УДК 004.021

Сравнение фреймворков для разработки десктопных приложений

Евстраткин Кирилл Сергеевич – студент Российского государственного социального университета.

Султанова Амина Рахимовна – студент Российского государственного социального университета.

Аннотация: Научная статья посвящена сравнительному анализу современных фреймворков для разработки десктопных приложений. В последние годы влияние веб-технологий постоянно расширяется, но тем не менее сохраняется, как и прежде, спрос на настольные приложения, когда необходимо обеспечить максимальную эффективность в работе пользователей.

Ключевые слова: информационные технологии, приложение, фреймворк, разработка, инструменты для разработки.

Desktop-приложения – это программы, которые обрабатываются на стороне клиента и запускаются как обычные исполняемые файлы на устройстве пользователя.

Фреймворк – это программная среда, которая упрощает и ускоряет создание программного обеспечения. С фреймворком нужно только написать код, который реализует логику конкретного продукта, поэтому не нужно предоставлять собственное управление базой данных, аутентификацию, поддержку сеансов и т. д [1].

Microsoft .NET Framework (сокращенно .NET Framework)

Это платформа разработки, выпущенная компанией Microsoft. Она предоставляет программистам средства для создания и выполнения веб-приложений, десктопных приложений, сервисов и игр, работающих на различных операционных системах Windows [2].

Архитектура работы .NET Framework основана на виртуальной машине Common Language Runtime (CLR). CLR является основным компонентом .NET Framework и отвечает за управление выполнением кода, обеспечение безопасности, сборку мусора и другие задачи. CLR преобразует исходный код, написанный на языках, совместимых с .NET, в машинный код, который может выполняться на целевой платформе.

Преимущества .NET Framework включают:

  1. Независимость от языков программирования;
  2. Разработка масштабируемых приложений;
  3. Безопасность;
  4. Удобное взаимодействие с другими технологиями Microsoft.

Недостатки .NET Framework включают:

  1. Зависимость от платформы Windows;
  2. Размер фреймворка;
  3. Ограничения на платформу;
  4. Закрытый исходный код.

.NET Framework имеет широкое применение и до сих пор остается популярным выбором для разработки приложений на платформе Windows.

C/C++ (QT, wxWidgets).

Язык C++ характеризуется использованием концепций объектно-ориентированного программирования. Программы, написанные на C++, как правило, работают лучше, чем аналогичные программы, написанные на управляемых языках, таких как C#. Для создания кроссплатформенных графических интерфейсов на C++ обычно используются известные библиотеки для создания настольных приложений, такие как Qt и wxWidgets [7].

QT

Это кроссплатформенный фреймворк для разработки программного обеспечения. Он предоставляет инструменты и библиотеки для создания приложений, работающих на различных операционных системах, включая Windows, macOS, Linux, Android и iOS. QT разработан компанией Qt Company и имеет открытый исходный код, который доступен для бесплатного использования и коммерческого лицензирования [3].

Архитектура работы QT основана на механизмах сигналов и слотов, которые обеспечивают механизм связывания объектов между собой. Сигналы – это события, которые могут возникать в объекте, а слоты – это методы, которые могут реагировать на сигналы. Связывание объектов достигается путем соединения сигналов объектов с соответствующими слотами. Это обеспечивает гибкую и легкую коммуникацию между компонентами приложения.

Преимущества QT включают:

  1. Кроссплатформенность;
  2. Богатый набор инструментов;
  3. Модульность;
  4. Сообщество.

Недостатки QT включают:

  1. Сложность для новичков;
  2. Ограничения возможностей UI;
  3. Ограничения лицензирования;
  4. Зависимость от сторонних компонентов.

wxWidgets (ранее известный как wxWindows)

Это кроссплатформенный фреймворк для создания графического пользовательского интерфейса (GUI) в приложениях. Он предоставляет инструменты и библиотеки для разработки приложений, работающих на различных операционных системах, включая Windows, macOS, Linux и другие. wxWidgets написан на языке программирования C++, и поддерживает множество других языков, таких как Python и Java [4].

Архитектура работы wxWidgets основана на модели "событие-ориентированное программирование". В основе лежит цикл обработки событий: приложение ждет событий, таких как нажатие кнопки или изменение размера окна, и реагирует на них, выполняя соответствующие действия. Классы и объекты wxWidgets строены вокруг этой модели событий и позволяют легко управлять пользовательским интерфейсом и взаимодействовать с различными элементами.

Преимущества wxWidgets включают:

  1. Кроссплатформенность;
  2. Богатые возможности GUI;
  3. Гибкость и расширяемость;
  4. Поддержка различных языков.

Недостатки wxWidgets включают:

  1. Ограничения в поддержке некоторых платформ;
  2. Сложность для новичков;
  3. Малое сообщество и поддержка;
  4. Зависимость от сторонних библиотек.

QT и wxWidgets остаются популярным фреймворком для разработки GUI-приложений благодаря своей кроссплатформенности и богатому функциональному набору.

Delphi (FireMonkey)

FireMonkey – это кроссплатформенный фреймворк для создания графического пользовательского интерфейса (GUI). Он предоставляет инструменты и компоненты для разработки приложений, работающих на различных операционных системах, включая Windows, macOS, iOS и Android. FireMonkey разработан компанией Embarcadero Technologies и используется в среде разработки Delphi и RAD Studio [5].

Архитектура работы FireMonkey основана на векторной графике и графическом движке GPU (Graphics Processing Unit). Он использует аппаратное ускорение графики для отображения элементов интерфейса и обеспечивает высокую производительность и плавность анимаций при работе с графическими компонентами.

Преимущества FireMonkey включают:

  1. Кроссплатформенность;
  2. Гибкость и настраиваемость;
  3. Богатые возможности GUI;
  4. Поддержка мультимедиа.

Недостатки FireMonkey включают:

  1. Сложность для новичков;
  2. Ограничения в возможностях;
  3. Зависимость от производительности GPU;
  4. Ограниченная поддержка сторонних библиотек.

FireMonkey остается популярным выбором для разработки кроссплатформенных приложений благодаря своим возможностям и гибкости. Однако перед использованием фреймворка необходимо учитывать его особенности и соответствие потребностям проекта.

Заключение

Для большинства настольных приложений C++ (QT/wxWidgets) имеет явные преимущества с точки зрения производительности, эффективности кода и кроссплатформенности [6]. Преимущество технологии FireMonkey в том, что она обладает расширенными графическими возможностями и поддерживает объектно-ориентированный подход к работе с вектором и его трехмерной графикой, включая пользовательский интерфейс. Язык Delphi упрощает чтение и изучение кода, чем C++, но выбор зависит от разработчика и решаемой им проблемы. Если важна скорость разработки приложений и вам не нужно использовать операционную систему, отличную от Windows, имеет смысл использовать технологию .NET.

Список литературы

  1. Фреймворки в разработке – что это, какие существуют и для чего нужны [Электронный ресурс] // Режим доступа: https://highload.today/frejmvorki-v-veb-razrabotke/ (дата обращения: 16.09.23).
  2. Microsoft .NET Framework [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.microsoft.com/net (дата обращения: 16.09.23).
  3. Qt [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.qt.digia.com (дата обращения: 16.09.23).
  4. wxWidgets [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.wx widgets.org (дата обращения: 16.09.23).
  5. FireMonkey [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.embarcadero.com/ru/products/firemonkey (дата обращения: 16.09.23).
  6. Свидетельство о государственной регистрации программы для ЭВМ № 2021662108 Российская Федерация. Мультимедийный проект "Методические рекомендации по разработке системы электронного (дистанционного) обучения»: № 2021661257: заявл. 15.07.2021 : опубл. 22.07.2021 / А. В. Ерпелев, А. Н. Малолетко, О. В. Каурова ; заявитель Общество с ограниченной ответственностью "Исследовательская группа "Омнибус". – EDN JELAJA.
  7. Применение случайных чисел при проектировании информационных систем / М. К. Каторгин, Д. Ю. Селютин, А. И. Воробьева [и др.] // Современные информационные технологии в образовании, науке и промышленности : XХ Международная конференция, XVIII Международный конкурс научных и научно-методических работ, Международный конкурс «Нейросетевой рисунок»: сборник трудов, Москва, 11–12 ноября 2021 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Экон-Информ", 2021. – С. 31-34. – EDN RJYVED.

Интересная статья? Поделись ей с другими: