Обеспечение пожарной безопасности образовательных учреждений по Республике Башкортостан

"Научный аспект №7-2024" - Техносфер. безопасн.

УДК 614.841.2

Егорова Ольга Викторовна – магистрант Уфимского университета науки и технологий.

Аксенов Сергей Геннадьевич – доктор экономических наук, профессор Уфимского университета науки и технологий.

Аннотация: В данной статье автором рассматриваются возможные меры по улучшению качества обеспечения пожарной безопасности в образовательных учреждениях в Республике Башкортостан.

Ключевые слова: пожарная безопасность, учреждение, эвакуация, сотрудники, руководитель, система автоматической пожарной сигнализации (АПС), системы оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ).

Вопросы повышения уровня пожарной безопасности в образовательных организациях всегда остаются актуальными, так же как и соответствие средств защиты от пожаров действующим нормативным актам о сроках эксплуатации оборудования и СИЗ. Автоматические устройства противопожарной сигнализации и оборудование, оповещающее о пожаре и помогающее управлять эвакуацией, со временем устаревает и перестает отвечать требованиям пожаробезопасности, что может привести к возникновению опасных ситуаций. Средства защиты от пожара не должны эксплуатироваться дольше указанного производителем срока, поэтому нужно ежегодно их проверять и вовремя заменять.

Приказ МЧС РФ №408 от 28 апреля 2023 года «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных абзацами четвертым и пятым пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. №1479» содержит современные требования к регулярным испытаниям средств противопожарной защиты.

К средствам обеспечения пожаробезопасности согласно российским стандартам относят оборудование, действующее как элемент комплексных систем защиты от пожаров, среди которых можно назвать:

  • Устройства, сигнализирующие о задымлении;
  • Системы, оповещающие о пожаре и помогающие управлять эвакуацией;
  • Автоматизированные устройства тушения пожаров;
  • Специальный противопожарный трубопровод;
  • Вентиляционные системы.

Как только достигнут указанный в техдокументации максимальный (к примеру, «не более десяти лет») либо ориентировочный (к примеру, «средний срок службы пять лет») срок эксплуатации средств защиты от пожаров, дальнейшее их использование возможно только после производства контролируемых соответствующими органами испытаний по поводу работоспособности противопожарного оборудования. Методика проведения подобных испытаний содержится в пунктах 10-14 вышеуказанного Руководства, причем такие испытательные проверки должны проводиться каждый год с момента достижения фигурирующего в документации предельного или примерно определенного срока эксплуатации оборудования и вплоть до его замены.

Сегодня немало образовательных учреждений оснащены устаревшим противопожарным оборудованием, не соответствующим сегодняшним сводам правил. При несвоевременной замене противопожарных систем объект становится незащищённым и наиболее подвержен чрезвычайным ситуациям. Для своевременной замены оборудования нужно знать, когда оно было введено в эксплуатацию и какой у него срок службы, данной информацией должен располагать руководитель или ответственное лицо каждого образовательного учреждения.

Руководители должны привести в надлежащую готовность автоматизированную систему пожарной сигнализации и СОУЭ, опираясь на существующую техдокументацию и перечень правил, регламентирующих порядок установки средств защиты от пожаров и их эксплуатационные сроки.

Обеспечение высокого уровня пожарной безопасности в учреждениях дошкольного, среднего и высшего образования – один из главных и необходимых элементов образовательного процесса. Не соблюдая общий порядок действий и мер по защите от пожаров, образовательные организации не имеют права осуществлять свою основную деятельность. Главной задачей образовательного учреждения является безопасность обучающихся, преподавателей и рабочего персонала.

Чтобы гарантировать достаточную защищенность таких объектов, требуется постоянно осуществлять комплекс мер по противопожарной безопасности, включающих следующие пункты:

  1. Регулярно проводить различные профилактические мероприятия.
  2. Обеспечить учреждения подручными средствами для тушения пожаров, периодически их проверять и заменять по окончании срока службы.
  3. Разместить планы эвакуации, указатели и обозначения мест запасных выходов для их быстрого обнаружения.
  4. Проводить обследование складов на категорию пожароопасности с информационной табличкой на наличие взрывоопасных веществ, содержать подвальные этажи в противопожарной готовности.
  5. Использовать в оформлении интерьеров негорючие стройматериалы.
  6. Обеспечить наличие исправно работающих автоматизированных устройств пожарной сигнализации, систем оповещения и управления эвакуацией.
  7. Обеспечить наличие устройств, способных автоматически оповестить пожарные службы о ситуации возгорания.
  8. Соблюдать все нормативные правила, регулирующие противопожарную безопасность.

Руководитель каждого образовательного учреждения несет полную ответственность за обеспечение защиты от пожаров. Этому способствуют следующие дополнительные меры:

  1. Все сотрудники организации обязаны строго придерживаться порядка соблюдения противопожарной безопасности.
  2. Нужно постоянно отслеживать, не скопились ли в помещениях и во дворе учреждения разные легковоспламеняющиеся отходы (устаревшая мебель, бумажный мусор, высохшие листья и ветви).
  3. Никогда не сжигать кучи высохших листьев, убранных с территории. Данные действия потенциально ведут к серьезной опасности возгорания прилегающих построек. Действующий Федеральный Закон №89 от 24 июля 1998 года «Об отходах производства и потребления» запрещает сжигать мусорные отходы и листья, поскольку, кроме опасности пожара, это повышает содержание углекислого газа в окружающей атмосфере.
  4. Контролировать состояние дорожных проездов к воротам и постройкам образовательных учреждений, не загромождать их личными автомобилями, зимой по мере необходимости чистить от снега. Пожарный транспорт должен иметь возможность в любой момент заехать на территорию учреждения.
  5. В ситуации, когда возгорание уже покрыло большое пространство, пожарные могут использовать для тушения ближайшие источники воды: пруды, другие водоемы, резервуары, пожарные гидранты. Необходимо обеспечивать должный уход за такими источниками.
  6. На стенах зданий требуется разместить указатели на ближайшие пожарные гидранты и регулярно контролировать, чтобы крышки подобных подземных водоводов были хорошо видны, а не закрыты сверху листьями, мусором или снегом.

Руководящие лица образовательных организаций должны контролировать соблюдение порядка противопожарной защиты каждой рабочей области. Элементарные средства для тушения пожара должны располагаться во всех кабинетах и коридорах. На каждом этаже необходимо разместить планы эвакуации и более обширные стенды с информацией о правилах пожаробезопасности. В кабинетах администрации должны находиться таблички с телефонами экстренных служб и диспетчеров ближайших пожарных станций. Сотрудники учебных организаций должны проходить спецподготовку, чтобы при возникновении возгорания уметь в кратчайшие сроки эвакуировать учащихся из здания. Российское законодательство подразумевает привлечение руководителей образовательных организаций к административно-правовой ответственности, если они не обеспечивают необходимый уровень противопожарной безопасности.

Таким образом, для повышения степени пожарной безопасности требуется проводить регулярные проверки работоспособности противопожарного оборудования, учебные тревоги, увеличивать минимум знаний о пожарной опасности у учащихся. И сотрудники, и дети должны четко знать последовательность действий в ситуации, когда в помещениях возник пожар, и эвакуироваться строго по инструкции. Перед руководителем образовательного учреждения стоит непростая задача – минимизировать возможность возникновения пожара, в том числе, с помощью различных профилактических мероприятий.

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ от 21.12.94 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
  2. Федеральный закон РФ от 22 июля 2008 г. № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»
  3. СП 484.1311500.2020. Системы противопожарной защиты. Системы пожарной сигнализации и автоматизация систем противопожарной защиты. Нормы и правила проектирования.
  4. СП 3.13130.2009. Свод правил. Системы противопожарной защиты. Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре. Требования пожарной безопасности (утв. Приказом МЧС РФ от 25.03.2009 № 173).
  5. Приказ МЧС России от 28 апреля 2023 г. № 408 «Об утверждении Руководства по соблюдению обязательных требований, установленных абзацами четвертым и пятым пункта 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2020 г. № 1479».
  6. Кривохижина О. И., Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К. Анализ и оценка пожарной опасности в образовательных учреждениях // Экономика строительства. 2023, № 5. С. 70-72.
  7. Аксенов С. Г., Кутлуахметов Р. Р. К вопросу о снижении пожарной опасности//Научный аспект. 2023, Т. 27. № 11. С. 3333-3338.
  8. Аксенов С. Г., Ракипова Р. А. К вопросу об автоматической пожарной сигнализации//Научный аспект. 2023, Т. 4. № 12. С. 388-392.
  9. Аксенов С. Г., Синагатуллин Ф. К., Исламов Т. Р. Система пожарной безопасности в образовательном учреждении//Научный аспект. 2024, Т. 1. № 1. С. 121-127.
  10. Аксенов С. Г., Фахрутдинов В. К. Аспекты обеспечения пожарной безопасности в дошкольных образовательных учреждениях//Молодежь и системная модернизация страны. Сборник научных статей по материалам 8-й Международной научной конференции студентов и молодых ученых. В 4-х томах. Курск, 2024. С. 10-13.
Автор: Егорова Ольга Викторовна