Характеристика ответственности и ее виды в психологической науке

"Научный аспект №7-2024" - Психология

УДК 159

Давыденко Екатерина Сергеевна – магистрант Российского экономический университета им. Г.В. Плеханова

Аннотация: В данной статье детально анализируется термин «ответственность». Также подробно рассмотрены виды ответственности в психологической науке: индивидуальная ответственность, ответственность по отношению к коллегам, ответственность перед руководством, ответственность перед клиентами или партнерами, социальная ответственность.

Ключевые слова: ответственность, виды ответственности, индивидуальная ответственность, ответственность по отношению к коллегам, ответственность перед руководством, ответственность перед клиентами или партнерами, социальная ответственность.

Термин «ответственность» в основном означает обязанность или обязанность адекватно выполнять или завершать цель, или задачу. Задача, которую необходимо выполнить, либо назначается кем-то другим, либо создается собственным обязательством человека выполнить ее. В дополнение к этому задание обычно влечет за собой последующее наказание в случае неудачи [1].

Понятие ответственности относится к ценности, присутствующей в сознании человека, изучающего этику на моральной основе. Кроме того, в этой концепции также упоминается, что это обучение, которое человек может приобрести на уровне своего эмоционального интеллекта с годами. Ответственность – это мета-соревнование, питаемое мощными качествами, требующими дисциплинированной и систематической подготовки. По этой причине не многие люди готовы платить такую цену, чтобы добиться ответственности.

Ответственность означает важность, подчеркиваемую в мыслях человека, заинтересованного в изучении морали через этику. Более того, это понятие также утверждает, что это знания, которые человек может приобрести в своем эмоциональном интеллекте с течением времени.

Ответственность – это способность людей распознавать и оценивать последствия действий, которые они совершили, с полной осознанностью и убежденностью. Альтернативно, ответственность берет на себя человек, который управляет задачей [5].

Ответственность – это лишь малая часть того, что она собой представляет, поскольку существуют также специфические аспекты, которые необходимо знать, например, качества ответственного человека.

Важнейшей чертой личности человека, по мнению большинства, является ответственность. Социальная ответственность часто рассматривается как обязанность личности в дискуссиях о принятии социальных норм поведения, особенно если нормы поведения принимаются самим человеком. Этот странный тип выражения, несмотря на странное название, фокусируется на сложностях, связанных с социальными нормами и образцами для подражания. Влияние сверстников или общества на конкретную группу или человека может одновременно оказываться и на них.

Уровни ответственности могут различаться в зависимости от ситуации, но обычно включают следующее [2]:

  1. Индивидуальная ответственность: Это фундаментальный уровень ответственности, на котором человек принимает на себя ответственность за свои действия и результаты. Это означает, что человек осознает свою роль в текущих обстоятельствах и признает ответственность за решения и действия. Они не перекладывают ответственность на других, а вместо этого принимают решения, основанные на их собственных ценностях и принципах.
  2. Ответственность по отношению к коллегам: эта позиция характеризуется человеком, который не только берет на себя ответственность за свои действия, но и задумывается о нуждах своих коллег. Он старается выполнять свои задачи вовремя и на высоком уровне, не мешая работе своих коллег. Несмотря на обязанности, этот человек готов оказать немедленную помощь своим коллегам в трудную минуту. Он рекомендует честность и открытое общение, обмен информацией и идеями с членами команды для повышения производительности команды [3].
  3. Ответственность перед руководством: сотрудник здесь подотчетен своим менеджерам или руководителям, чьи должностные обязанности основаны на их результатах, а также перед самим собой. Ожидается, что он будет выполнять задачи, поставленные руководством, и сообщать о своих достижениях и проблемах. Более того, сотрудник должен иметь возможность отслеживать ход выполнения задач, предоставлять руководству обновленную информацию о ходе выполнения и любых возникающих проблемах, а также быть готовым делиться информацией о статусе задач. Он должен принять на себя ответственность и все возможные неудачи и ошибки в результате своих действий [4].
  4. Ответственность перед клиентами или партнерами: физическое или юридическое лицо теперь должно взять на себя ответственность за своих клиентов или партнеров. Это включает в себя обещание удовлетворять потребности клиентов, предоставлять качественные услуги, доставлять продукты или услуги вовремя и выполнять обещанные условия. Учет интересов партнеров и клиентов также является фактором, который следует учитывать при принятии решения о том, инвестировать или нет в своих клиентов.
  5. Социальная ответственность: осознание своего долга перед обществом в целом является значимым моментом для человека или организации. Требуется соблюдение правил и законов, защита окружающей среды, поддержка благотворительных проектов и другой подобной деятельности.

На индивидуальном уровне социальная ответственность означает осознание своей роли в обществе и действия, способствующие общему благополучию. Это включает в себя уважение прав других людей, соблюдение законов и этических кодексов, а также ответственное поведение как в профессиональных, так и в личных отношениях. Организации также несут социальную ответственность перед обществом. Они могут продемонстрировать это различными способами, такими как поддержка местного сообщества и вклад в его развитие, предоставление возможностей для трудоустройства, поддержание экологической устойчивости, участие в благотворительной деятельности и сотрудничество с другими организациями для решения социальных проблем.

В гостиничном предприятии существует следующая структура сотрудников [2]:

  1. Высшее руководство или топ-менеджмент отеля: сюда входят генеральный менеджер и другие руководящие должности высшего звена, такие как директора по финансам, операциям, маркетингу и другим ключевым подразделениям. Они отвечают за контроль за общей стратегией отеля, разработку бюджета, принятие важных бизнес-решений и обеспечение общего успеха организации.
  2. Менеджеры отделов: эти люди отвечают за руководство и управление конкретными подразделениями отеля, такими как стойка регистрации, размещение, рестораны, бары, уборка номеров и прачечная. Они следят за тем, чтобы их отделы работали эффективно, достигали поставленных целей и вносили свой вклад в успех отеля.
  3. Сотрудники: К этой категории относится гостиничный персонал, такой как официанты, повара, горничные и другие работники, которые непосредственно обслуживают гостей. Они отвечают за обеспечение высокого уровня обслуживания, поддержание чистоты и порядка в общественных местах, обеспечение безопасности и выполнение других оперативных обязанностей [1].
  4. Административный персонал: в эту группу входят сотрудники, которые непосредственно не взаимодействуют с гостями отеля, но выполняют рутинные задачи, необходимые для бесперебойной работы отеля, такие как бухгалтеры, специалисты по персоналу, специалисты в области информационных технологий и другие. Каждая должность в этих категориях имеет свой собственный набор обязанностей, и эффективная коммуникация и сотрудничество между ними необходимы для обеспечения эффективного управления и предоставления высококачественных услуг гостям.

Подводя итог можно сделать вывод о том, что на ответственность могут влиять как внешние факторы, так и личные мотивы. Внешняя ответственность включает в себя выполнение задач, поставленных перед человеком другими людьми, или соблюдение правил и предписаний, установленных обществом или организацией.

Внутренняя мотивация определяется личными ценностями, этическими убеждениями и желанием выполнять свои обязательства эффективно и надежно. Последствия неудачи или невыполнения задания могут включать штрафы, ограничения, потерю льгот и ущерб репутации и отношениям с кем-либо. Термин «ответственность» часто связывают с понятием полномочий, поскольку человек, который берет на себя ответственность, обычно обладает определенной степенью контроля или влияния на ситуацию или задачу, включая способность принимать решения, управлять ресурсами и влиять на других для достижения целей.

Обобщая все вышеизложенное, можно сделать вывод о том, что термин «ответственность» в основном означает обязанность или обязанность адекватно выполнять или завершать цель, или задачу. Существуют следующие уровни ответственности: индивидуальная ответственность, ответственность по отношению к коллегам, ответственность перед руководством, ответственность перед клиентами или партнерами, социальная ответственность.

Список литературы

  1. Абакумова И.В. Анализ методов оценки качества гостиничных услуг // в сборнике: Интеграция науки в эпоху кризиса: проблемы, решения. Материалы IX всероссийской научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2022. – С. 182-184.
  2. Костина Ю.А. Оценка персонала гостиниц как важный элемент управления человеческими ресурсами // в сборнике: Туризм и гостеприимство через призму инноваций. Сборник статей научно-практической конференции. Под научной редакцией Е.М. Крюковой, 2017. – С. 136-141.
  3. Либина А.В. Проективные методы в психологии. Психографический тест Либиных: учебное пособие для вузов / А. В. Либина, В. В. Либин, А. В. Либин. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 339 с.
  4. Розин М. Успех без стратегии: Технологии гибкого менеджмента / М. Розин. – Москва: Альпина Паблишер, 2019. – 336 c.
  5. Романов В.А. Гостиничные комплексы. Организация и функционирование / В.А. Романов. – М.: Феникс, 2021. – 160 c.
  6. Самыгин С.И. Психология управления / С.И. Самыгин, А.М. Руденко. – М.: Феникс, 2016. – 192 c.
  7. Хьюстон М. Введение в социальную психологию / М. Хьюстон, В. Штребе. – М.: Юнити-Дана, 2019. – 624 c.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Давыденко Екатерина Сергеевна