УДК 37.036.5+373

Система интонационно-стихотворных упражнений как средство развития певческого голоса детей дошкольного возраста

Танкова Екатерина Валерьевна – музыкальный руководитель Детского сада комбинированного вида №50 «Журавушка» г. Канска.

Аннотация: Статья посвящена проблеме развития у детей дошкольного возраста певческого голоса, который рассматривается как совокупность различных по высоте, силе и тембру звуков, возникающих в результате колебания эластичных голосовых складок. В данной статье исследуется уровень певческого голоса дошкольников, и предполагаются методы по его развитию.

Ключевые слова: дошкольный возраст, детский голос, система упражнений, развитие певческого голоса.

Изучение детского голоса – одна из центральных проблем вокальной методики на современном этапе развития этой области знаний.

В течение 20 века ведущие педагоги (В.Н. Шацкая [6], Д.Е. Огороднов [3], Н.А. Ветлугина [2], Ю.Б. Алиев [1], Н.Д. Орлова [4] и многие другие) изучали проблему развития детского певческого голоса. В работах этих исследователей подчеркивается необходимость охраны и тренировки голосового аппарата ребенка по мере роста организма.

В настоящее время детское пение вызывает огромный интерес у родителей, педагогов и детей. Возникает много организаций и проектов, в которых детей обучают пению. Вместе с тем, на современном этапе развития вокальной методики, сохраняется проблема совершенствования подходов к развитию детского голоса и обучения пению.

Для решения этой проблемы, мною была проведена диагностика. Её цель – выявить уровень развития певческого голоса ребенка. Для достижения поставленной цели я использовала методику А.Г. Сенцовой «Комплексная диагностика вокальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста» [5].

Результат исследования показал, что уровень развития певческого голоса детей дошкольного возраста преимущественно низкий, см. Рис.1.

1

Рисунок 1. Уровень развития певческого голоса дошкольников 1.

Результаты диагностики подтвердили необходимость создания упражнений, направленных на развитие певческого голоса детей дошкольного возраста, и проведение целенаправленной работы в данной области.

Исходя из результатов диагностики, я разработала систему, которая представлена интонационно-стихотворными упражнениями. Для методического обеспечения мною были сочинены тексты и музыка упражнений (песен). Далее приведу пример по одному из упражнений в каждой группе.

Группа №1 направлена на развитие управляемости голосовым аппаратом. Данное упражнение направлено на развитие певческого дыхания. Цель этого упражнения научить детей брать дыхание в определенный момент и уметь распределять его на музыкальную фразу, см. Рис. 2.

2

Рисунок 2. Нотный пример упражнения «Вот взлетает самолёт».

В ходе освоения данного упражнения я учу детей брать дыхание быстро, активно, задействуя диафрагму, не предпринимая лишних физических действий (подъем плеч при вдохе).

На первоначальном этапе мы делим это упражнение на более короткие фразы, чаще берём дыхание («Вот взлетает самолет» – «Ууууу» - «Ууууу»). Спустя время работы распределяем дыхание на более длинную фразу («Вот взлетает самолет» - «Ууууу – Ууууу»).

Упражнение группы №2 направлено на развитие интонирования устойчивых ступеней, см. Рис. 3.

3

Рисунок 3. Нотный пример упражнения «Маленькая белочка».

В данном упражнении сочетается необходимость правильного интонирования и чёткость исполнения штрихов. Упражнение исполнялось в штрихе staccato (отрывисто).

Я обращаю внимание на то, что звуки отличаются друг от друга по высоте. Важно, чтобы дети понимали, какой самый устойчивый звук, промежуточный и самый высокий. Благодаря данному упражнению дети учатся точно слышать, не повышать и не понижать интонацию ступеней.

Упражнение группы №3 «Солнышко светит», направлено на развитие певческого диапазона, см. Рис. 4.

4

Рисунок 4. Нотный пример упражнения «Солнышко светит».

Поступенное движение мелодии данного упражнения помогает детям спокойно пропевать все интервалы. Правильно распределённое дыхание и развитая интонация поддерживают в исполнении. Детям пояснялось, что немаловажно использовать верную фразировку и «вести» мысль песенки.

Упражнение группы №4 направленно на развитие тембрового вокального слуха, см. Рис. 5.

5

Рисунок 5. Нотный пример упражнения «Жители нашего дома».

Данное упражнение дети поют вместе с педагогом. Сопоставление разных животных должно вызывать у ребёнка представления о высоком и низком звуке, об окраске голоса в головном и грудном регистрах.

Расположение, тональность и мелодия настраивают детей на нужный регистр. Затем, во время паузы, дети проговаривали за первым разом «Му» на низком звуке. В этот момент я прошу детей положить руку на грудь, чтобы почувствовать грудное резонирование. Затем дети высоко пищали «Пи». Я просила детей «привести» наш звук в голову.

Работа по развитию певческого голоса дошкольников проводилась в течение шести месяцев. Система интонационно-стихотворных упражнений была апробирована, её эффективность доказана повторным обследованием детей, см. Рис. 6.

6

Рисунок 6. Уровень развития певческого голоса дошкольников 2.

После применения системы интонационно-стихотворных упражнений, дети лучше владеют певческим дыханием, свободнее управляют артикуляционным аппаратом, у них в целом стал пластичнее работать певческий голос. Дети чувствуют себя более комфортно, свободно при пении, без ощущения скованности.

Я считаю, что предложенная мною система интонационно-стихотворных упражнений эффективна и может стать одним из путей решения проблемы развития певческого голоса у детей дошкольного возраста.

Список литературы

  1. Алиев, Ю. Б. Настольная книга школьного учителя – музыканта [Текст] / Ю. Б. Алиев. – М. : ВЛАОС, 2000. – 336 с.
  2. Ветлугина, Н. А. Развитие слуха и голоса у ребенка в процессе обучения пению [Текст] / Н. А. Ветлугина. – М. : АПН РСФСР, 1963. – 228 с.
  3. Огороднов, Д. Е. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе [Текст] / Д. Е. Огороднов. – Л. : Музыка, 1972. – 151 с.
  4. Орлова, Н. Д. Учите детей петь [Текст] / Н. Д. Орлова. – М. : Советский Композитор, 1983. – 229 с.
  5. Сенцова, А. Г. Комплексная диагностика вокальной одаренности детей дошкольного и младшего школьного возраста [Текст] / А. Г. Сенцова // Образование и личность. – 2016. - № 4. – С. 41-48.
  6. Шацкая, В. Н. Детский голос [Текст] / В. Н. Шацкая. – М. : Педагогика, 1970. – 224 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: