Опыт проведения занятия по сенсорному развитию «Сенсорная сказка» как метода коррекции психологического развития детей 5-6 лет с умственной отсталостью

"Научный аспект №7-2024" - Психология

УДК 159.93

Морозова Юлия Юрьевна – кандидат психологических наук, психолог детского сада № 131Санкт-Петербурга, судебный психолог-эксперт.

Аннотация: В работе описаны понятия сенсорной интеграции и игровых технологий, а также задания, использованные для формирования сенсорных эталонов и способностей, позволяющих ребенку всесторонне воспринимать окружающий мир, актуальность вышеуказанных технологий для психического, физического развития детей с умственной отсталостью. «Сенсорная сказка» является продуктивной технологией психологической коррекции, направленной на развитие эмоционального отклика у детей с особенностями развития.

Ключевые слова: сенсорные эталоны, познавательная активность, эмоциональный отклик, игровые технологии, сенсорная интеграция.

С появлением гаджетов, которые окружают ребенка, его психическое развитие не может идти в естественном для него ключе. Для его гармонизации и коррекции низких интеллектуальных и познавательных способностей в случае наличия поставленного диагноза «умственная отсталость» крайне продуктивны методы сенсорной интеграции. В научных исследованиях выделяется понятие «дисфункция сенсорной интеграции» или «нарушение сенсорной обработки». Оно трактуется как комплексное церебральное расстройство, которое повреждает психо-эмоциональное развитие ребенка. Дети с подобным нарушением неправильно трактуют ежедневную информацию, исходящую от органов чувств: двигательную, обонятельную, слуховую, зрительную. Что влечет за собой к многочисленные сбои в формирование поведения детей, оказывает негативное воздействие на их способность к познанию и приспособление к социуму[1].

Для формирования расстройства способности переработки информации, связанной с органами чувств, свойственны такие проявления, как: нарушение развития речи, отклоняющаяся восприимчивость к различным тактильным сигналам, двигательным, акустическим, рассеянность, затруднения в адаптации, нарушение визуальной интеракции, стереотипная деятельность, недоразвитие игровой деятельности, недостаточная восприимчивость вкусовых рецепторов [3].

Первопричиной расстройства сенсорной интеграции является например сформированные психические расстройства, нарушения эмбриогенеза во время беременности, наследственные факторы, генетическая предрасположенность, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), различные родовые травмы, детский церебральный паралич (ДЦП), патологии в младенческом возрасте, , врожденное расстройство аутистического спектра. [2].

 «Коммуникативная сказка является сенсорно-интегрированной средой с применением нейроподхода, где ребенок сам является непосредственным участником процесса…на таком занятии ребенок «погружается в мир волшебства», что способствует высокой мотивации, активной включенности и участия в играх». (Боброва К.С., www.eduregion.ru).

Neumann (1971) выделила три критерия игры: относительный внутренний контроль, свобода от некоторых ограничений реальности и наличие внутренней мотивации. [4]. Игра является крайне эффективным инструментом для развития функций, навыков или способностей. Обратная связь также позволяет успешнее закреплять приобретённые навыки. Способствует данному результату адаптированная предметная среда.

Например, в процессе проведения одного из сенсорных занятий решались образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Они сводились к закреплению способности объединять предметы по ключевым сенсорным признакам: цвету, величине, количеству; способность определять геометрические фигуры (треугольник, круг, прямоугольник, квадрат, прямоугольник). Осуществлялось развитие познавательной активности, воображения, психомоторики и тактильного восприятия при выполнении заданий, связанных с развитием осязания. Для большей эффективности развития и закрепления сенсорных эталонов ставилась задача – стимулировать эмоциональную вовлеченность в игру у, желание прийти на помощь герою сказки.

В начале игры (сенсорной сказки) дети погружаются в атмосферу героев выбранной сказки. Используются стихи, демонстрационный материал, иллюстрации по сказке. В нашем случае была использована сказка «Колобок»; игрушки: колобок, медведь, лиса; морковь двух размеров (большая и маленькая), заяц, волк,; корзинки (маленькая и большая); прищепки базовых цветов; наборы геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат). Страницы жёлтого цвета; изображения домиков – желтого, синего, красного, зелёного цветов. Дети мотивируются на выполнение задания, например, таким образом: «Давайте, поможем вместе бабушке напечь колобков. А колобки у нас будут сказочные - из пластилина. Психолог и дети произносят вслух стихотворение и лепят пластилин, делая шар:

«Мы лепили Колобка

Тесто мяли мы слегка

А потом его катали

И друг другу показали». Дальше психолог старается получить обратную связь, касающуюся свойств предмета. Просит детей охарактеризовать «Колобок» со стороны его формы, цвета, текстуры; проанализировать схожесть с другими объектами окружающего мира. Просит посчитать общее количество полученных фигур. Психолог дает детям задание: «Давайте колобки опустим в корзинку. Посчитайте, сколько их в корзинке? У каждого было по одному колобку, после того как мы их опустили в корзинку, то их стало много».

Для эмоционального отклика вводится в сказку актер, который от имени Колобка участвует в сказке. Что делается для повышения мотивации деятельности детей и эмоционального отклика. Психолог говорит: «Посмотрите какой Колобок приготовила бабушка. Колобок – то волшебный. Он умеет разговаривать». В сенсорное занятие включается актер от имени Героя сказки: «Здравствуйте ребята! Я весёлый Колобок. У меня румяный бок. Ребята, я приглашаю вас в путешествие по волшебному лесу! Наш Колобок покатился дальше. Пойдём вслед за ним». В одном из заданий герой сказки мотивирует детей на помощь следующим монологом: «Смотрите, а кто там сидит возле домика. Я дальше не пойду, я боюсь там Лиса, она хитрая и может меня съесть». Психолог дает задание, касающееся распознавания сенсорных объектов: «Ребята, давайте спрячем Колобка от Лисы в домиках». Показывает детям картинки с изображением домиков (красного, жёлтого, синего, зелёного цвета), стимулируя провести дифференцировку объектов по различным критериям – закрыть окошки той же формы и цвета, что и фигуры, которые они могут использовать при выполнении задания.

Проведенные занятия сенсорной интеграции «сенсорная сказка» позволяют сделать вывод о том, что они положительно сказываются на эмоциональном состоянии, психических процессах и двигательных функциях детей с диагнозом 5-6 лет «умственная отсталость», стимулируя развитие когнитивных процессов.

Список литературы

  1. Ананьев Б. Г. «Психология и проблемы человекознания» Гл. II «Сенсорно-перцептивная организация человека» - М.: АСТ, 2009.
  2. Лынская М. И. Значение сенсорного воспитания в работе с детьми, страдающими алалией / / Проблемы современного образования. 2013 № 2.
  3. Садовская Ю.Е. Сенсорные расстройства у детей, систематизация и диагностика / / Особый ребенок. Исследование и опыт помощи, научн,-практ, сб, - 2009. вып 6-7. – М. ЦАП. – С.28-40.
  4. А. Банди, Ш. Лейн, Э. Мюррей «Сенсорная интеграция. Теория и практика», Москва, 2018 г.
  5. Войлокова Е.Ф. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. М, Изд. «Каро», 2005 г.
Автор: Морозова Юлия Юрьевна