Анализ личности «школьного стрелка» И. Галявиева по типологии П. Лангмана

"Научный аспект №7-2024" - Психология

УДК 159.9

Сумников Яков Анатольевич – студент Новосибирского государственного университета.

Аннотация: В статье представлен анализ личности «школьного стрелка» Ильназа Галявиева с использованием типологии П. Лангмана, что позволит пополнить базу данных мировых школьных стрелков.

Ключевые слова: скулшутинг, школьные стрелки, психотики.

11 мая 2021 года 19-летний Ильназ Галявиев устроил стрельбу и привёл в действие взрывное устройство в гимназии, выпускником которой являлся, убив 9 и ранив 32 человека [4]. Для пополнения базы данных о школьных стрелках и возможного нахождения новых граней личности школьных стрелков необходимо провести анализ личности Галявиева с использованием типологии П. Лангмана.

Американский психолог Питер Лангман в своей книге «Почему дети убивают: что происходит в голове у школьного стрелка» выделяет три типа классификации шутеров – психопаты, психотики и травмированные [3].

Согласно Лангману, к стрелкам-психопатам относятся имеющие высокий уровень нарциссизма, гнева, отсутствие эмпатии, патологическую склонность ко лжи и манипулированию: к психотикам – имеющие расстройства шизофренического спектра (Дилан Клиболд), либо страдающие непосредственно шизофренией (Чо Сын Хи); травмированные – как правило, стрелки из небольших городов, имеющие в анамнезе психологические травмы из-за отношений в семье и незаконное применение оружия отцами (Эван Рамси).

Для начала необходимо рассмотреть некоторые факты из жизни Галявиева. Некоторую информацию дают показания его одноклассников и учеников школы, в которой он учился. Так, одна из учениц рассказала, что «он вообще ни с кем не общался, всегда один был, друзей рядом с ним не замечала». Одноклассник Галявиева пояснил, что он любил играть в компьютерные игры, в чём был лучшим и хвастался там крутым оружием, при этом избегал драк по причине трусости. «Если его обзывали, отвечал: «Ладно». Либо молчал» и подметил, что Галявиев был очень худым и вряд ли смог бы постоять за себя [2].

Педагоги и однокурсники стрелка отмечают, что он был прилежным студентом, агрессию не проявлял. Однако известно, что на допросе Галявиев вёл себя агрессивно, что, как говорят знавшие его, было ему несвойственно. Здесь стоит также отметить случай, когда он предлагал одноклассникам сделать коктейль Молотова «для математички». Также в его квартире была найдена настойка на основе мухоморов, что может говорить о психотическом состоянии в момент теракта.

Подводя к психотическим началам Галявиева, отмечу, что один из его однокурсников поясняет, что стрелок «…почувствовал в себе какую-то силу и все может. Эта информация похожа на то, что он выдает сейчас» [на допросе]. Также известно, что он приглашал одногруппников в «какую-то секту, типа сатанист», но из-за недостатка информации эту версию я рассматривать не буду.

Наибольший интерес для изучения вызывают показания стрелка на допросе, позволяющие отнести его к категории психотиков. Там он сообщает, что родился богом, а далее в нём начал пробуждаться монстр и появилась ненависть ко всем, при этом поясняя, что всегда всех ненавидел, но стал ненавидеть [5].

Далее Галявиев сообщает что совершил теракт для того, чтобы «показать всем людям, что они мои рабы». По его словам, 1 апреля 2021 года (за месяц до скулшутинга) он «понял, что он бог» и пришёл в этот мир, чтобы избавиться от всех существ во Вселенной, а так же «родился с ненавистью ко всем и родился в человеческом облике». Что интересно, на последнем слове в суде стрелок сказал, что «богом он не был и таковым себя не считает».

Можно выдвинуть несколько причин того, почему Галявиев совершил теракт. Если он действительно был «слабым и худым» и имел интерес к оружию, что мы знаем по показаниям одноклассников, можно предположить, что с помощью оружия он чувствовал себя сильным и хотел обрести власть над другими. Думаю, это имеет место, в совокупности с психозом в результате приёма веществ (настойка мухомора) или в результате заболевания. Вариант с заболеванием подтверждает однокурсник своими показаниями – «у него полгода назад что-то началось». Есть ли аналогичный случай, проанализированный Лангманом?

К примеру, Галявиев похож на Кипа Кинкеля – стрелка-психотика, страдавшего шизофренией. Кинкель был одержим оружием. Когда друзья решили подшутить над ним, спрятав его охотничий нож, он взбесился, схватил кухонный нож и закричал: «Отдайте нож!» [3]. Мальчики заперлись в комнате, а Кип пытался пробить ножом дверь. Как только ему сказали, где нож, он успокоился. Реакция Кипа – паника, смешанная с гневом – как будто утрата ножа угрожала самому его существованию. Известна его цитата: «Моё оружие – то, что меня никогда не предаст». [там же] По этому высказыванию можно судить о том, насколько его самоощущение было связано с оружием.

На допросе Галявиев сообщил, что перед терактом позвонил в домофон и попросил брата впустить в квартиру, он он не открыл, так как боялся нашего стрелка. Галявиев сказал, что ему нужен нож, но брат не открыл, тогда тот позвонил отцу, после чего брат вынес стрелку нож в кобуре [6]. Учитывая, что школьные стрелки практически не применяли (или вообще не применяли) холодное оружие, возникает вопрос: зачем в данном случае понадобился нож? Не для самоощущения ли?

В целом можно сказать, что рассуждения Галявиева о том, что он «бог» и «пришёл из космоса в человеческом облике» могут свидетельствовать о какой-либо форме шизофрении либо шизотипическом расстройстве личности, поскольку видно бредовую симпоматику. Подобные фразы высказывал Дилан Клиболд – один из «колумбайнеров», страдавший шизотипическим расстройством. Также симптомы Галявиева напоминают симптомы Чо Сын Хи – стрелка-психотика, страдавшего шизофренией – уплощённый аффект и бред величия.

Также известно о наличии у Галявиева резидуальной энцефалопатии в форме двусторонней спировидной симптоматики, что даёт основания полагать наличие органических повреждений в структуре головного мозга.

Нужно добавить, что первичная экспертиза, проведённая в институте им. Сербского, признала стрелка невменяемым и указала, что в момент нападения он страдал параноидной шизофренией, однако повторная экспертиза опровергла утверждение о невменяемости и выявила наличие шизоидного расстройства личности [1].

Таким образом, «казанский стрелок» Ильназ Галявиев относится к категории стрелков-психотиков.

Список литературы

  1. «Богом я не был и таковым себя не считаю»: Ильназ Галявиев сказал последнее слово // Яндекс Дзен URL: https://dzen.ru/a/ZDQu9vQJFQ315DP- (дата обращения: 18.07.2024).
  2. Казанский стрелок Галявиев с детства знал, как собрать бомбу // Новости России и мира - Новостной портал Московский Комсомолец URL: https://www.mk.ru/social/2021/05/13/kazanskiy-strelok-galyaviev-s-detstva-znal-kak-sobrat-bombu.html (дата обращения: 21.06.2024).
  3. Лангман, Питер. Почему дети убивают : что происходит в голове у школьного стрелка / Питер Лангман ; [перевод с английского С. А. Карпова]. – Москва : Эксмо, 2022. – 304 с.
  4. Массовое убийство в гимназии №175 // Википедия URL: https://clck.ru/3BzgJi (дата обращения: 21.06.2024).
  5. Полный текст опубликованного фрагмента допроса Ильназа Галявиева, стрелявшего в школе в Казани 11 мая 2021 // Комсомольская правда URL: https://www.kp.ru/daily/27275/4411300/ (дата обращения: 21.06.2024).
  6. LIFE SHOT Выдержки из допроса Ильназа Галявиева, устроившего массовый расстрел в казанской гимназии. Часть 1. // ВКонтакте URL: https://vk.com/wall-112108541_984847 (дата обращения: 21.06.2024).
Автор: Сумников Яков Анатольевич