УДК 34

Проверочная закупка: сущность и значение для процесса расследования

Назаров Антон Николаевич – магистрант Московского университета имени С. Ю. Витте.

Аннотация: В статье рассматриваются различные подходы к понятию «проверочная закупка», ее сущность и виды. Проанализирована сложившаяся практика проведения проверочной закупки, определены этапы ее проведения, обозначены требования к организации и проведению проверочной закупки, позволяющие стать доказанными фактами. Подчеркнуто значение проверочной закупки в процессе расследования противоправных действий. 

Ключевые слова: проверочная закупка, мнимая сделка, купля-продажа, предупреждение преступлений, оперативно-розыскная деятельность.

Проверочная закупка является одним из мероприятий оперативно-розыскной деятельности, основная цель которого заключается как в выявлении и предупреждении преступления, так и в его раскрытии специально уполномоченными на это органами. Учитывая большое значение оперативно-розыскной деятельность как эффективного средства в борьбе с преступностью, данные, полученные при проведении проверочной закупки, становятся основой доказательной базы как на стадии досудебного, так и в процессе судебного производства.

Результаты «проверочной закупки», которые затем станут правовым основанием для дальнейших процессуально-следственных действий, направляются в соответствии с УПК РФ и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ [1]. Следует отметить, что само определение «проверочная закупка» ни в УПК, ни в названном ФЗ не значится в понятийном аппарате. Это определение встречается в статье 49 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах» [4].

Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» [5] предлагает определение проверочной закупки, под которой понимается ситуация, специально созданная или организованная органом ОРД, при которой приобретаются товары у человека, подозреваемого в совершении преступления, с целью добывания нужной информации о вероятной преступной деятельности [4]. В Определении Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 четко указано, что в основе проведения проверочной закупки должно быть «предположение о наличии признаков противоправного деяния у субъекта» [2]. Согласно анализу решений КС РФ проверочная закупка очень похожа с договором купли-продажи и предполагает «активные действия закупщика» [6].

Проверочная закупка считается одним из оперативно-розыскных мероприятий, которое подразумевает во первых совершение так называемой «мнимой сделки», а во-вторых она происходит под «контролем оперативно-розыскного органа» [7], ее характерной особенностью становится приобретение товара или предмета не для своего личного потребления или дальнейшей продажи у подозреваемого сотрудниками ОРД человека.

С помощью проведения проверочной закупки удается решить две задачи, во-первых: выявить и предотвратить готовящееся преступление, что является очень актуальным и значимым, а во-вторых: установить круг лиц причастных к его совершению.

Например, при проведении проверочной закупки, связанной со сбытом наркотических средств, она осуществляется в двух формах: зашифрованная и негласная. Отличие их заключается в том, что при первой форме наркотики приобретаются лицом, которое представляется покупателем, под контролем сотрудников ОРД с немедленной фиксацией факта покупки-продажи и составлении при участии понятых акта проверочной закупки и протокола досмотра. Во втором случае вместо протокола составляется справка, с приложением объяснительных от граждан, которые участвовали в ее проведении.

Для осуществления мероприятия «проверочная закупка» должны быть соответствующие основания. В ее осуществлении можно выделить ряд этапов:

1 этап – предварительный, заключается в проведении опроса, прослушивании телефонных разговоров, наведении справок о предполагаемом готовящемся преступлении. На основании предварительного этапа готовится

постановление о проведении проверочной закупки, которое утверждается руководителем ОВД. В нем представлена краткая информация о преступной деятельности конкретных лиц, место и время проведения проверочной закупки предмет, данные о предполагаемом покупателе, финансовая составляющая и т.д. Затем составляется план проведения «так называемой сделки» и ее фиксации с помощью технических средств, проводится подготовка вероятного покупателя, оснащение его техническими и денежными средствами, с пометками для их дальнейшей идентификации.

2 этап - основной, заключается в проведении проверочной закупки, он заканчивается задержанием сбытчика, изъятием и идентификацией полученных им денег. Покупатель передает оперативникам предметы, полученные им в ходе закупки и технические средства своего оснащения.

3 этап – завершающий - составление протокола об изъятии и рапорта о наличии признаков преступления.

Ценность полученной информации при проведении проверочной закупки очень важна для дальнейшего процесса расследования преступной деятельности. Но для того, чтобы источник информации мог быть использован в дальнейшем или «стать поводом для возбуждения уголовного дела» [3], он должен соответствовать определенным требованиям. К таким следует отнести: достаточный объем сведений о планируемом противоправном деянии и его участниках, грамотность оформления соответствующих документов.

В случае недостаточной или недостоверной информации об итогах проверочной закупки, у следователя (дознавателя) могут возникнуть довольно существенные «трудности при формировании доказательственной базы» [8]. Полученные в ходе проверочной закупки данные, в свою очередь станут доказательствами, если они будут закреплены соответствующим образом процессуальным путем.

Следовательно, такое мероприятие, как «проверочная закупка» является одним из эффективных средств в борьбе с преступностью в целом, так и с незаконным оборотов наркотических средств в частности.

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ (ред. от 29.12.2022) // СПС КонсультантПлюс.
  2. Определение Конституционного Суда РФ от 17.07.2018 № 2033-О // URL.: https://legalacts.ru/sud/opredelenie-konstitutsionnogo-suda-rf-ot-17072018-n-2033-o/ (дата обращения 14.09.2023).
  3. Бардадым, И.С. Представление результатов оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» органу дознания, следователю или в суд // Перспективы государственно-правового развития России в XXI веке. Сборник материалов Всероссийской научно-теоретической конференции курсантов и слушателей вузов МВД России, студентов гуманитарных вузов, адъюнктов, аспирантов и соискателей. 2017. С. 370-376.
  4. Веселовский, А.А. О законодательном регулировании проведения оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» // Актуальные проблемы оперативно-розыскной деятельности в современных условиях. Сборник
    материалов Всероссийской научно-практической конференции. 2016. С. 5-8.
  5. Модельный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» // URL.: https://docs.cntd.ru/document/902050857 (дата обращения 18.09.2023).
  6. Пинчук, А.П. Проверочная закупка в правовых позициях Конституционного Суда Российской Федерации // Оперативно-розыскное противодействие наркопреступности. Материалы Всероссийского научно-практического семинара. Красноярск, 2022. С. 39-43.
  7. Сизов, Д.А. К вопросу понятия и сущности оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» (по материалам УМВД России по Костромской области) //
    Государственная служба и кадры. 2016. № 1. С. 99-100.
  8. Трохова, А.Н. Юридическое содержание, особенности проведения и использования результатов оперативно-розыскного мероприятия «проверочная закупка» // Вопросы российской юстиции. 2019. Вып. 4. С. 501-515.

Интересная статья? Поделись ей с другими: