Сравнительный анализ характера рекрутирования современной политической элиты России и США

"Научный аспект №8-2024" - Политология

УДК 32

Валентина Вячеславовна Любавина – бакалавр факультета политологии Московского Педагогического Государственного Университета.

Аннотация: В статье проведен компаративистский анализ характера рекрутирования современной российской и американской политической элиты. По итогам работы сделано заключение о наличии в России на современном этапе таких каналов рекрутирования как государственная служба, силовые структуры и бизнес, а в США - образовательные учреждения, государственная служба, бизнес и политические партии.

Ключевые слова: политическая элита, рекрутирование элит, каналы рекрутирования, Россия, США.

Со времен появления родоплеменного строя и социальной дифференциации правящие слои оказывали огромное влияние на все сферы жизни общества и определяющим образом воздействовали на развитие социальной системы. В этой связи интересно рассмотреть каналы, через которые кандидаты в элиту попадают в высший эшелон власти.

Сравнение политических элит России и США актуально в связи с важностью российских и американских элит и проводимой ими политикой для всего мирового сообщества, что явно продемонстрировали последние события в Украине. Кроме того, в преддверии президентских выборов 2024 г. в США и после прошедших в марте 2024 г. выборов президента в РФ представляет особый интерес изучение особенностей рекрутирования американских и российских политических элит.

Для того, чтобы приступить к исследованию политической элиты, необходимо в первую очередь определиться с терминами. Элитические идеи возникли еще в глубокой древности, но наиболее широкое развитие теория элит получила только в XIX - XX вв. Для данного исследования не подходят ценностные теории, трактующие политическую элиту как наиболее одаренных, талантливых представителей человечества. Практическая политика показывает, что у власти зачастую оказываются люди, не отличающиеся высокими моральными и интеллектуальными качествами. Поэтому за основу берется концепция макиавеллистской школы, согласно которой политическая элита – это сплоченная группа лиц, занимающая руководящие позиции во властных структурах, осуществляющая управление обществом и принимающая решения общегосударственного уровня [5, с. 4].

От того, как рекрутируются политические элиты, зависит качество кадров, отвечающих за управление обществом. В связи с этим целесообразно рассмотреть институциональные пути, по которым российские и американские кандидаты в элиту попадают в руководящий состав страны.

Исследование О. В. Шаброва, анализирующего количество в РФ силовиков, предпринимателей, чиновников и избираемых народом политиков во власти с 1993 по 2009 гг. показало, что в государственных структурах преобладают госслужащие и представители бизнеса [7, с. 311].

В 2019 г. А. Г. Булатов рассмотрел российскую политическую элиту на наличие у нее управленческого опыта перед назначением на высшую государственную должность. В исследовании были проанализированы биографии 238 представителей политической элиты России. В ходе изучения биографий было выявлено, что основным каналом рекрутирования является госслужба, вторым по значимости бизнес, в том числе госкорпорации и на третьем месте – силовые структуры [2, с. 41].

Исходя из результатов данных исследований, можно сделать вывод, что основными каналами рекрутирования российской политической элиты являются государственная служба, бизнес и силовые структуры. В этой связи представляется целесообразным провести эмпирическое исследование наиболее влиятельных представителей современной политической элиты России.

Для анализа были взяты биографии 32 людей, входящих в Совет Безопасности по состоянию на 20 июля 2024 г. [6]. 

На основании собранных данных можно сделать вывод, что среди элиты преобладают возрастные люди, 24 человека старше 60 лет, 7 в возрасте между 50 и 60 годами и 1 человек моложе 50 лет. Для высших уровней характерно минимальное обновление кадров, чиновники просто меняют высокопоставленные должности, оставаясь в высшем эшелоне власти. Таким образом, циркуляция элит в России происходит медленно. Современная российская элита не заинтересована в уходе с руководящих постов, она заинтересована в удержании власти.

Что касается места рождения, то среди рассмотренных чиновников 12 человек родом из городов-миллионников, 1 из Эстонии и 2 из Украины, остальные из небольших городов. Это означает, что место рождения не играет определяющей роли в продвижении по ступеням государственной карьеры.

Образование у исследуемой группы по большей части юридическое (10 человек) или экономическое (10 человек), также 10 человек имеют степень доктора наук.

Анализ принадлежности к политической партии показал интересные результаты. «Единую Россию» называют партией власти, однако из 32 чиновников только 15 входят в эту партию. 8 человек оказались беспартийными, включая президента и по совместительству бывшего председателя единороссов, насчет партийной принадлежности еще 9-х неизвестно. Возможно, это связано с отрицательным восприятием партии «Единая Россия» некоторой частью населения страны и нежеланием политической элиты ассоциироваться с этой партией [4].

Всех исследуемых чиновников отличает карьера на государственной службе. Перед занятием высших постов военную службу проходили 14 человек, связаны с бизнесом или государственными компаниями 5 человек. Таким образом, государственная служба, силовые структуры и бизнес являются основными каналами рекрутирования современной политической элиты России. Рассмотрев особенности вхождения в российскую политическую элиту, перейдем к исследованию рекрутирования политической элиты США.

Парадоксально, но в демократической Америке традиционно существовали фильтрационные институты рекрутирования элит. К ним относятся: политические партии, элитные образовательные учреждения, бизнес, военная служба, религиозные институты и принадлежность к влиятельной семье [3, с. 172].

Важным каналом рекрутирования политической элиты в США во все времена были политические партии. Без принадлежности к Демократической или Республиканской партии достаточно сложно было двигаться по ступеням политической карьерной лестницы, а президент всегда старался формировать свой Кабинет из представителей партии, к которой он сам принадлежит. Партийный фактор важен еще и потому, что именно на Национальных съездах партий выдвигаются кандидатуры президента и вице-президента.

Другой значимый канал рекрутирования – образовательные учреждения. Основными поставщиками кадров для политической элиты США являются университеты Лиги Плюща [1, с. 120]. Дональд Трамп окончил Пенсильванский университет, Барак Обама – Гарвард, Дж. Буш - мл., Б. Клинтон и Дж. Буш – ст. – Йельский университет. Если посмотреть на персональный состав Кабинета при Б. Обаме и Д. Трампе, то можно увидеть, что многие чиновники были выходцами Лиги и/или имели докторскую степень. Таким образом, образование являлось одним из ключевых фильтров политической элиты.

Следующим важным каналом рекрутирования политических элит в США является бизнес. Принцип «вращающихся дверей» в Америке работает и с предпринимателями. Представители бизнеса идут в политику и либо остаются, либо возвращаются обратно в бизнес, госслужащие, наоборот, идут в бизнес или госкорпорации, а потом могут возвращаться в политику.

Поскольку силовые структуры и армия занимают важное место в политической системе США, то они также являются каналом рекрутирования политических элит. На протяжении долгого времени в политике США большую роль играли политические кланы. Примером могут служить Рузвельты, Кеннеди, Буши, Тафты и Клинтоны. Принадлежность к религиозным институтам также была важна, поскольку население в США достаточно религиозно. Однако, в последнее время факторы причастности к влиятельной семье и религии снижаются [3, с. 173].

Для подтверждения или опровержения этих данных было проведено исследование современной политической элиты США. Были взяты биографии 29 чиновников, входящих в Кабинет президента, а также данные президента Сената и спикера Палаты представителей по состоянию на 20 июля 2024 г. [8].

Исходя из собранной информации, можно сделать вывод, что в политическую элиту США входят люди как среднего, так и пожилого возраста. 14 человек из 29 моложе 60 лет, из них 4 моложе 50 лет. Также президенты в США меняются достаточно регулярно и вместе с главой государства меняется и весь его Кабинет, что говорит о постоянной циркуляции элит.

В крупных городах родились 3 человека, еще 3 - выходцы их других стран, остальные чиновники родом из небольших городов, что также, как и в случае с Россией говорит о незначительном влиянии места рождения на продвижение по государственной службе.

Образование по-прежнему является важнейшим каналом рекрутирования политических элит в США. Выпускники Лиги Плюща занимают ключевые места в высших эшелонах власти. 12 человек из 29 имеют диплом университета Лиги. На ценность образования также указывает количество докторских степеней у людей из исследуемой группы. Степень доктора наук имеют 16 человек из 29. Преобладает юридическое образование (14 человек).

Партийная принадлежность по-прежнему играет большую роль. Из проанализированных биографий в состав Кабинета демократа Джо Байдена входят только члены Демократической партии и 3 беспартийных. Один республиканец из исследуемой группы не состоит в Кабинете президента.

Анализ биографий показал, что все входящие в современную политическую элиту США чиновники, прежде чем занять свое место в высших эшелонах власти, прошли долгий путь по лестнице государственной службы. Военный опыт был только у министра обороны. Преподавательский опыт имеют 3 человека. В юридических, инвестиционных, консалтинговых фирмах работали 6 человек.

Таким образом, в США на современном этапе важнейшими каналами рекрутирования являются образовательные учреждения, государственная служба, политические партии и бизнес. В России же в рейтинге каналов рекрутирования на первом месте стоит государственная служба, на втором – силовые структуры и на третьем – бизнес.

Список литературы

  1. Багдасарян В.Э. О реальных механизмах рекрутинга политических элит // Политологические науки. Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. №3. 2010. С.119-121.
  2. Булатов, А. Г. Каналы рекрутирования высшей административной элиты России // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. 2019; №9. С. 39-42.
  3. Ветренко, И. А. Механизмы и каналы рекрутирования политической элиты: на примере сравнительного анализа РФ и США // Вестник Омского университета. Серия «Исторические науки». 2019. №4. С. 167-174.
  4. «Единая Россия» / Левада-Центр: От мнений — к пониманию [Электронный ресурс]. - URL: https://www.levada.ru/2018/12/04/edinaya-rossiya/.
  5. Зоткин А. А. Подходы к определению понятия «элита» в работах представителей макиавеллистской школы теории элит // Социология. Педагогика. Психология 2015. - № 4. - С. 3-12.
  6. Состав Совета Безопасности / Президент России [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kremlin.ru/structure/security-council/members .
  7. Шабров О.Ф. Динамика изменения удельного веса и влияния корпоративного компонента политической элиты постсоветской России // Элиты и общество в сравнительном измерении: Сб. ст. / Под ред. О. В. Гаман-Голутвиной. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОСПЭН), 2011. С. 431.
  8. The Cabinet / The White House [Электронный ресурс]. - URL: https://www.whitehouse.gov/administration/cabinet/.
Автор: Валентина Вячеславовна Любавина