решения проблемы загрязнения, поскольку ненадлежащая практика отдельных предприятий приводит к тому, что правительство принимающей страны меняет политику всех предприятий, имея прецеденты, что обязательно скажется на инвестиционной среде соответствующих инвесторов и структуре инвестиций, принимающей стране необходимо достичь соглашения о защите внутренней окружающей среды. Принимающей стране необходимо найти баланс между защитой своей среды от необоснованных посягательств и поддержанием международного делового климата.
Далее с другой точки зрения рассматриваются преимущества самого арбитражного процесса при разрешении споров: возможность глубокого участия сторон в арбитражном процессе, гибкость и высокая степень конфиденциальности процесса на университетском уровне, и, как следствие, более высокая степень принятия результатов.
Высокая степень участия сторон. При разрешении споров в арбитражном порядке обе стороны могут точно представлять себе весь процесс разрешения спора, вносить коррективы и изменения в соответствии с объективными условиями, и ни одна из сторон не окажется в крайне неблагоприятном положении. Однако в процессе судебного разбирательства, в силу различий в судебных системах и процедурах стран, расположенных вдоль "один пояс - один путь", стороны могут оказаться в невыгодном положении при неизвестных обстоятельствах. Например, при различных стандартах вручения процессуальных документов и применении заочной системы суд не требует присутствия сторон при рассмотрении дела, и в этом случае сторона-ответчик может не иметь возможности предвидеть, как будет разрешен спор. В результате при равнозначных обстоятельствах стороны обычно обращаются к международному арбитражу как к первому способу разрешения спора. Аналогичный вывод можно сделать и на основании данных отчета International Arbitration Research Report 2021, в котором 90% респондентов считают, что международный арбитраж является предпочтительным способом разрешения трансграничных споров либо самостоятельно (31%), либо в сочетании с другими формами диверсифицированного разрешения споров (59%)[8]. В процессе разрешения споров, если не уделяется внимание контролю сторон за результатами, влекущими за собой возникновение споров, имеющих юридическую силу, поэтому конечный результат также зачастую не удовлетворяет потребностям сторон.
Эффективные и гибкие процедуры. Процедура и процесс арбитража имеют больше возможностей для выбора по сравнению с традиционным режимом судебного разбирательства, во всех странах сформирована арбитражная система, в которой в значительной степени уважается автономия сторон, а режим арбитража "Одно решение – одно окончательное решение" значительно сокращает факторы, которые могут повлиять на судебный процесс в традиционном судебном разбирательстве, сокращает период судебного разбирательства и может быть предсказан, что эффективно исключает возможность использования другими Сокращение срока судебного разбирательства и возможность его прогнозирования, что фактически исключает возможность использования этого срока другими конкурентами для получения неправомерной выгоды, сокращает временные и трудовые затраты, позволяет сторонам полагаться на другие институты, делая наиболее разумный выбор в отношении подготовки доказательств и других профессиональных действий, имеющих особый территориальный характер. Более того, в силу природы арбитража, не подверженного влиянию местного протекционизма, стороны могут свободно выбирать арбитров и методы арбитража в зависимости от соответствующих факторов, вести переговоры и общаться на всех этапах для достижения оптимального решения при урегулировании споров.
Высокая степень конфиденциальности. Гражданские и коммерческие споры с использованием арбитража решаются большей частью способом, коммерческий арбитраж проводится в закрытом режиме, что позволяет максимально защитить коммерческую тайну сторон и не нарушить другие законные права и интересы, сохранить коммерческий имидж сторон, защитить деловую репутацию сторон, позволить обеим сторонам спора сосредоточиться на решении проблемы текущего момента, не станет препятствием для стремления сторон к дальнейшему и более высокому развитию [3]. Такой подход предотвращает дальнейшую эскалацию конфликта, удовлетворяет особые потребности сторон, не желающих судиться или уступать, чтобы избежать больших потерь, и предоставляет сторонам больше возможностей для мирного и дружественного разрешения спора на разных стадиях [9]. Кроме того, это имеет большое значение для защиты коммерческой тайны и прав интеллектуальной собственности транснациональных сторон, что может уменьшить случаи трансграничного плагиата. Инициатива "Один пояс – один путь" неизбежно будет происходить в процессе углубления и продвижения интеграции и столкновения различных культур, и огромные различия будут постепенно сокращаться, а взаимопонимание и каналы связи между странами еще больше расширяться, исходя из этого, защите прав интеллектуальной собственности следует уделять больше внимания, а с точки зрения внедрения иностранных бизнесменов и защиты прав интеллектуальной собственности собственных стран такая уникальная конфиденциальность необходима.
Высокий уровень принятия результатов арбитражного решения. Торговые стороны в международных торговых спорах имеют разные культурные корни, живут в разных правовых системах, знакомы с разными юридическими процедурами, имеют свои независимые ценности и представления о справедливости, а потому по-разному воспринимают и ожидают справедливости и нейтральности [6]. Арбитражные учреждения являются гражданскими институтами, свободными от вмешательства государства, право на арбитраж самостоятельно принадлежит отдельным сторонам, а выбор арбитража для разрешения споров свободен от какого-либо постороннего вмешательства. При полной автономии сторон стороны могут договориться о месте проведения арбитража, чтобы избежать возможного несправедливого отношения, чтобы обе стороны были готовы возлагать больше надежд и доверия на сотрудничество. При рассмотрении специализированных дел эксперты в данной области обладают большим опытом, знаниями и методами вынесения решений, чем судьи, и способны учитывать правила, согласованные в данной области, и могут более точно вынести справедливое решение, в большей степени соответствующее выводам сторон. Кроме того, результат сам по себе более убедителен, если он вынесен непосредственно авторитетным лицом.
Список литературы
- Лю Хунфэй, Лю Юй, Роберт Тянь. Культурные последствия для трансграничной электронной коммерции: пример китайского пояса и пути [J].Журнал прикладного бизнеса и экономики, 2020, 22 (04): 51-62.
- Тянь Гуан, Лю Юй. Инициатива «Один пояс, один путь». Механизм арбитража международных торговых споров – анализ, основанный на межкультурной перспективе [J].QingHai Journal of Ethnology, 2021, 32 (04): 104-112.
- Ши Чунлей. Ориентация и развитие международного коммерческого арбитража в механизме разрешения споров «Один пояс – один путь» [J].Law Science Magazine, 2018, 39 (08): 24-31.
- Андерсон Дж. Э., Весселовский М., Йотов Ю. В. Гравитация с эффектом масштаба[J].Журнал международной экономики,2016 (100): 174-193.
- Фэн Хуэй, Цзинь Яньян. Улучшение интернационализации и упрощение деловой среды на основе правил, основанных на верховенстве закона — на примере развития международного инвестиционного арбитражного механизма в странах «Пояса и пути» [J].Исследования социализма с китайской спецификой , 2021 (02): 19-27.
- Хэн Фейлин. Арбитражный механизм для международных коммерческих споров в контексте стратегии «Пояс и путь» [J].productivity Reasearch, 2018 (12): 110-114.
- Чжан Ин. Создание международного механизма разрешения арбитражных споров для строительных споров «Пояса и пути» [J].Transport Construction & Management, 2018 (06): 74-76.
- Цзян Нань. Международный арбитраж как предпочтительный метод разрешения трансграничных споров [N].China Trade News, 2021-11-30 (006).
- Ван Гуйго. О механизме разрешения споров в рамках «Пояса и пути» [J].China Legal Science, 2017, № 200 (06): 56-71.