УДК 343

Уголовно-правовая характеристика преступлений коррупционной направленности

Копылов Сергей Владимирович – адъюнкт Восточно-Сибирского института Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассмотрены ключевые признаки объекта и субъекта преступлений коррупционной направленности. Автор подчеркивает, что анализ признаков коррупционных деяний должен проводиться в контексте конкретного уголовного дела, учитывая все обстоятельства совершенного преступления. Терминология и методология конструкции признаков коррупционных преступлений требуют стандартизации, единообразного использования и интерпретации.

Ключевые слова: преступления коррупционной направленности, должностное лицо, объективная и субъективная стороны коррупционных преступлений.

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что выявление, раскрытие и расследование преступлений, связанных с коррупцией, находятся в центре внимания правоохранительных органов РФ.

В ФЗ № 273 от 25.12.2008 дано следующее определение коррупции, устанавливающее правовой каркас для борьбы с этим явлением и служащее основой для действий правоохранительных органов в данной области [2]:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а», от имени или в интересах юридического лица.

Согласно предоставленному определению, можно выделить шесть ключевых признаков коррупционных преступлений, представленных на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Ключевые признаки коррупционных преступлений.

Эти признаки образуют основу для анализа и определения коррупционных преступлений, что позволяет различать и классифицировать их в соответствии с законодательством и правоприменительной практикой.

Стоит учитывать, что перечень указанных признаков коррупционных преступлений не исчерпывает всех возможных вариаций. Анализ признаков коррупционных деяний должен проводиться в контексте определенного уголовного дела, учитывая все факты совершенного преступления.

Вместе с тем, для всех рассматриваемых преступлений существуют общие признаки, характеризующие объект, объективную и субъективную стороны, а также субъект противоправной деятельности. Таким образом, можно определить следующие общественные отношения, выступающие основными объектами рассматриваемых преступлений [3]:

  • обеспечивающие законную деятельность государственных органов и учреждений, а также органов местного самоуправления;
  • обеспечивающие нормальное функционирование общественной власти;
  • поддерживающие законную деятельность правоохранительных органов;
  • обеспечивающие нормальное осуществление предпринимательской деятельности;
  • регулирование деятельности в сфере управления;
  • регулирование деятельности коммерческих организаций.

Данные общие признаки служат основой для классификации и анализа коррупционных преступлений и могут быть использованы в правоприменительной и уголовно-правовой практике.

Объективная сторона коррупционных преступлений представлена на рисунке 2.

Чаще всего способ совершения уголовного преступления выступает в качестве конструктивного или квалифицирующего признака объективной стороны преступления и состава преступления. Способ совершения преступного посягательства признается обязательным элементом состава преступления в тех случаях, когда на это указывает законодатель в статье уголовного кодекса.

2

Рисунок 2. Объективная сторона коррупционных преступлений.

Субъективная сторона преступлений коррупционной направленности характеризуется прямым умыслом, корыстными побуждениями, или иными персональными интересами, а также ясно определенной целью - приобретение материальной выгоды как для самого субъекта коррупционных преступлений, так и для третьих лиц.

Постановка вопроса о квалификации коррупционных преступлений осложнена значительными трудностями, связанными с идентификацией лиц, подлежащих уголовной ответственности за такие действия [4]. Субъектами коррупционных преступлений могут выступать: госслужащие; служащие органов местного самоуправления; управленцы в коммерческих и иных организациях; частные нотариусы и аудиторы; служащие частных охранных или детективных служб; прочие физлица.

Резюмируя вышеизложенное следует подчеркнуть, что терминология и методология конструкции признаков коррупционных преступлений требуют стандартизации и единообразного использования и интерпретации, поскольку некорректное толкование законодательства может оказать негативное воздействие не только на уголовную статистику, но и на деятельность правоприменительных органов, осуществляющих оценку деяний лиц в качестве коррупционеров при привлечении их к ответственности, назначении наказания и осуществлении других уголовно-процессуальных мер.

Список литературы

  1. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.08.2023) // Собрание законодательства РФ. – 17.06.1996. – № 25. – Ст. 2954.
  2. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (ред. от 10.07.2023) [Электронный ресурс] - https://base.garant.ru/
  3. Канкайнен, Е. А. Объект коррупционного преступления: правовой анализ / Е. А. Канкайнен // Россия в XXI веке: стратегия и тактика социально-экономических, политических и правовых реформ: Материалы XIII Всероссийской научно-практической конференции студентов и молодых ученых, посвященной 75-й годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов, Барнаул, 14 апреля 2020 года. – Барнаул: Азбука (Баранул), 2020. – С. 343-345.
  4. Киселев, Д. Э. Проблемы определения субъекта преступлений коррупционной направленности / Д. Э. Киселев // Пермский период : сборник материалов VI Международного научно-спортивного фестиваля курсантов и студентов, Пермь, 13–18 мая 2019 года. Том II. – Пермь: Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – С. 107-109.
  5. Решняк, М. Г. Преступления коррупционной направленности: к вопросу о расширении объекта / М. Г. Решняк // Современное право. – 2022. – № 8. – С. 78-82. – DOI 10.25799/NI.2022.71.39.014.

Интересная статья? Поделись ей с другими: