УДК 004

Концепция цифровой экосистемы предприятия автомобильной промышленности на примере ЗАО «ПО «Трек»

Богомолова Екатерина Валерьевна – руководитель проектов по цифровизации Производственного объединения «Трек»

Гаушкина Дарья Дмитриевна – руководитель проектов по цифровизации Производственного объединения «Трек»

Падучина Анна Андреевна – заместитель генерального директора по цифровизации Производственного объединения «Трек»

Аннотация: Одним из способов повышения эффективности деятельности любого предприятия является цифровизация. В каждом бизнес-процессе существуют потери или возможности, которые можно устранить или реализовать через цифровые инструменты. Реализация стратегии по цифровизации требует определения приоритетных направлений, средств и способов  внедрения цифровых инструментов. Также следует учитывать стратегическое видение дальнейшего развития компании. Получение наибольшего эффекта достигается через построение цифровой экосистемы.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая трансформация, цифровая экосистема, бизнес-процессы.

В современных экономических и политических условиях фактором  устойчивого развития и конкурентоспособности является использование цифровых инструментов в управлении предприятием. При этом подход к применению цифровых инструментов должен учитывать специфику производственной деятельности, бизнес-процессов и охватывать все их стадии, то есть именно комплексный, экосистемный подход к цифровизации позволяет достичь максимальной эффективности. Применение экосистемного подхода в цифровизации еще не получило широкого распространения из-за ряда причин: трудоемкость и затратность, отсутствие единой тиражируемой цифровой экосистемы для промышленности, неполноценность рынка отечественного ПО. В настоящее время самый распространенных подход к цифровизации это внедрение отдельных софтов под конкретные бизнес-задачи.

Целью данной статьи является описание примера цифровой экосистемы для предприятий автомобильной промышленности.

В процессе исследования авторы статьи решают следующие задачи:

  1. Сформулировать определения понятиям: цифровизация, цифровая трансформация.
  2. Выявить преимущества экосистемного подхода к цифровизации.
  3. Определить приоритетные для цифровизации направления деятельности предприятия.
  4. Предложить способ взаимосвязи элементов цифровой эксистемы.

Курс на цифровую экономику со стороны государства обозначен в национальной цели развития Российской Федерации до 2030 г. «Цифровая трансформация», установленной Указом Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474  «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» (Указ № 474) [1]. В рамках планирования работы по достижению указанной. Правительством  Российской Федерации принято множество стратегических, программных и плановых документов. Утверждены более 60 ведомственных программ цифровой трансформации, 11 отраслевых стратегических направлений (стратегий) цифровой трансформации,  стратегии цифровой трансформации всех субъектов Российской  Федерации. Также для формирования отраслевого ИТ-ландшафта с замещением импортных продуктов были созданы ИЦК (индустриальные центры компетенций), цель которых определение приоритетных направлений, видов и классов замещаемого ПО и формирование технического задания для вендоров на разработку конкретных продуктов под потребности предприятий [2].

В информационном поле вокруг темы «цифровой экономики» постоянно используются два термина «цифровизация» и «цифровая трансформация». По мнению авторов статьи данные понятия не равнозначны. Цифровизация является частью цифровой трансформации, её начальным этапом. Процесс цифровизации означает внедрение в какой-либо бизнес-процесс отдельных цифровых инструментов, не меняя при этом общей логики и получаемых данных. За счет этого достигается повышение эффективности бизнес-процессов, снижения потерь, увеличивается скорость сбора и обработки данных, повышается точность принятия решений. Цифровой съем данных очень важен, так как при этом достигается высокий уровень качества данных, который необходим для дальнейшей работы с данными через инструменты big data и BI. Цифровую трансформацию можно назвать высшей ступенью цифровой эволюции компании. Цифровая трансформация – это стратегическая концепция развития предприятия, основанная на фундаментальной перестройке действующих или внедрении новых бизнес-процессов, способствующая развитию различных направлений роста компании с помощью инструментов цифровизации, при этом происходит перестройка бизнес-модели компании.

Схожее описание разницы между цифровизацией и цифровой трансформацией указано в докладе НИУ ВШЭ.

image001

Рисунок 1. Цифровизация и цифровая трансформация [3].

Таким образом, в данной статье будем говорить об экосистемном подходе к цифровизации предприятия. Построение комплексной цифровой экосистемы позволяет минимизировать потери разных видов во всех бизнес-процессах предприятия, также экосистема устраняет несогласованность принимаемых управленческих решений на всех уровнях.  Эффективная цифровая экосистема должна быть построена с учетом следующих особенностей:

  1. Интероперабельность.Возможность интеграции с другими системами для создания единого ИТ-ландшафта.
  2. Масштабирование. При построении экосистемы важно закладывать возможность для ее роста.
  3. Гибкость. При изменении, дополнении, исключении каких-либо модулей система должна функционально быть к этому готова и не уходить в отказ.

Далее на рисунке показаны классы ПО составляющие цифровую экосистему ПО «Трек». «Трек» проектирует, производит и реализует элементы подвески и рулевого управления для автомобилей отечественного и зарубежного производства, а также снего-мототехники [4]. На предприятии осуществляется полный цикл производства.

image002

Рисунок 2. Цифровая экосистема ПО «Трек».

В настоящее время на рынке существуют множество классов систем для цифровизации и автоматизации деятельности предприятия. Но для достижения положительного эффекта нужно правильно определиться с направлениями для цифровизации. Глобально эти направления следует выбирать из специфики деятельности предприятия, если большая часть деятельности связана с внешней средой, то это направление и следует брать в работу (коммуникации с клиентами, съем запросов с клиентов, продвижение на рынке). Цифровизацию внутренней среды можно разделить на несколько направлений: повышение гибкости и управляемости производства, ускорение вывода продукта на рынок, взаимодействие и развитие персонала, повышение качества продукции и в целом управления предприятием, безопасность условий труда.

Также следует выбрать приоритеты и порядок внедрения цифровых инструментов в бизнес-процессы:

  • провести внутренний аудит основных бизнес-процессов, выявить наиболее неэффективные с точки зрения потери данных, искажения информации;
  • проанализировать жизненный цикл изделия и выявить стадии с наиболее явными потерями и точками неэффективнсти.

Следует отметить, что возможна комбинация указанных способов.

Важно определить ожидаемые ключевые виды эффектов. С одной стороны, самый логичный подход – через оценку именно экономического эффекта. То есть начинать цифровизацию следует с тех процессов, устранение потерь в которых, принесет максимальную выгоду. Но на наш взгляд, такой подход можно назвать «лоскутным». Мы исходим из концепции синергетического эффекта, невозможно цифровизировать процессы, не понимая их взаимосвязь и влияние друг на друга. Поэтому помимо экономического эффекта, важно оценивать степень цифровизации процессов, результат которых является основополагающим для протекания действующего. Важно основываться на процессном подходе и при ранжировании направлений прорабатывать их группы, а не отдельные части.

Приведем простой пример эффективности экосистемного подхода. По результатам внутреннего аудита ПО Трек наибольшие потери выявлены в подсистеме производственного планирования на цеховом уровне. Казалось бы внедрение MES-системы для онлайн управлением производством решило бы проблему, но важно понимать что эффективно работающая MES-система должна быть обладать актуальной информацией о способе производства каждой номенклатуры  (это обеспечивается через взаимосвязь с PLM), также любое производственное задание должно быть обеспечено всеми видами необходимых ресурсов:материалы, операторы станков, наладчики, оснастка и инструмент (это обеспечивается через взаимосвязь с ERP).

В заключении ответим на вопрос «Может ли экосистемный подход быть чрезмерным?». Да, в единственном случае, если стратегия компании направлена на другие задачи, когда цифровые инструменты, такие как внутренний корпоративный портал или ЭДО решают конкретную, узкую задачу, но даже в этом случае нужно предусматривать возможность масштабирования данных систем. Но если мы говорим о предприятиях со стратегиями цифровизации и/или цифровой трансформации, то этот подход универсален. В частности из-за высокой степени «кастомности» даже типовых решений.

Список литературы

  1. Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 № 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"// Российская газета. – 22.07.2020. – № 159.
  2. Правительство выделило средства на создание отечественного ПО: [Электронный ресурс] // РИА Новости. URL: https://ria.ru/20220711/tekhno logii-1801608410.html. (Дата обращения 25.06.2023).
  3. Цифровая трансформация: ожидания и реальность: докл. к XXIII Ясинской (Апрельской) междунар. науч. конф. по проблемам развития экономики и общества, Москва, 2022 г. [Текст] / Г. И. Абдрахманова, С. А. Васильковский, К. О. Вишневский, М. А. Гершман, Л. М. Гохберг и др.; рук. авт. кол. П. Б. Рудник; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2022. – 221 с. – ISBN 978-5-7598-2658-3 (в обл.). – ISBN 978-5-7598-2468-8 (e-book).
  4. Производственное объединение «Трек»: [Электронный ресурс] // Трек. URL: https://trek.ru/ (Дата обращения 25.08.2023).