УДК 008

Применение культурологического подхода в изучении арт-рынка

Аксентьев Герман Вадимович – аспирант Краснодарского государственного института культуры.

Аннотация: Культурологическое осмысление феномена арт-рынка можно встретить в работах отечественных учёных Сорокиной Н. И., Головина В. П., Егоровой А. А. и Фатеевой Н. А. и пр. однако большинство из них были опубликованы более 10 лет назад. С тех пор арт-рынок претерпел ряд существенных изменений, изучению которых посвящен ряд статей искусствоведа и философа Шатилова В. В. В статье анализируется, как за последние 15 лет в рамках культурологического метода изменились подходы к изучению арт-рынка.

Ключевые слова: арт-рынок, культурологический метод, художественная культура, искусство, периодизация арт-рынка, функции арт-рынка, структура арт-рынка.

Арт-рынок является сложным исследовательским объектом для культурологии, который позволяет изучать взаимосвязи между искусством, обществом, экономикой и культурной эволюцией.

Хоть философы XIX века связь между искусством и деньгами считали порочной, так или иначе, обмен культурных ценностей в его пространстве происходит с помощью денег. Роль денег в обществе не ограничивается одними лишь экономическими функциями, в отношении социума к феномену денег отражается широкий спектр культурных и духовных ценностей. В статье «Феномен денег в истории философии культуры» [11] Шатилов В. В. рассматривает, как в различных культурах они выступают не только средством обмена, но и инструментом выстраивания социальных связей, мерой качества, показателем трудолюбия и богоизбранности (в кальвинизме) и т.д. Эта мысль о неэкономическом значении денег в культуре находит своё развитие в статье «Критерии цены и ценности в пространстве современного арт-рынка», где автор приходит к выводу, что в пространстве арт-рынка, где качество товара неочевидно, а ценообразование непрозрачно, для потребителя цена произведения искусства становится показателем его художественной ценности [7, c. 252–253].

Большинство учёных считает Реформацию точкой отсчёта в зарождении арт-рынка, поскольку именно в это время, особенно на территории Голландии, искусство вполне отчётливо превращается в товар. Егорова А. А. в своей диссертации сперва придерживается следующей культурно-исторической периодизации арт-рынка: классический, модернистский (постклассический) и современный (постмодернистский) период [3, с. 142]. В её монографии, опубликованной 2 года спустя, периодизация приобретает следующий вид: протоартрынок, классический, модернистский и современный арт-рынок [2, с. 3]. Во втором случае автор расширяет границы генезиса арт-рынка, захватывая период Возрождения, который совпадает с протоартрыночным этапом. Шатилов В. В. в докладе на конференции «Культура и искусство. Поиски и открытия» в Великом Новгороде (2023 г.) предлагает следующую периодизацию: дорыночный период (до II в. до н.э.); первый проторыночный период (ок. II в. до н.э. – V вв.); второй проторыночный период (XV–XVI вв.); классический период (XVI–XIX вв.); модернистский период (XIX– первая половина XX вв.); постмодернистский период (вторая половина XX–20-е годы XXI вв.) и метамодернистский период (с 20-х годов XXI в.) [6, с. 12], более подробно он описал каждый из них в одноимённой статье [8, с. 235]. Как видим, у Шатилова В. В. отсчёт генезиса арт-рынка начинается с момента оформления художественной деятельности в качестве профессиональной (дорыночный период), а проарт-рыночный период разделяется на античный и возрожденческий этапы. В этой же статье автор утверждает, что в 2020-х годах арт-рынок перешёл на новый эволюционный этап – метамодернистский, его введение в научный дискурс он обосновывает тем, что криптоискусство значительно изменило внутреннюю структуру арт-рынка, проявившуюся, прежде всего, в дублировании её институтов и разделении аудитории по целеполаганию [8, с. 235]. Нужно подчеркнуть, что оба упомянутых автора рассматривают арт-рынок на глобальном уровне: не вдаются в региональные особенности, и поэтому игнорируют в своих исследованиях российский арт-рынок, как не вписывающийся в общемировые тенденции. Этот научный пробел несколько компенсируется диссертацией «Этапы становления художественного рынка в культуре России» Бадиновой Т. В. [1], к сожалению, объём работы не позволил автору в полной мере раскрыть тему специфики отечественного арт-рынка. Попытка социологического анализа современного арт-рынка Екатеринбурга была предпринята Фатеевой Н. А. [4]. Сопоставив даты, мы приходим к выводу, что пик философски-культурологического интереса к арт-рынку пришёлся в России на период с 2005 по 2015 гг. Именно в это десятилетие написаны вышеуказанные диссертации, опубликованы лекции-путеводитель Сорокиной Н. И. «Искусство и деньги», «Мир художника Раннего итальянского Возрождения» Головина В. П., переведены на русский и опубликованы монографии Д. Томпсона «Как продать за 12 миллионов чучело акулы» и «Супер-модель и фанерный ящик», «Цена искусства» Ж. Бенаму-Юэ и «Продано! Искусство и деньги» П. Досси, последним значимым изданием на эту тему стала «Галерея аферистов» Ф. Хука. С тех пор все они многократно переиздавались, но новых крупных культурологических исследований на эту не последовало.

Научный диспут продолжился между Егоровой А. А. и Шатиловым В. В. и относительно структуры арт-рынка. В 2012 году Егорова А. А. предложила структуру, которая выстраивает предметы товарообмена на арт-рынке и его институции в двумерную иерархическую систему, представляющую собой художественно-ценностную вертикаль и институциональную горизонталь [3, c. 11]. Шатилов В.В. придерживается данной же структуры, но предлагает исключить из институционального измерения музеи, поскольку они хоть и предоставляют произведения искусства для массового символического потребления, не могут считаться институциями арт-рынка, ведь произведения их фондов изъяты из товарооборота [13, c. 24]. Также он выражает сомнение в целесообразности разделения «качественной визуальной продукции массового потребления» и «художественных раритетов» в разные категории художественно-ценностной вертикали, поскольку данная классификация проведена Егоровой А. А. исходя не из художественной ценности артефактов, а по признаку доступности широкой аудитории. Также Шатилов В. В. предлагает исключить хедж-фонды из обновлённой структуры арт-рынка, представленной Егоровой А. А. в монографии, поскольку они не могут считаться институциями арт-рынка. Во-первых, они не специализируются исключительно на искусстве, а во-вторых, являются коллективными владельцами, совершающими куплю-продажу произведений искусства через классические институции: галереи и аукционы [13, c. 25].

Обновлённая структура, с указанием в ней места криптоискусства выглядит у Шатилова В. В. следующим образом: художественно-ценностная вертикаль представлена художественным «ширпотребом»; качественной массовой художественной продукцией; признанной художественной продукцией; художественными инновациями и экспериментами. Институциональная горизонталь имеет следующий вид: кустарные и рыночно-базарные производители; художественные мастерские и реализующие их продукцию небольшие салоны, галереи и арт-ярмарки; крупные статусные галереи и аукционы; экспериментальные художественные институции [13, c. 25–26].

Обычно при изучении деятельности институтов арт-рынка их культуротворческая функция остаётся вне поля зрения исследователей. По идеологическим причинам до 1991 года просветительская и популяризаторская деятельность маршанов XIX века не была по достоинству оценена отечественными учёными. К счастью, сейчас их вклад в мировую художественную культуру пересмотрен, что нашло отражение в т. ч. в работах Шатилова В. В: «В своей деятельности Дюран-Рюэль быстро осознал, что новому искусству требуются хорошо образованные интерпретаторы, чтобы найти своего зрителя и покупателя. Он призывал публику обращать внимание не на отдельное произведение, а на все творчество художника, его личность и «фирменные» черты. С этой целью он стал проводить своим подопечным персональные выставки. Одновременно с этим он публиковал журналы и каталоги, заказывал критикам статьи о современном искусстве. В 1890‑х он издавал в Париже два журнала – «Занимательное искусство» и «Искусство двух миров», в которых публиковались статьи о творчестве импрессионистов, написанные самыми блестящими критиками того времени. Все это должно было помочь людям понять и оценить новое искусство» [9, с. 328].

Если культуротворческая деятельность маршанов освещена довольно хорошо, то вклад представителей данного сословия прошлых веков всё ещё нуждается в более пристальном изучении. Например, торговец искусством Жан-Батист-Пьер Лебрен воскресил из забвения Ганса Гольбейна, Хосе де Риберы и Луи Ленена [9, с. 325], а Эрнест Гамбар способствовал формированию узнаваемого авторского стиля у его подопечных [12, c. 170].

Если в XIX веке экспертное сообщество было представлено арт-критиками, то в XXI веке их сместили кураторы арт-ярмарок и биеннале. Современная художественная культура тесно переплетена с индустрией развлечений: «Современная ярмарка грандиозное, но краткосрочное мероприятие, оно редко длится более 4-х дней. Главное её отличие от своих предшественниц заключается в разнообразной культурно-развлекательной программе, привлекающей даже ту аудитории, которая не планирует что-либо покупать. Такими мероприятиями являются круглые столы, дискуссии, перформансы, кинопоказы, мастер-классы и образовательные программы, не имеющие, казалось бы, коммерческого значения...» [13, c. 173]. Обе институции являются слаженными механизмами культуры потребления, они реализуют не только коммерческую функцию, но и превращаются в места популяризации и актуализации искусства.

Влияние процессов глобализации на арт-рынок было рассмотрено Егоровой А. А. в её диссертации и монографии, продолжено это исследование Шатиловым В. В. в статье «Влияние глобализации на арт-рынок и национальные художественные культуры», где он сформулировал положительные и отрицательные последствия глобализации на мировую и локальные художественные культуры [5].

Как видим, теоретическая база для культурологического анализа арт-рынка была заложена преимущественно зарубежными учёными: Ф. Хуком, П. Досси, Ж. Бенаму-Юэ и Д. Томпсоном. Пик исследовательского интереса отечественных учёных к данной теме пришёлся на первые полтора десятилетия 2000-годов, наиболее интересными являются работы Н. И. Сорокиной, В. П. Головина, А. А. Егоровой и Н. А. Фатеевой. Дальнейшие исследования в заданном коллегами векторе продолжает в 2020-х В. В. Шатилов, особого внимания заслуживают его предложения о пересмотре структуры и культурно-исторической периодизации арт-рынка, что, по его мнению, обосновано принципиальными переменами в функционировании арт-рынка после вовлечением в товарооборот криптоискусства.

Список литературы

  1. Бадинова, Т. В. Этапы становления художественного рынка в культуре России : специальность 24.00.01 "Теория и история культуры" : диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии / Бадинова Татьяна Владимировна. – Санкт-Петербург, 2004. – 191 с. – EDN NOEJCR.
  2. Егорова, А. А. Арт-рынок в разрезе : Теория, исторические трансформации и современность : [монография] / А. А. Егорова. – Екатеринбург: Екатеринбургская академия современного искусства, 2014. – 152 с.
  3. Лысакова, А. А. Стратегии создания и потребления художественных ценностей в условиях трансформации арт-рынка : дис. … канд. культурологии : 24.00.01 / Лысакова Анастасия Алексеевна. – Екатеринбург, 2012. – 168 с.
  4. Фатеева, Н. А. Особенности становления АРТ-рынка в современных условиях: социологический анализ : специальность 22.00.06 "Социология культуры" : диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук / Фатеева Надежда Андреевна. – Екатеринбург, 2008. – 150 с. – EDN NQGKIL.
  5. Шатилов, В. В. Влияние глобализации на арт-рынок и национальные художественные культуры / В. В. Шатилов // Философия и культура. – 2023. – № 8. – С. 36-45. – DOI7256/2454-0757.2023.8.43782. – EDN UUOVIQ.
  6. Шатилов, В. В. К проблеме культурно-исторической периодизации арт-рынка / В. В. Шатилов // Культура и искусство. Поиски и открытия: сборник статей международной научной конференции (Великий Новгород, 28 августа 2023). – СПб.: ГНИИ «Нацразвитие», 2023. – С. 10–12.
  7. Шатилов, В. В. Критерии цены и ценности в пространстве современного арт-рынка / Шатилов В. В. // III Российский эстетический конгресс: эстетика во времена глобальных перемен (18–20 мая 2023, Владимир): тезисы докладов участников: В 2 т. / сост. и науч. ред.: А. Е. Радеев, Л. Н. Ульянова. – Владимир: Аркаим, 2023. – Т. 2. С. 252–254 с.
  8. Шатилов, В. В. Культурно-исторические этапы развития арт-рынка / В. В. Шатилов // Научный аспект. – Самара: Изд-во ООО «Аспект» – 2023. – Т. 2, № 8. – С. 230-236.
  9. Шатилов, В. В. Популяризаторская и просветительская деятельность маршанов XIX в / В. В. Шатилов // Месмахеровские чтения - 2023 : Сборник научных статей международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 21–22 марта 2023 года / Ред.-состав. Н.Н. Цветкова, М.Е. Орлова-Шейнер, О.Б. Элькан, А.М. Фатеева, науч. ред. А.И. Бартенев, Г.Е. Прохоренко. – Санкт-Петербург: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица», 2023. – С. 318-325. – EDN IHKJIQ.
  10. Шатилов, В. В. Феминистические тенденции на арт-рынке // Культура и цивилизация. – Ногинск : Аналитика Родис. – 2023. – Т. 13, № 5–6A. – С. 236–241.
  11. Шатилов, В. В. Феномен денег в истории философии культуры / В. В. Шатилов // Общество: философия, история, культура. – 2023. – № 6(110). – С. 84-89. – DOI24158/fik.2023.6.12. – EDN KRZXSN.
  12. Шатилов, В. В. Формирование арт-рынка: генезис от средневековья до наших дней / В. В. Шатилов // Материалы ХIII Открытых республиканских Матусовских чтений (Луганск, 16 апреля 2020 г.). – Луганск : Изд-во ЛГАКИ имени М. Матусовского, 2020. – С. 213–215.
  13. Шатилов, В. В. Функциональная роль арт-рынка в трансформациях художественной культуры : дис. … канд. Фил. наук : 24.00.01 / Шатилов Вадим Вадимович. – Луганск, 2023. – 211 с.
  14. Shatilov, V. V. Culture-creation function of the art-market / V. V. Shatilov // Scientific research of the SCO countries: synergy and integration : Proceedings of the International Conference, Beijing, 12 июля 2023 года / Scientific publishing house Infinity. Vol. Part 5. – Beijing: Б. и., 2023. – P. 172-176. – EDN RBYZNS.

Интересная статья? Поделись ей с другими: