Контрперенос в транзактном анализе: влияние на терапевтический процесс и отношения

"Научный аспект №7-2024" - Психология

УДК 159.9:316.6

Яговдик Валерия Александровна – психолог-консультант Московского института психоанализа.

Аннотация: В статье рассматривается ключевая роль контрпереноса в терапевтической практике, основанной на принципах транзактного анализа. Контрперенос определяется как совокупность эмоциональных реакций, мыслей и поведения терапевта в ответ на переживания и поведение клиента. Особое внимание уделяется различным эго-состояниям (Родитель, Взрослый, Ребенок), через которые проявляется контрперенос, и их влиянию на терапевтические транзакции. Основная цель статьи – исследовать, как контрперенос может как способствовать, так и препятствовать достижению терапевтических целей. В статье обсуждаются методы управления контрпереносом, такие как саморефлексия, супервизия и личная терапия для терапевтов, а также примеры практического применения этих методов. В заключение статьи предлагаются рекомендации для терапевтов по эффективному управлению контрпереносом с целью улучшения терапевтического взаимодействия и достижения позитивных результатов в терапии.

Ключевые слова: контрперенос, транзактный анализ, терапевтический процесс, терапевтические отношения, саморефлексия, супервизия, личная терапия для терапевтов, психотерапия.

Понятие контрпереноса было введено в психоанализе Зигмундом Фрейдом, который определил его как эмоциональные реакции терапевта на клиента. Позднее это понятие было расширено и уточнено другими исследователями, включая Мелани Кляйн и Карла Роджерса.  Контрперенос – это эмоциональные и поведенческие реакции терапевта на клиента, которые возникают в ответ на перенос клиента. В классическом психоанализе контрперенос рассматривался как помеха в терапии, но современные подходы признают его важным инструментом для понимания клиента и улучшения терапевтического процесса.

В транзактном анализе (ТА), разработанном Эриком Берном, контрперенос рассматривается через призму взаимодействий между тремя частями личности, известными как эго-состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок. Когда клиент приходит на терапию, он может вызывать реакцию у терапевта из разных эго-состояний.

Родитель: в этом состоянии терапевт может испытывать чувства заботы, контроля или осуждения по отношению к клиенту. Например, терапевт может начать обращаться с клиентом как с ребёнком, выражая чрезмерную опеку или строгость.

Взрослый: здесь реакции терапевта основаны на рациональном восприятии ситуации. Это помогает сохранять объективность и профессиональную дистанцию, что способствует более адекватной и эффективной помощи клиенту.

Ребенок: в этом состоянии терапевт может переживать детские эмоции, такие как страх, обида или желание угодить. Например, терапевт может почувствовать себя отвергнутым, если клиент критикует его методы или подходы.

Успешный исход терапии заключается в установлении терапевтического альянса – это центральный компонент, определяющий качество взаимоотношений между терапевтом и клиентом. Альянс включает в себя взаимное доверие, согласие на цели и задачи терапии, а также совместную работу над решением проблем. При этом контрперенос рассматривается как важный аспект терапевтического процесса, который может как помогать, так и мешать терапии.

В транзактном анализе рассматриваются следующие варианты контрепереноса:

  1. Согласующаяся идентификация. Терапевт через свои чувства и ощущения открывает то, что принадлежит клиенту. Например, психолог чувствует грусть и обнаруживает, что его пациент не осознает какой-то утраты. В этом случае терапевт может переживать чувства и мысли, которые принадлежат клиенту, но о которых сам клиент не осознает или не может выразить. Этот вид контрпереноса может помочь терапевту понять скрытые аспекты клиентского опыта и эмоций. Этот процесс происходит на уровне Дитя-Дитя, но возможно включение и других эго-состояний.

image001

Рисунок 1. Согласующаяся идентификация.

  1. Дополняющая идентификация. Терапевт начинает ощущать себя тем, кого проецирует клиент на него. Например, испытывая раздражение из-за жалоб клиента, он активизирует свое Родительское эго-состояние по отношению к Детскому эго-состоянию клиента.

image002

Рисунок 2. Дополняющая идентификация.

  1. Позитивный: это процесс, который позволяет терапевту понять клиента и преодолеть его сопротивление. Если контрперенос находится во внимании Взрослого терапевта, то процесс терапии становится «разрешающим», и в таком случае образовывается терапевтический альянс.
  2. Негативный: внутренний процесс, в котором отсутствуют внутренние разрешающие транзакции, что приводит к контрсопротивлению. При этом терапевт может выражать агрессию по отношению к клиенту – праведный гнев, провокации, игнорирование, прерывания терапии - или же соблазнительность – флирт с клиентом, физические поглаживания. Данный вид контрпереноса включает в себя сложные переживания и реакции терапевта, которые сочетают в себе элементы всех трех предыдущих видов контрпереноса. Для терапевта важно осознавать и управлять этими сложными эмоциональными реакциями, чтобы не допустить, чтобы они повлияли на процесс терапии.

Также у терапевта может возникнуть контрсопротивление – при наличии драйвера «будь сильным» или «будь совершенным» и предписания «не чувствуй» у терапевта и клиента, их сценарные процессы сцепляются и возникает подавление чувств, из-за чего становится невозможным осознать наличие контрпереноса. В таком случае, контрперенос становится негативным. Важно, чтобы терапевт осознавал свои эмоциональные реакции и управлял ими, чтобы поддерживать и укреплять терапевтический альянс. Ниже рассмотрим влияние контрпереноса в терапевтических отношениях.

Положительное влияние контрпереноса:

  1. Углубление эмпатии и понимания. Контрперенос может помочь терапевту глубже понять чувства и переживания клиента. Осознание своих эмоциональных реакций может улучшить эмпатию и способствовать более искреннему и аутентичному взаимодействию.
  2. Укрепление связи и доверия. Терапевт, осознающий свои реакции и работающий с ними, может создать более искреннюю и доверительную атмосферу. Клиенты чувствуют, что их понимают и принимают, что укрепляет доверие и взаимопонимание.
  3. Информирование терапевтического процесса. Контрперенос может служить ценным источником информации о клиенте. Например, если терапевт чувствует раздражение, это может свидетельствовать о важной динамике в отношениях клиента с другими людьми, которую следует исследовать.

Отрицательное влияние контрпереноса:

  1. Искажение восприятия и реакций. Если терапевт не осознает свой контрперенос, его восприятие и реакции могут быть искажены. Это может привести к неадекватным интервенциям и ухудшению понимания клиента.
  2. Нарушение границ и профессионализма. Неразрешенный контрперенос может привести к нарушению профессиональных границ. Например, терапевт может стать слишком эмоционально вовлеченным или, наоборот, отстраненным.
  3. Усиление сопротивления клиента. Неправильные реакции терапевта, вызванные контрпереносом, могут усилить сопротивление клиента. Клиент может почувствовать себя непонятым или отвергнутым, что усложнит процесс терапии.
  4. Подрывание доверия и безопасности. Клиенты могут чувствовать, что терапевт реагирует на них предвзято или эмоционально нестабильно. Это может подорвать их доверие к терапевту и чувство безопасности в терапевтическом процессе.

Неразрешенный или неосознаваемый контрперенос может привести к неадекватным реакциям терапевта и нарушению терапевтического альянса. Ниже предлагаем варианты для отслеживания контрпереноса:

  1. Саморефлексия и осознание. Первый шаг – это разрешение терапевту иметь контрперенос. Если терапевт регулярно занимается саморефлексией, осознает свои эмоции и реакции, то это помогает избежать переноса личных проблем и переживаний на терапевтические отношения.
  2. Супервизия и консультация. Регулярная супервизия помогает терапевту обсудить свои реакции и получить обратную связь от более опытных коллег. Это важный ресурс для управления контрпереносом.
  3. Личная терапия. Личная терапия помогает терапевту разобраться с собственными проблемами и реакциями, которые могут влиять на профессиональную деятельность.
  4. Обучение и профессиональное развитие. Постоянное обучение и повышение квалификации помогают терапевтам лучше понимать и управлять контрпереносом, улучшая качество их работы.

Контрперенос является важным аспектом психотерапевтической практики, который требует особого внимания и управления. В контексте транзактного анализа контрперенос тесно связан с Я-концепциями и сценариями жизни, что открывает новые возможности для его анализа и коррекции.

Список литературы

  1. Берн Э. Трансактный анализ и психотерапия (Transactional Analisys in Psychotherapy)/пер. с англ. СПб.: Братство, 1992.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры/Эрик Берн; [перевод с английского А. Грузберга]. – Москва: Эксмо, 2023. – 576 с.
  3. Берн Э. За пределами игр и сценариев/Эрик Берн; [пер. с англ. Ю.И. Герасимчик]. – Москва: Эксмо, 2019. – 496 с. – (Легенды психологии. Эрик Берн).
  4. Берн Э. Групповая психотерапия и трансактный анализ/Эрик Берн: Пер. с англ. – М.: Академический проект, 2023. – 420 с. – (Психологические психологии).
  5. Винер Джен. Терапевтические отношения: Перенос, контрперенос и обретение смысла / Пер. с англ. – М.: Когито-Центр, 2011. – 145 с. (Библиотека Института практической психологии и психоанализа).
  6. Джойнс В., Стюарт И. Современный транзактный анализ/ Иан Стюарт, Вэнн Джоинс; пер. с англ. Дмитрия Касьянова. – СПб.: Метанойя, 2021. – 440 с.: с ил.
  7. Роберт Д.Филлипс. Структурные симбиотические системы, 1975.
  8. СэджвикД. Раненый целитель: Контрперенос в практике юнгианского анализа / пер. Лагутина Л. – Москва: Добросвет, 2012. – 199 с.
  9. Шустов Д.И. Руководство по клиническому транскатному анализу. – М.: Когито-Центр, 2020. – 336 с. (Современная психотерапия).
  10. Norman Wright Always Daddy’s Girl Originally published in the USA by Regal Books, A Division of Gospel Light Publications, Inc. Ventura, CA 93006 U.S.A. All rights reserved/ Издание на русском языке, перевод на русский язык, оформление. МРОЕХ «ХЦ «Мирт», 2005.
  11. Бехтерева Н.П. Трансактный анализ: теория и практика // Психологический журнал. 2003. 24(2), 52-67. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=16543234 (Дата обращения: 20.06.2024).
  12. Иванов С.А. Применение трансактного анализа в психотерапии // Вопросы психологии. 2015. (3), 78-90. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=24798674 (Дата обращения: 20.06.2024).
  13. Ковалев С.В. Эго-состояния в трансактном анализе: теория и клиническое применение // Журнал практической психологии и психоанализа. 2008. (2), 112-125. Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=12345987 (Дата обращения: 20.06.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Яговдик Валерия Александровна