УДК 349.412.22        

Вопросы законодательного регулирования правовой экспертизы в России

Бузаков Антон Юрьевич – Мордовский государственный университет им. Н.П. Огарёва

Аннотация: В научной статье изучается понятие правовой экспертизы, а также основные вопросы ее правового регулирования. Кроме этого, приводятся виды правовых экспертиз и указываются их основные особенности. Отмечается важность проведения правовых экспертиз в процессе решения различных юридических дел с целью повышения качества применения правовых норм. Изучаются мнения ученых относительно сущности правовых экспертиз, обращая особое внимание на давность проведения таких экспертиз, поскольку с развитием общества число принимаемых нормативно-правовых актов ежегодно возрастает, и они могут друг другу противоречить.

Ключевые слова: правовая экспертиза, законодательное регулирование, эксперт, судопроизводство.

Законотворчество является одним из главенствующих направлений государственной деятельности Российской Федерации. Законотворчество можно понимать в узком и широком смыслах.

Одним из ключевых направлений деятельности государства является законотворчество, однако даже данный термин можно понимать как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под законотворчеством понимается весь процесс издания нормативно-правового акта (от его замысла до опубликования), а в узком смысле это издание специальными органами нормативно-правового акта. Для того, чтобы в праве не возникало коллизий и законы не противоречили друг другу проводятся правовые экспертизы.

Как уже отмечалось выше, роль правовой экспертизы заключается в проверке изучаемых документов на соответствие уже действующему законодательству в определенной сфере. Данный вид экспертизы назначается в проблемных случаях, когда возникает необходимость в установке законности договоров, приказов и иных юридических документов. Юрист может составить необходимый список вопросов, которые объясняются специфику и содержание определенного документа, который стороны должны подписать. Также он указывает необходимый список бумаг, которые нужны для того, чтобы составить договор.

В соответствии со ст. 1 Основного закона России, наша страна является правовым государством, что говорит о действии в стране принципа верховенства права [1]. От того, как формулируются ключевые положения законодательства, его толкования и изложения, зависит осуществление функций со стороны государства, которые находятся превыше всего. Сюда принято относить защита интересов, прав и свобод человека и гражданина. Если при работе над законом нет сопровождения эксперта, то вполне реально допущение в законе ряда погрешностей и ошибок, что отрицательно скажется на законности в стране.

Правовая экспертиза проводится по целому ряду направлений:

  • изучение отдельных пунктов в договоре;
  • установление нарушений в определенном документе или акте законодательства;
  • уровень расшифровки или детализации определенных положений контракта или договора.

Действительно, важность правовой экспертизы является неоспоримой для всех сфер общественной жизни. Так, особенным видом деятельности государства является именно законотворческая деятельность, поскольку именно законы стоят во главе всей правовой системы России. Конституция и иные ФЗ обладают верховенством на всей территории нашей страны, что закреплено в ч. 2 ст. 4 Конституции РФ. Другие нормативно-правовые акты и законы, которые принимаются в нашей стране, не могут ей противоречить.

На всех стадиях принятия закона правовая экспертиза может проводиться (до его вынесения, и после его принятия). Можно сделать вывод, что все стадии рассмотрения закона должны сопровождаться правовой экспертизой. Если законопроект отклоняется, а далее он дорабатывается, то также проводится правовая экспертиза. Она направляется на разрешения целого спектра задач, в число которых можно отнести:

  • расшифровка договора или контракта, их детальное рассмотрение;
  • проведение анализа определенных пунктов;
  • фиксирование нарушения в нормативном документе.

Кроме этого, в результате правовой экспертизы должно быть соблюдение правил юридической техники относительно содержания проекта закона, его формы и логики построения, структуры и ключевой мысли.

В общем и целом, правовое регулирование правовой экспертизы реализуется на следующих уровнях:

  1. Федеральный законодательный уровень. Сюда относятся ФЗ «Об основах общественного контроля», ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов», ФЗ «Об общественной палате РФ», ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» и ряд других;
  2. Федеральный подзаконный уровень. Сюда относят Указ Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «О дополнительных функциях Министерства юстиции Российской Федерации», Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» и ряд других;
  3. Ведомственный (Министерство Юстиции). Сюда относятся Приказы Минюста России в данной сфере;
  4. Ведомственный (Генеральная Прокуратура). Сюда относятся Приказы Генеральной Прокуратуры;
  5. Региональный законодательный;
  6. Региональный подзаконный;
  7. Муниципальный подзаконный;
  8. Локальный.

На территории нашей страны незаменимой и ключевой ступенью законодательного процесса является именно правовая экспертиза, которая берет свою направленность на обеспечение законности и качества принятого нормативного акта [2, c. 138].

Однако, даже данная сфера деятельности сопровождается рядом изъянов и проблемных вопросов. Так, ряд трудностей при работе вызывает отсутствие четкого определения «правовая экспертиза законопроекта». В Российском законодательстве по этому вопросу есть пробел. Кроме этого отсутствует твердая классификация правовых экспертиз. Однако, в ряде работ ученых существует правовая экспертиза по ряду оснований: по субъектному составу, по объекту, по методам оценки отдельных положений закона и ряд других [3, c. 7].

Так, в современных реалиях особую важность приобретает экспертиза проектов законов и других документов для того, чтобы найти в них положения, которые могут способствовать совершению коррупционных действий. Без оценки экспертов в указанных сферах невозможно принятие решений. В некоторых не содержатся требования, права и обязанности к экспертам, в других нет понятия эксперта, а третьи не выделяют субъектов и объекты экспертизы. Так, для более подробного регулирования указанного вопроса, который касается экспертского статуса, важно создавать курсы, где их квалификация будет повышаться.

Сегодня правовое регулирование порядка проведения антикоррупционной экспертизы законодательных актов и их проектов можно назвать не до конца завершенной, что особо проявляется в субъектах нашей страны. Уровень правовой регламентации вопросов, которые затрагивают проведение антикоррупционной экспертизы в субъектах нашей страны достаточно различен (от подзаконных актов, которые определяют порядок и правила экспертизы до общих законов о противодействии коррупции). Можно сказать, что на лицо сильно видно несогласованность между рядом нормативно-правовых актов, проектов нормативных правовых актов на региональном уровне и актов методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов.

Подытожив вышесказанное следует отметить, что важную роль законотворческом процессе играет правовая экспертиза. Она играет контролирующую функцию во всех этапах процесса законотворчества. Так, при проверке законопроекта посредством правовой экспертизы можно достигнуть более правильного закона, который не будет иметь пробелов и противоречий по отношению к другим. Кроме этого, в процессе проведения правовой экспертизы в результате улучшается и сам закон.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации – Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
  2. Деменков М. В., Мартьянов Г. А., Веселов И. Г. Актуальные вопросы экспертно-правового обеспечения законодательного процесса: федеральный и региональный аспекты / Материалы семинара с участием руководителей почтовых служб законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации. – Москва, 2017. – 240 с.
  3. Калтыга О. В. Законодательно-нормативное регулирование правовой экспертизы в РФ // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. – 2013. – № 17. – С. 10.

Интересная статья? Поделись ей с другими: