Проблемы защиты от пожаров в образовательных учреждениях

"Научный аспект №7-2024" - Техносфер. безопасн.

УДК 614.841.2

Егорова Ольга Викторовна – магистрант Уфимского университета науки и технологий.

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В данной статье рассматриваются проблемы, которые могут привести к возникновению пожара в образовательном учреждении, анализируются основные причины возгораний, определяется важность обеспечения пожарной безопасности на объектах, где находится большое количество детей.

Ключевые слова: пожарная безопасность, обязательные требования пожарной безопасности, объекты образовательного назначения, объекты с массовым пребыванием людей.

Эффективная противопожарная защита образовательных организаций – это серьезная проблема, требующая особенного внимания и решительных действий. Каждый год фиксируются случаи возникновения пожаров в школах и университетах, которые создают опасность для здоровья и жизни сотрудников и учащихся, приводят к большому материально-финансовому ущербу.

Сегодня с огромной скоростью идет развитие различных инновационных технологий, но данный процесс имеет и отрицательные стороны. Отдельные технологии несут в себе определенные опасности, в том числе и пожароопасность, поэтому государство уделяет особое внимание этой сфере. Согласно статистике МЧС России, в течение 2023 года зафиксировано 10658 пожаров (за аналогичный период прошлого года (АППГ) – 10881 пожар, -2,05%), в них погибли 238 граждан (АППГ – 233, +2,15 %), из которых пятеро были несовершеннолетними (АППГ – 12, -58,33%), травмированы 233 гражданина (АППГ – 267, -12,7%). Зарегистрирован общий ущерб в 752 миллиона 866 тысяч рублей (АППГ – 459 миллиона 728 тысяч рублей, +63,8%). Была проведена эвакуация 8567 граждан (АППГ – 5487, +56,1%), пожарные спасли 1186 граждан (АППГ – 1206, -1,7%). В среднем ежемесячно возникало 888 возгораний, где гибли двадцать человек, были травмированы девятнадцать человек. Таким образом, количество погибших на сто тысяч человек населения – 4,5 человека (АППГ – 3,9), количество травмированных на сто тысяч населения – 4,48 человек (АППГ – 4,86).

Давно известны и законодательно утверждены меры по предотвращению пожарной опасности, однако, если профилактика не помогла и пожар все же возник, то необходимо владеть информацией о правильном поведении в такой ситуации: обеспечить скорейшую эвакуацию, тушить возгорание подручными средствами, имеющимися в здании, немедленно вызвать пожарные службы. Поскольку образовательные учреждения являются местами постоянного массового скопления людей, в том числе несовершеннолетних, вопросам их защиты от пожаров должно уделяться первостепенное внимание.

Одна из ведущих причин возгораний в учебных заведениях - неправильное использование электрооборудования, отсутствие эффективных систем и устройств, сигнализирующих о пожаре и способствующих его ликвидации. Возможные перегрузки электросети, повреждение электропроводов или неисправное оборудование способны вызвать короткое замыкание с искрами, чреватое возгоранием. При этом отсутствие автоматических систем пожаротушения и быстрого реагирования создает реальную опасность для сотрудников и учащихся, усложняя процесс борьбы с огнем.

Актуальным остается вопрос о необходимости разработки современного комплекса мероприятий по противопожарной защите образовательных объектов. Среди наиболее важных действий: своевременное информирование о правилах пожаробезопасности, проведение периодических испытаний и контроля работы электрического оборудования, установка автоматизированных систем и устройств, способных обнаруживать и тушить возгорание. Только совместные действия всех структур - от администрации школы до спасательных служб - могут помочь минимизировать риски возникновения пожаров в образовательных учреждениях и сохранить жизни людей.

Анализируя причины возгораний на рассматриваемых объектах, мы можем выявить главные проблемы, связанные с безопасностью этих объектов.

Во-первых, необходимо отметить, что самая распространенная причина пожаров – это несоблюдение правил пожарной безопасности. Несвоевременное обслуживание и несоответствие электрооборудования современным нормативным требованиям, отсутствующие устройства сигнализации о задымлении, неправильное использование пламегасителей влекут за собой повышенную опасность возгорания.

Во-вторых, важной причиной пожаров на образовательных объектах становится плохая подготовка и недостаточная осведомленность персонала в вопросах противопожарной безопасности. Неправильные действия сотрудников при возгорании, незнание правил поведения в аварийных ситуациях и способов оказания первой помощи могут негативно сказаться на эффективности ликвидации пожара и создать угрозу для жизни людей. Также следует отметить, что зачастую проблема обеспечения пожарной безопасности связана с отсутствующими планами эвакуации и плохой организацией эвакуационных путей.

Пожары в зданиях образовательных организаций несут значительную опасность для обучающихся и сотрудников. Они ведут к гибели людей, травмам, обрушению построек, порче интерьера, мебели и оборудования, что вынуждает прерывать учебный процесс.

Важно отметить, что образовательные учреждения являются местом постоянного скопления большого количества людей, в том числе детей. Поэтому в случае пожара эвакуация обучающихся может занимать много времени, что крайне опасно, особенно в случае паники. Пожар может влиять и на психологическое состояние сотрудников и учащихся, вводя их в стрессовое состояние, что также плохо сказывается на здоровье.

Для повышения уровня пожарной безопасности в учебных заведениях необходимо уделять особое внимание профилактическим мероприятиям, способным предотвратить возможность возгорания. С этой целью нужно обучать сотрудников и учащихся правилам недопущения пожарной опасности и периодически проводить учения, инсценируя и отрабатывая полный эвакуационный процесс.

Ответственность за проведение регулярных проверок систем противопожарной защиты и за обеспечение их работоспособности лежит на руководителях образовательных учреждений. Важно иметь современное оборудование для обнаружения пожара и его быстрого тушения, а также системы оповещения и управления эвакуацией. Усиление пожарной безопасности на объектах образования должно быть главным направлением работы всех – от руководителей до обучающихся. Только вместе можно предотвратить возможность возгораний, обеспечив общую безопасность.

Учебные заведения должны обучать в том числе и навыкам правильного поведения, раскрывать опасность определенных действий, которые потенциально могут привести к возгоранию. В ходе учебного процесса можно проводить семинары и тренинги, на которых дети будут получать и теоретические знания, и практические навыки того, как надо вести себя в ситуации возгорания.

Образовательные организации обязаны сотрудничать с пожарными службами и проводить совместные мероприятия, на которых специалисты-пожарные будут демонстрировать порядок эвакуационных действий, обучать пользованию средствами для тушения пожара, рассказывать о других способах обеспечить свою безопасность при возгорании или задымлении.

Главным источником нормативных установок по соблюдению противопожарной безопасности является Федеральный закон «О пожарной безопасности», учитывающий специфику объектов образования и предъявляющий к таким объектам ряд обязательных требований.

Одно из этих требований – наличие системы пожаротушения и предупреждения о возгорании. Каждая образовательная организация должна оснащаться автоматизированными устройствами пожарной сигнализации и защиты от пожара. Данные системы должны надежно функционировать и регулярно проверяться на исправность. Кроме того, закон регулирует размещение планов эвакуации и средств тушения пожара (огнетушителей).

Таким образом, чтобы обеспечить безопасность сотрудников и учащихся различных учебных заведений, необходимо тщательно изучать все факторы, которые могут способствовать возгораниям, и принимать комплексные меры, направленные на максимальную защиту учебных зданий от пожаров. Строжайшее соблюдение нормативных требований к пожарной безопасности, обучающие мероприятия, посвященные правильным действиям в ситуации распространения огня, регулярные испытания и контроль технического состояния противопожарного оборудования – это основные шаги, способные предотвратить пожар и обеспечить безопасность находящихся в здании людей.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».
  2. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».
  3. Правила противопожарного режима в Российской Федерации, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 года № 1479.
  4. Аксенов С. Г., Фахрутдинов В. К. Аспекты обеспечения пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях//Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей по материалам 8-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Курск, 2024. С. 10-13.
  5. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К., Исламов Т. Р. Система пожарной безопасности в образовательном учреждении // Научный аспект. 2024, Т. 1. № 1. С. 121-127.
  6. Аксенов С. Г., Кутлуахметов Р. Р. К вопросу о снижении пожарной опасности // Научный аспект. 2023, Т. 27. № 11. С. 3333-3338.
Автор: Егорова Ольга Викторовна