УДК 349.412.22        

Вопросы правового регулирования информатизации в России

Волков Евгений Александрович – аспирант Мордовского государственного университета им. Н.П. Огарёва

Аннотация: В научной статье изучаются ключевые вопросы становления, развития и правового регулирования информатизации в Российской Федерации. Так, на сегодняшний день, даже в условиях проведения активной политики цифровизации и информатизации на территории нашей страны, появляется множество вопросов относительно обеспечения конституционных прав граждан России на обеспечение со стороны государства безопасности в указанной сфере. Законодательство нашей страны в сфере информатизации продолжает активно развиваться и адаптироваться к быстро изменяющимся условиям современной жизни.

Ключевые слова: информатизация, правовое регулирование, цифровизация, права граждан.

На сегодняшний день по всему миру во все сферы жизни общества внедряются различные цифровые и информационные технологии, и наша страна не является исключением из них. Жизнь всех людей значительно изменилась за последние десятилетия в связи с достигнутыми достижениями научно-технического прогресса. Так, в России можно подразделить ряд направлений политики информатизации на частном и государственном уровне:

  • финансовые и банковские услуги;
  • муниципальные и государственные услуги;
  • торговля в сети Интернет и другие услуги.

Для подробного углубления в тему правового регулирования информатизации в России, важно изучить что такое информатизация. Так, под информатизацией понимается процесс получения и реализации информации в различных сферах жизни общества за счет ее компьютеризации и развития телекоммуникационной инфраструктуры, которая объединяет территориальное распределенные ресурсы информации.

Отрасль права, которая занимается регулированием отношений по созданию, хранению, использованию, обработке и распространению указанных ресурсов называется «Информационное право». Указанную отрасль права можно назвать одной из самых молодых, однако, как высказывается П. А. Мичков, первые упоминания о данной отрасли стали зарождаться еще в 1970-х годах. В те годы на территории СССР термина «информатизация» еще не существовало, и Государственный комитет СССР по вычислительной технике и информатике закрепил в своем названии слово «информатика», что и стало прародителем изучаемой нами информатизации [2, c. 21].

В рамках всеобщей истории можно смело заявить, что прошло не так уж и много времени, а данная сфера общественной жизни сделала достаточно быстрый скачок в своем развитии. Так, на сегодняшний день главный документ, который регулирует использование информационных технологий на территории нашей страны является ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В дополнение к указанному ФЗ, отдельные аспекты деятельности, предполагающие задействование информационных технологий, регулируются и другими нормативно-правовыми актами. Сюда также можно отнести ФЗ «О персональных данных», ФЗ «О рекламе», ФЗ «О связи», ФЗ «О защите прав потребителя», ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», Закон РФ «О государственной тайне», ФЗ «О противодействии терроризму», ФЗ «О персональных данных».

Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) является главным органом государства, который реализует надзор и контроль в области информационных технологий в России. Но ФСБ в последнее время также наделяется определенным кругом полномочий в изучаемой области.

Кроме указанных выше нормативно-правовых актов, ряд положений изучаемой сферы закрепляются и в Уголовном кодексе РФ, и в Гражданском кодексе РФ.

Помимо названных правовых актов отдельные положения в рассматриваемой сфере закреплены в Гражданском кодексе РФ, Уголовном кодексе РФ, различных концепциях развития органов государственной власти и т.д.

Так, Конституция России закрепляет:

  • право граждан на тайну семейной и частной жизни, на неприкосновенность и тайну связи;
  • право граждан на распространение и поиск информации, за исключением случаев, определенных законодательством России;
  • в интересах государства и общества конституционные права могут быть ограничены [1].

На территории нашей страны при регулировании информации преобладает функциональный признак, когда в определенном правовом режиме правосубъектность ряда участников информационных отношений наполняется юридическим смыслам. Сюда можно отнести:

  • оператор поисковой системы;
  • организаторы распространения информации: соц. сети, мессенджеры и др.;
  • новостной агрегатор и др.

Учитывая тот факт, что ФЗ № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» содержит в себе достаточно подробную регламентацию отдельных нюансов, есть и масса проблемных вопросов касательно данной сферы общественной жизни.

Так, к проблемам можно отнести реализация безопасности в сфере информационной деятельности. Так, ежегодно растет уровень интернет-мошенников.В отдельных регионах России данный рост составил 76% (Москва) и 60 % (Свердловская область), и это только за 2022 год. Однако, по словам специалистов, преступники умело используют действующие базы данных банков России [3]. Однако, откуда у них доступ к ним? Отсюда и вытекает проблема, что руководители банков не спешат улучшать систему цифровой безопасности, а лишь перекладывают всю ответственность на сотрудников полиции. Такую же тенденцию можно отнести и к тем организациям, которые предоставляют услуги по оказанию сотовой и иных видов связи.

Но сложно не заметить, что в наше время законодательство достаточно подробно регламентирует отдельные вопросы общественной жизни, обеспечение человеческих прав и безопасности информационных ресурсов, вопросы формирования информационного общества в условиях глобальной информатизации.

Так, на протяжении достаточно долгого времени не было специального регулирования у сделок без электронной подписи через сеть Интернет. Это не являлось препятствием для заключения сделки на основании общих положений законодательства России, но если возникает спор, то с доказыванием содержания этой сделки могли возникнуть различные трудности, так как документально эта сделка не была закреплена [4, c. 152].

Так как объем этих сделок стремительно рос, законодательство РФ

урегулировало вопрос о порядке заключения договоров через сеть Интернет. Таким образом, в 2019 году в ст. 160 и 434 ГК РФ были внесены изменения о форме договора и форме сделки.

Важно отметить тот факт, что именно от общественного развития напрямую зависит и информационное право. Революционное влияние на классы информационного общества оказывают именно информационные технологии.

Приоритетной становится концепция «электронного государства», где первостепенным становится электронный документооборот, а так же целостными становятся инфраструктуры информации, такие как: телевиденье, интернет-технологии, основанные на базах различных платформ, радиовещание. Постепенно бумажную печать заменяет «электронная» в виде электронных книг, электронных журналов.

Необходимо отметить тенденцию появления «удаленной» работы. В связи с этим появляется все больше новых профессий, в числе которых системные администраторы, программисты, различные консультанты, PR-агенты и многие другие. А ведь их деятельность также нужно регулировать.

Подытожив вышесказанное, необходимо отметить, что благодаря цифровизации общество шагнуло на новую ступень эволюции. Мы значительно уменьшили спектр своих функций по отношению к производимой работе, ведь многое, что раньше приходилось держать в голове и в записках, сейчас находится в интернете и в специальных базах, и эту информацию можно найти в течение пары секунд. Это значительно снижает сложность работы, а также позволяет в процессе работы совершать меньшее число ошибок.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ, от 06.10.2022) // Текст Конституции, включающий новые субъекты Российской Федерации – Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская область и Херсонская область, приведен в соответствии с официальной публикацией на Официальном интернет-портале правовой информации (www.pravo.gov.ru).
  2. Мичков П. А. Современные информационные технологии: учебно-методическое пособие / П. А. Мичков. – Новосибирск: НГК им. Глинки, 2021. – 26 с.
  3. Плотникова Н. И., Савинкова И. А. Роль информационных технологий в современном обществе и экономике России // URL: http://edrj.ru/article/29-01-23 (Дата обращения: 20.09.2023).
  4. Щеглов Е. Н. Правовые вопросы информатизации в государственном управлении Российской Федерации // Вестник Воронежского государственного университета. – 2017. – № 28. – С. 191.

[social}