Реализация концепции «мягкой силы» в дипломатическом курсе КНР по отношению к Российской Федерации

"Научный аспект №7-2024" - Политология

УДК 323

Дэн Япин – студент Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Аннотация: В последние десятилетия Китайская Народная Республика (КНР) активно использует концепцию «мягкой силы» для реализации своей внешней политики. Термин «мягкая сила» (soft power), введенный Джозефом Найем, относится к способности государства привлекать и убеждать другие страны посредством культурных, идеологических и институциональных средств, а не принуждения или военной силы. В данной статье рассматривается использование КНР «мягкой силы» в контексте современной России, где Китай стремится укрепить свое влияние через культурные, образовательные и экономические инициативы.

Ключевые слова: мягкая сила, китайская международная политика, Россия и Китай, культурные центры, Институты Конфуция, экономическая помощь.

Политика «мягкой силы» в Китае имеет глубокие исторические корни, восходящие к древним китайским философам, таким как Лао-цзы и Конфуций, которые пропагандировали использование убеждения и морального авторитета вместо силы для управления государством и взаимодействия с другими народами [5, с. 3]. В современной истории КНР, начиная с конца 1990-х годов, правительство стало активно использовать «мягкую силу» для улучшения международного имиджа Китая и продвижения его культурных и идеологических ценностей. Примером этого может служить проведение таких крупных мероприятий, как Олимпийские игры 2008 года в Пекине и Всемирная выставка Expo 2010 в Шанхае, которые стали платформой для демонстрации китайской культуры и достижений мировой общественности.

Одним из ключевых инструментов китайской «мягкой силы» являются Институты Конфуция, создаваемые по всему миру для продвижения китайского языка и культуры. На сегодняшний день в России действует более двадцати Институтов Конфуция [2, с. 19-20], которые не только способствуют распространению китайской культуры, но и служат платформой для образовательных обменов и научных исследований. Эти институты предлагают курсы китайского языка, организуют культурные мероприятия, лекции и семинары по истории и культуре Китая. Кроме того, они проводят экзамены на знание китайского языка HSK, что позволяет студентам получать международные сертификаты.

Примером успешной работы Института Конфуция может служить сотрудничество с ведущими российскими университетами, такими как МГУ имени М.В. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет и Новосибирский государственный университет. Благодаря этому сотрудничеству увеличивается число студентов, изучающих китайский язык и культуру, что способствует укреплению культурных и образовательных связей между двумя странами.

Китай активно привлекает иностранных студентов через государственные стипендии и программы обмена. В последние годы наблюдается значительный рост числа российских студентов, обучающихся в китайских университетах. По данным Министерства образования Китая, в 2019 году в Китае обучались более 20 тысяч российских студентов [2, с. 19–20]. Государственные стипендии и программы обмена предоставляют возможность российским студентам получать образование в ведущих китайских университетах, таких как Пекинский университет, Университет Цинхуа и Фуданьский университет [2, с. 19-20].

Кроме того, китайские университеты активно участвуют в международных образовательных выставках и форумах, таких как Китайско-российский форум университетов и выставка China Education Expo, которые способствуют привлечению российских студентов и укреплению образовательных связей между двумя странами.

Экономическое сотрудничество между Китаем и Россией является важным аспектом использования «мягкой силы». В последние годы Китай стал крупнейшим торговым партнером России. По данным Федеральной таможенной службы России, в 2020 году объем товарооборота между Россией и Китаем составил более 107 миллиардов долларов США [6, с. 150]. Китайские инвестиции в российскую экономику охватывают такие сектора, как энергетика, транспорт, инфраструктура и сельское хозяйство.

Одним из примеров успешного экономического сотрудничества является проект строительства газопровода «Сила Сибири», который обеспечивает поставки российского природного газа в Китай [3, с. 76]. Этот проект не только укрепляет энергетическое сотрудничество между двумя странами, но и способствует экономическому развитию регионов, через которые проходит газопровод.

Еще одним важным проектом является развитие транспортного коридора «Новый шелковый путь», который является частью инициативы «Один пояс, один путь» (BRI). Этот коридор включает в себя железнодорожные и автомобильные маршруты, соединяющие Китай и Европу через территорию России [3, с. 76]. Проект способствует развитию транспортной инфраструктуры, увеличению объемов грузоперевозок и созданию новых рабочих мест.

Китайские инвестиции в российскую экономику также включают участие в крупных промышленных и сельскохозяйственных проектах. Например, китайская компания Huawei активно инвестирует в развитие информационных технологий и телекоммуникационной инфраструктуры в России. В сельскохозяйственном секторе китайские компании участвуют в проектах по выращиванию сои и других сельскохозяйственных культур на Дальнем Востоке России [5, с. 7].

Китай активно использует гуманитарную помощь и медицинские программы в рамках своей политики «мягкой силы». В последние годы Китай направлял гуманитарную помощь в различные регионы мира, включая Россию. Примером этого является оказание помощи во время пандемии COVID-19, когда Китай предоставил России медицинские маски, защитные костюмы, аппараты искусственной вентиляции легких и другие медицинские средства [6, с. 152].

Кроме того, китайские врачи и медицинские работники участвовали в совместных программах по обмену опытом и обучению российских коллег методам диагностики и лечения инфекционных заболеваний [6, с. 152]. Эти инициативы не только демонстрируют гуманитарный потенциал Китая, но и укрепляют двусторонние отношения на уровне межличностных контактов.

Китайская «мягкая сила» оказывает значительное влияние на российское общество, особенно в контексте культурного и образовательного обмена. Увеличение числа россиян, изучающих китайский язык и интересующихся китайской культурой, свидетельствует о росте влияния Китая [3, с. 77]. Кроме того, китайские культурные мероприятия и фестивали, проводимые в России, способствуют укреплению взаимопонимания и дружбы между народами [1, с. 200].

Примером успешного культурного обмена является проведение ежегодного Китайского культурного фестиваля в Москве, который включает концерты, выставки, кинопоказы и другие мероприятия, посвященные китайской культуре [1, с. 207]. Эти мероприятия привлекают большое количество зрителей и способствуют укреплению культурных связей между двумя странами.

Несмотря на успехи в использовании «мягкой силы», Китай сталкивается с рядом вызовов и ограничений в России. Во-первых, существует определенное недоверие к китайским инициативам среди части российского общества, что связано с историческими и геополитическими факторами [4, с. 131]. Для преодоления этих барьеров необходимо усиление культурного обмена и создание платформ для открытого диалога между народами. Во-вторых, конкуренция со стороны других мировых держав, таких как США и ЕС, также является серьезным вызовом для китайской «мягкой силы» в России. Для успешного продвижения своих инициатив Китай должен учитывать интересы и ожидания других стран и стремиться к взаимовыгодному сотрудничеству.

Таким образом, политика «мягкой силы» является важным инструментом внешней политики КНР в современном мире, включая Россию. Политика «мягкой силы» является важным инструментом внешней политики КНР, направленным на укрепление международного влияния и улучшение двусторонних отношений с другими странами, включая Россию. Используя культурные, образовательные и экономические инициативы, Китай успешно продвигает свои ценности и интересы на международной арене.

Используя культурные, образовательные и экономические инициативы, Китай успешно укрепляет свои позиции на международной арене. Взаимодействие с Россией в рамках «мягкой силы» способствует не только улучшению двусторонних отношений, но и формированию нового уровня сотрудничества, основанного на взаимопонимании и уважении культурных ценностей. Важно отметить, что развитие сети Институтов Конфуция и культурных центров могут быть продолжены в рамках культурного сотрудничества. Новые инициативы могут включать создание совместных культурных проектов, таких как театральные постановки, выставки и музыкальные концерты. Например, уже сейчас ведутся переговоры о создании Китайско-российского культурного центра в Санкт-Петербурге, который станет платформой для регулярных культурных обменов и мероприятий.

Список литературы

  1. Антюхова Е.А. Образование как «мягкая сила» в современных зарубежных и российских политологических исследованиях // Вестник ВолГУ. Сер. 4. История. Регионоведение. Международные отношения. 2018. Т. 23. № 4. С. 197-208.
  2. Бобыло А.М. Политика интернационализации высшего образования в странах АТР как инструмент «мягкой силы» (на примере США, КНР, Сингапура и РФ) // Ойкумена. 2017. № 1. С. 18-29.
  3. Бобыло А.М., Севастьянов С.В. «Мягкая сила» России: азиатско-тихоокеанский вектор // Ойкумена. 2016. № 4. С. 75-85.
  4. Владимирова Д.А., Журбей Е.В., Карловская А.А. «Мягкая сила» во внешней политике России и Китая: особенности национальных стратегий // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2020. № 1. С. 123-137.
  5. Инь Ж. Реализация «мягкой силы» Китая и России средствами массовой информации во внешней политике государств в начале XXI в. Автореф. дис… канд. полит. наук (23.00.04). Владивосток, 2019. 22 с.
  6. Рустамова Л.Р. Механизм действия и пределы использования концепции «мягкая сила» // Ойкумена. 2018. № 1. С. 145-154.
Автор: Дэн Япин