УДК 323.28

Деятельность органов государственной власти и муниципального управления по освобождению заложников в ходе проведения контртеррористической операции

Егоров Андрей Викторович – полковник полиции, командир ОМОН Управления Росгвардии по Чувашской Республике – Чувашии.

Аннотация: Статья посвящена деятельности органов государственной власти и муниципального управления по освобождению заложников в ходе проведения контртеррористической операции. Актуальность исследования определена высокой степенью общественности таких преступлений, как захват заложников. Даже те немногочисленные преступления рассматриваемого вида, регистрируемые ежегодно на территории страны, являются резонансными, привлекающими внимание государства и общественности. Разработаны рекомендаций по организации деятельности органов государственной власти по пресечению захвата заложников на основе комплексного анализа данного преступления.

Ключевые слова: контртеррористическая операция, террористический акт, захват заложников, преступления, оперативный штаб, антитеррористический комитет, переговоры.

Захват заложников – это общественно опасное деяние, ответственность за которое предусмотрена ст. 206 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее – УК РФ), требующее индивидуального подхода в каждом конкретном случае и не имеющее особого распространения. Данное деяние посягает одновременно на большое число охраняемых уголовным законом общественных отношений, что вызывает трудности в расследовании обстоятельств, установлении причин и отработке версий. Это один из самых сложных видов террористического акта.

Террористический акт – это преступная деятельность, направленная на одиночное или групповое силового достижение политических, идеологических, экономических или религиозных целей с использованием методов, связанных с устрашением, запугиванием мирного населения, создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий или создания такой угрозы.

Одной из основных тактических форм действий по пресечению террористической деятельности является проведение контртеррористической операции.

Контртеррористическая операция (КТО) – это комплекс специальных, оперативно-боевых, войсковых и иных мероприятий с применением боевой техники, оружия и специальных средств по пресечению террористического акта, обезвреживанию террористов, обеспечению безопасности физических лиц, организаций и учреждений, а также по минимизации последствий террористического акта.

КТО проводится для пресечения террористического акта, если его пресечение иными силами или способами невозможно. Режим КТО вводился в Российской Федерации с 1999 года по 2009 год – на территории Чеченской Республики, в 2023 году – в Белгородской области, с 24 по 26 июня – на территории Москвы, Московской и Воронежской областей.

Необходимо отметить, что даже те немногочисленные преступления, связанные с захватом заложников, регистрируемые ежегодно на территории страны, являются резонансными, привлекающими внимание государства и общественности. В том случае, когда захват заложников совершен, присутствует высокий риск причинения вреда здоровью и жизни удерживаемых лиц, поэтому необходимо сосредоточение внимания на предупреждении совершения рассматриваемых преступлений, для чего требуется владение знаниями о криминологической характеристике захвата заложников, детерминантах данных преступлений.

В том случае, когда захват заложников состоялся и происходит удержание преступниками захваченных лиц в целях обеспечения гарантий заявленных террористами требований, деятельность органов государственной власти приобретает важнейшее значение. Пресечение преступления в рассматриваемой ситуации силовыми методами создает риски гибели как заложников, так и сотрудников правоохранительных органов, принимающих участие в операции по их освобождению, поэтому на первый план выходит необходимость пресечения захвата заложников, минимизация последствий совершения данного преступления, иными методами, в частности – путем ведения переговоров. При надлежащей организации данной деятельности можно достичь основной цели, стоящей в данном случае – не допустить гибели заложников и обеспечить задержание преступников. Однако именно данная деятельность сопровождается многочисленными проблемами, среди которых – отсутствие сотрудников, имеющих достаточную компетентность для того, чтобы результативно провести переговоры, отсутствие рекомендаций ведения переговоров в различных ситуациях.

Анализ сведений статистической отчетности, опубликованных на официальном сайте МВД России, позволяет увидеть следующую картину, иллюстрирующую динамику захвата заложников.

В 2017 году на территории Российской Федерации было зарегистрировано 11 преступлений данного вида, раскрыто 8; в 2018 году зарегистрировано 8 преступлений, раскрыто 4; в 2019 году зарегистрировано 6 преступлений, раскрыто 3, в 2020 году зарегистрировано 8 преступлений, раскрыто 4, в 2021 году зарегистрировано 8, раскрыто 6, в 2022 году зарегистрировано 9, раскрыто 2.

Захваты заложников известны миру достаточно давно, данные преступления происходят ежедневно в различных государствах, но при этом выработать один определенный алгоритм противодействия им достаточно сложно, поскольку практически каждый из них отличается определенной спецификой.

Так, к примеру, исследователи отмечают, что каждый из громких терактов, сопряженных с захватом заложников и совершенных на территории нашей страны, развивался по своему собственному сценарию и был не похож на предыдущий, что требовало разрабатывать каждый раз новую тактику противодействия ему. Проанализируем обстоятельства некоторых захватов заложника, о которых можно найти информацию в свободном доступе.

23 мая 2020 года в Москве в здании "Альфа-банка" на улице Земляной Вал произошел захват заложников. Мужчина удерживал пятерых человек под угрозой взрыва здания. Злоумышленник был задержан сотрудниками правоохранительных органов в ходе штурма, заложники освобождены, пострадавших нет.

15 января 2020 года в Москве в здании «Москва-Сити» на Пресненской набережной неизвестный, угрожая ножом, захватил в заложники мужчину – сотрудника одной из финансовых организаций. Прибывшие на место стражи порядка освободили заложника, а злоумышленника задержали.

20 ноября 2019 года в квартире дома в центре Ростова-на-Дону сотрудник следственного управления захватил в заложники членов своей семьи. Он был обезврежен, а впоследствии арестован.

Также приведем примеры резонансных захватов заложников до и после режима введения КТО в Чеченской Республики:

  1. 14 июня 1995 года произошел массовый захват заложников террористами под руководством Шамиля Басаева. Группа террористов численностью 150—200 человек захватили в заложники более 1200 жителей Будённовска, которых согнали в районную больницу № 2. Террористами выдвигались требования по прекращению военных действий в Чечне. По результатам переговоров террористы вернулись в горную часть Чечни колонной автобусов. Их сопровождали около 100 заложников, которых отпустили после въезда в Чечню. В результате теракта погибли 129 человек (в том числе 18 работников милиции и 17 военнослужащих), 415 были ранены. Из них не менее 30 человек погибли в результате штурма, от огня войск МВД, и 70 были ранены. В результате переговоров и заключения мирного соглашения спасены более 1500 заложников.
  2. В ночь с 21 на 22 декабря 1997 года группа боевиков численностью до 100 человек напали на военный городок 136-й мотострелковой бригады с целью захвата бронетехники. В ходе сопротивления боевики понесли большие потери и стали отходить, захватив в заложники пассажиров рейсового автобуса, следовавшего по маршруту Алмак-Хазавюрт. Прикрываясь пленниками, в основном женщинами, преступники ушли в Чечню. Боевики потеряли до 15 человек убитыми и ранеными, 10 военнослужащих и сотрудников милиции были ранены. Как установило следствие, организаторами данного террористического акта выступили Бассаев Ш. (ликвидирован в 2006 году) и Хаттаб (ликвидирован в 2002 году). КТО на территории Чеченской Республики в 1999 году началась после вторжения боевиков Бассаева и Хаттаба.
  3. В 2000 году Российский самолет, выполнявший рейс по маршруту Махачкала-Москва, захвачен чеченскими террористами (операция выполнена, террорист сдался).
  4. В 2001 году трое чеченских террористов захватили вылетевший из Стамбула российский самолет. Погибло 3 человека, в том числе пассажир и стюардесса.
  5. В 2001 году уроженец Чечни захватил автобус с 40 пассажирами, следовавший в Ставрополь. Террорист требовал дать оружие и освободить из тюрем нескольких чеченцев (ликвидирован).
  6. В 2002 году в Театральном центре на Дубровке в Москве был совершен захват заложников (применен токсический газ, много погибших).
  7. В 2004 году произошел зверский захват заложников в школе № 1 г. Беслан. 3 сентября установлена памятная дата «День солидарности в борьбе с терроризмом», которая всегда будет ассоциироваться с трагическими событиями в Беслане.

Анализ правоприменительной практики позволяет утверждать, что к уголовной ответственности за рассматриваемые виды преступлений преимущественно удается привлечь лишь тех лиц, которые совершают так называемые «бытовые» захваты заложников, в одиночку, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения либо психически нездоровые лица, в то время как серьезные преступления данного вида, совершаемые организованными группами, террористическими формированиями, раскрыть практически не удается.

Проанализировав захваты заложников на территории России в период второй чеченской кампании необходимо провести комплекс предупредительных мероприятий по предотвращению и недопущению захвата заложников по модели «Басаев-Буденовск» на территориях России, где введен режим КТО в 2023 году.

В целом, ученые и практики до настоящего времени не пришли к единому мнению в вопросе о самом эффективном способе борьбы с захватом заложников. На протяжении длительного времени главной задачей борьбы с терроризмом и захватом заложников было их физическое уничтожение.

Как показало время и практика, успешно противостоять актам захвата заложников, тем более массовым, применением одних лишь репрессивных насильственных методов невозможно. Борьба с такой глобальной проблемой не может ограничиваться только реагированием на уже совершенные преступления, поскольку в этом случае действия органов государственной власти не могут устранить первопричину преступления и выявить его истоки. Такие действия имеют скорее ответный оборонительный характер, чем наступательный упреждающий. В настоящее время приоритетным направлением противодействия актам захвата заложников является деятельность по их предупреждению. При детальном рассмотрении функционирования российской антитеррористической системы видно, что она в большей степени стала носить упреждающий характер.

Особое место в системе правоохранительных органов занимают органы Федеральной службы безопасности Российской Федерации, которые осуществляют деятельность по борьбе с проявлением терроризма посредством проведения оперативно розыскных и иных мероприятий. Согласно ст. 15 Федерального закона «О противодействии терроризму», пресечение террористического акта осуществляется силами и средствами органов федеральной службы безопасности, а также создаваемой группировки сил и средств.

В том случае, когда имеет место так называемый «классический» террористический акт, в ходе которого осуществляется взрыв самолета, поезда в метро, нет никакой возможности оказать влияние на ход данного события, оно уже совершено, остается лишь оказывать помощь гражданам, выжившим в результате данного преступления, а также исследовать причины террористического акта, обстоятельства его совершения, выдвигать и отрабатывать различные версии. Когда же имеет место вооруженное нападение на какой – либо объект, где удерживаются заложники, на правоохранительные органы возлагается серьезная ответственность за жизнь лиц, оказавшихся в качестве таковых, а также задачи по задержанию преступников и привлечению их ответственности.

Представляется возможным разделить структуру захвата заложника на два этапа:

  • непосредственно захват заложника, когда какое – либо лицо лишается свободы передвижения;
  • насильственное удержание заложника, то есть, создание условий, при которых невозможно покинуть место насильственного удержания.

В то же время, некоторые исследователи выделяют также и третий этап захвата заложника – перемещение заложника в более удобное место для террористов с целью его удержания. Данную позицию мы полностью разделяем.

Определение этапов захвата заложников имеет важное значение для реализации деятельности по пресечению рассматриваемых деяний. Профилактическая составляющая борьбы с захватом заложников имеет важнейшее значение. Данное деяние тесно связано с терроризмом, на сегодняшний день в нашей стране существуют достаточно эффективные меры по профилактике данных преступлений, которые постоянно совершенствуются. Для более результативного противодействия, необходимо понимать с каким из видов терроризма сталкиваются правоохранительные органы на практике, то есть – это индивидуальный терроризм, либо базирующийся на идеологической основе, и насколько он масштабен.

Деятельность по противодействию терроризму может быть успешной только при условии ее комплексной реализации, в связи с чем, она реализуется различными субъектами. Поскольку антитеррористическая деятельность не может быть бессистемной и с учетом вовлечения в нее различных органов и служб, в нашей стране после трагических событий в Беслане был создан Национальный антитеррористический комитет (далее – НАК). Его основная задача – координация и организация антитеррористической деятельности различных субъектов. В число сил противодействия входят все правоохранительные органы и вооруженные силы. Значительное количество задач возлагается на ФСБ России и Росгвардию и органы внутренних дел.

В субъектах и регионах Российской Федерации могут создаваться оперативные штабы, количество и состав которых зависят от специфики местных условий и характера возможных террористических акций на территориях этих субъектов (регионов).

Оперативный штаб по управлению контртеррористическими операциями в субъекте (регионе) Российской Федерации возглавляет руководитель территориального органа (подразделения) того ведомства, компетенция которого будет преобладающей в проведении конкретной контртеррористической операции. В случае изменения характера террористической руководитель контртеррористической операции может быть заменен в соответствии с решением председателя соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии.

Порядок деятельности оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией определяется положением, утверждаемым председателем соответствующей межведомственной антитеррористической комиссии. Положение об оперативном штабе по управлению контртеррористической операцией разрабатывается на основании типового положения, утвержденного федеральной антитеррористической комиссией.

Для проведения контртеррористической операции ОШ по управлению контртеррористической операцией имеет право привлекать необходимые силы и средства тех федеральных органов исполнительной власти, которые принимают участие в борьбе с терроризмом в соответствии с Федеральным законом "О борьбе с терроризмом".

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации выделяют необходимые для проведения контртеррористической операции оружие и специальные средства, транспортные средства и средства связи, иные материально-технические средства.

Планы проведения КТО разрабатываются заблаговременно применительно к каждому объекту или типу объектов вероятных террористических устремлений, а также с учетом вероятных способов совершения террористических актов и утверждаются руководителем оперативного штаба в соответствующем субъекте Российской Федерации.

В зависимости от типов объектов вероятного совершения террористических актов планы проведения КТО имеют условные наименования.

На отдельных участках территории (объектах), в пределах которой введен правовой режим КТО, могут устанавливаться (вводиться), меры и временные ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Перечень применяемых мер и временных ограничений должен быть исчерпывающим, основываться на степени общественной опасности террористического акта и в полной мере обеспечивать условия, необходимые для эффективного проведения КТО.

В совокупности вся оперативная деятельность специальных подразделений Федеральной службы безопасности, Росгвардии, органов внутренних дел Российской Федерации должна строиться при четком взаимодействии, своевременном обеспечении (передачи) информации, а специфическая деятельность направлена на управление силами и средствами, подготовки их в служебной и боевой готовности (сил и средств), избрание тактических вариантов действий, в том числе оперативно-розыскных мероприятий, в том числе материально-техническом обеспечении.

Первостепенная задача правоохранительных органов заключается в предотвращении террористического акта, вне зависимости от того кем и по каким причинам он совершается. Надо признать, что разрозненные усилия в борьбе с захватом заложников не приводили к ее благополучному завершению, а, следовательно, к провалу специальной операции. Только при оптимальном использовании субъектов взаимодействия можно положительно повлиять на ход этой многогранной работы.

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный текст Конституции РФ, включающий новые субъекты Российской Федерации – Донецкую Народную Республику, Луганскую Народную Республику, Запорожскую область и Херсонскую область, опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ.
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // Собрание законодательства РФ. 17.06.1996. N 25.
  4. Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ (в ред. от 26.05.2021) «О противодействии терроризму» // Российская газета. 2006. 10 марта. № 48.
  5. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 28.12.2022) «Об оперативно-розыскной деятельности»// Российская газета. 1995. 18 августа. № 160.
  6. Боровиков, В.Б. Оценка применения насилия при захвате заложника // Уголовное право. – 2016. – № 2.
  7. Жайлов А.А. Коновалова С.И. Административно-правовые меры предупреждения терроризма // Журнал. Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. № 3.
  8. Официальный сайт МВД России [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://мвд.рф.
  9. Случаи нападения с захватом заложников в России [Электронный ресурс] // Риа Новости. Режим доступа: https://ria.ru/20200523/1571893386.html.

Интересная статья? Поделись ей с другими: