Препятствия для развития восточного разворота во внешней политике Российской Федерации

"Научный аспект №7-2024" - Политология

УДК 32

Скрипчик Артемий Алексеевич – выпускник бакалавриата по направлению «Международные отношения» Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Предмет. Обращение на Восток стало естественным продолжением и практическим воплощением внешнеполитической философии многополярности, в рамках которой Россия видит себя одним из глобальных полюсов силы. Приоритетность восточного измерения не случайна, учитывая неоспоримый экономический и интеллектуальный подъем Азии в последние два десятилетия. Российский поворот на Восток соответствует ожиданиям стран азиатского мира, которые недовольны "правилами и нормами", навязываемыми коллективным Западом в международных отношениях и мировой политике. Они видят в Российской Федерации противовес западному доминированию и рассматривают партнерство с ней как инструмент реализации своих жизненно важных интересов. Немаловажную роль играет и антиамериканизм, который широко распространен во многих странах Азии как среди экспертов в области международных отношений, так и среди обывателей, имеющих свое видение на проблему чрезмерного влияния Запада на регион [1]. Цель. Учитывая сложную геополитическую ситуацию в мире в 2022 году, крайне важно проанализировать политические и экономические риски, а также препятствия российской восточной политики. В качестве основного объекта исследования выбран субрегион Восточной Азии, где Российская Федерация имеет значительные экономические и политические интересы, а также интересы в сфере безопасности. Методология. В качестве методов исследования использовались системный анализ и сравнительный анализ. Выводы. В ходе исследования были рассмотрены факторы, определяющие восточный разворот России, такие как изменяющаяся геополитическая обстановка, экономические интересы, стремление к диверсификации партнеров и прочие. Также было выявлено, что восточный разворот сопровождается вызовами и препятствиями, в том числе соперничеством с другими государствами, различиями в культуре и традициях, а также сложностями в налаживании взаимопонимания. Для России с ее уникальным геополитическим положением, естественно, сложно определить географические приоритеты своих внешних связей. Это тем более верно, что колоссальные природные богатства России и ее способность полностью обеспечивать себя необходимыми ресурсами делают в принципе ненужным рассматривать внешние связи как важную часть стратегии собственного развития. Можно утверждать, что все внешнеполитические заявления Москвы последних двадцати лет содержат ритуальное указание на то, что целью внешней политики является обеспечение экономического развития страны. Однако практика, реальные результаты и, главное, фундамент, на котором стоит конструкция российской государственности, заставляют усомниться в искренности этих заверений. В действительности Россия, как и ее главный геостратегический противник – США, является одной из двух стран в мире, способных выживать, опираясь исключительно на внутренние ресурсы.

Ключевые слова: восточный разворот, геополитика, внешняя политика Российской Федерации, международные конфликты, внутренние проблемы.

В качестве главного препятствия в процессе становления восточного разворота становится вмешательство европейских стран и США. России противодействует Запад – этот факт очевиден в контексте ухудшения отношений России с Украиной [2]. Стремительное продвижение России на восток создает всевозможные условия, при которых трудно повернуть назад. Российская Федерация сталкивается с новыми рисками. Некоторые из этих рисков уже материализовались: 23 февраля были приняты два новых набора санкций со стороны ЕС и США, направленных на ужесточение контроля за внешнеэкономическими операциями третьих стран и оказание давления на финансовый сектор России. С декабря прошлого года ключевые торговые партнеры России, такие как Турция, Китай и ОАЭ, ограничили международные платежные операции [3].

Новый набор санкций из ЕС включает ограничения относительно 106 физических лиц и 88 юридических лиц, в основном предприятий оборонного сектора, таких как Климовский специализированный патронный завод и Саратовский завод "Радиоприбор". Также были введены ограничения на экспорт относительно 27 иностранных организаций, подозреваемых в сотрудничестве с российским военно-промышленным комплексом. В список санкций были внесены компании из Индии, Китая, Казахстана, и Турции, которым запрещено экспортировать технологии двойного использования и товары для сферы обороны в России. Им запретили экспортировать технологии двойного назначения и товары для развития российской оборонной промышленности

Новые западные санкции вряд ли окажут заметное влияние на общий объем российского экспорта и импорта, считает Александр Исаков, главный экономист Bloomberg Economics по России и СНГ. Металлургическим и другим компаниям может стать сложнее закупать оборудование и капитальные товары за рубежом, но это не должно привести к снижению экспорта в ближайшие кварталы, пояснил он. По прогнозу Исакова, поставки российских товаров и услуг за рубеж сократятся в 2024 году, но из-за других факторов – падения средней цены на нефть и добычи нефти в рамках соглашения ОПЕК+. Санкции США и ЕС не несут в себе серьезных рисков, которые могли бы оказать заметное влияние на экономику в краткосрочной перспективе [4].

Пик давления, которое могут оказать на Россию недружественные страны, позади: первоначальный импульс санкций успешно нивелирован мерами правительства, считает доцент кафедры управления бизнесом и инноваций РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Максимов. Эксперт сомневается, что западные страны будут добиваться ужесточения ценового ограничения на нефть и полного запрета на экспорт в Россию. Оба риска могут быть реализованы только при полном консенсусе недружественных и нейтральных стран и без реакции российских властей, пояснил он.

Также для исследования стало важно просмотреть доклад Валдайского клуба на фоне прошедшего саммита АСЕАН, где описывалась проблема конфронтации Запада с России. События 2022 года стали переломными в отношениях между Россией и Республикой Корея. Большую роль в этом сыграло давление со стороны США. Республика Корея поддержала все антироссийские резолюции Генеральной Ассамблеи ООН. Против Москвы развернулась информационная война, стал преобладать антироссийский нарратив. После начала российской спецоперации Южная Корея выступила с заявлением, осуждающим действия России, и сообщила, что присоединится к странам, вводящим санкции", – говорится в докладе.

В 2021 году объем двусторонней торговли между Россией и Южной Кореей составил 29,882 миллиарда долларов США, увеличившись на 52 процента по сравнению с 2020 годом, однако западные санкции и логистические трудности оказали «значительное негативное влияние на торговлю». В первой половине 2023 года торговля упала на 17,6 процента по сравнению с предыдущим годом. В то же время авторы доклада указывают на перспективы сотрудничества со странами организации АСЕАН, в которую входят Бруней, Вьетнам, Индонезия, Камбоджа, Лаос, Малайзия, Мьянма, Сингапур, Таиланд и Филиппины. У Москвы есть перспективы расширения сотрудничества с этими государствами, так как украинский кризис является для них «второстепенным вопросом».

Однако на практике Россия не играет важной роли во внешней политике и экономическом планировании АСЕАН, за исключением некоторых областей, в отличие от США, Китая, Японии и некоторых других ключевых партнеров по диалогу", – пишут авторы. В условиях конфронтации между Россией и Западом необходима более гибкая модель отношений со странами АСЕАН, считают авторы доклада.

Также стоит рассмотреть геополитические проблемы, препятствующие процессу восточного разворота. Распад СССР имел серьезные геополитические последствия для современной России и привел к потере ее былого геополитического влияния в мире и в регионе. Россия потеряет даже свои геополитические зоны влияния в СНГ, где геополитическая перестройка и дезинтеграция идут полным ходом. Прежде всего, на границах и периферии России возникли «очаги напряженности».

Чтобы вернуть себе былую славу и влияние в мировом масштабе, российское руководство и политическая элита стремительно ищут решительный выход из сложной текущей ситуации, а также ищут геополитических партнеров для стратегического сотрудничества [5].

В России многие геополитики и эксперты считают, что естественными геополитическими союзниками Российской Федерации являются страны, стремящиеся к многополярному миру. Эти страны объединяет то, что их прошлое и настоящее преимущественно связано с идеологическими и религиозными системами общинной направленности, предполагающими доминирование идей (православие, ислам и различные модели соответствующих светских идеологий), а не экономических корпоративных интересов в организации общественной жизни. К таким странам относятся, прежде всего, бывшие республики СССР, а также традиционные союзники СССР и России в арабском мире и на Балканах, Куба и страны Латинской Америки (особенно Венесуэла, Боливия и Никарагуа), Индия и Китай.

По мнению ряда российских исследователей, потенциальными геополитическими союзниками России являются те страны, которые географически расположены и чьи национальные традиции тяготеют к Евразии, но которые в силу исторических обстоятельств входят в Североатлантический блок или его союзников. Это, прежде всего, Греция, Германия и Япония.

Геополитические интересы всех этих стран сходятся в стремлении к созданию многополярного мира, обеспечивающего всестороннее развитие всех цивилизаций в гармонии с окружающей средой и исключающего доминирование в мире одной сверхдержавы – США [6].

Последние годы стали свидетелями радикального сдвига в глобальной торговой интеграции. Возвышение Китая как экономической сверхдержавы привело к нарастающей напряженности в отношениях с США, формируя новую геополитическую реальность, где экономическая конкуренция переплетается с идеологическим противостоянием.

Исследователи Карлос Гоес и Эдди Бекерс из ВТО, в своей работе, моделируют возможный сценарий раскола глобальной торговой системы на два блока: ориентированный на США и ориентированный на Китай. Их исследование подчеркивает, что геополитические конфликты, все чаще, становятся определяющим фактором торговой политики, затмевая собой принципы взаимовыгодного международного сотрудничества.

Дальний Восток воспринимается как территория неосвоенных ресурсов и новых вызовов. Дальний Восток, с его огромными неразработанными территориями и богатыми природными ресурсами, становится точкой притяжения не только для экономических, но и для геополитических интересов.  Однако, его развитие сталкивается с серьезными вызовами, прежде всего, с неразвитой инфраструктурой. Отсутствие транспортных артерий, таких как железные дороги, затрудняет добычу и транспортировку ресурсов.

Новое развитие – новые возможности: Владивосток и Петропавловск-Камчатский. В связи с этим, строительство новой инфраструктуры - железных и автомобильных дорог, морских портов и аэропортов – становится ключевым фактором развития Дальнего Востока. В этом контексте,  проекты по строительству "Нового Владивостока" и развитию Петропавловска-Камчатского представляют собой  ключевые инициативы. 

Владивосток, как бывший центр военной инфраструктуры,  характеризуется разрозненной застройкой, неудобной для гражданской жизни. Создание "Нового Владивостока" позволит реализовать проект комфортной городской среды,  сразу интегрируя в него современные технологии и удобства, что откроет новые возможности для развития региона.

Петропавловск-Камчатский  обладает  значительным потенциалом для прорывного роста,  благодаря  своим богатым  природным ресурсам.  Развитие  инфраструктуры  и  инвестирование  в  туризм  могут  превратить  его  в  привлекательный  центр  для  инвестиций  и  туристов.

В  условиях  растущей  геополитической  напряженности  и  конкурентной  борьбы  за  ресурсы,  Дальний  Восток  обретает  особое  стратегическое  значение.  Развитие  региона  требует  комплексного  подхода,  включающего  в  себя  инвестирование  в  инфраструктуру,  человеческий  капитал  и  устойчивое  развитие. 

Важно понимать, что  строительство  "Нового  Владивостока"  и  развитие  Петропавловска-Камчатского – это  не  просто  строительные  проекты,  а  часть  более  широкой  стратегии  развития  Дальнего  Востока,  которая  может  сыграть  ключевую  роль  в  формировании  новой  геополитической  реальности.

Китай, несмотря на свой экономический потенциал, представляет собой сложную и неоднозначную площадку для инвестирования. Помимо очевидных национальных особенностей, таких как культурные различия, языковой барьер и специфическая правовая система, стоит учитывать и принципиально отличные инструменты кредитной политики, которые отличаются от западных моделей.

Китайский подход к инвестированию характеризуется крайней осторожностью и стремлением к максимальной прибыли. В этой стратегии страна руководствуется собственными интересами и не боится жесткой конкуренции. Это приводит к тому, что иностранные компании сталкиваются с серьезными трудностями в получении доступа к китайскому рынку и, как следствие, не могут извлечь максимальную выгоду из инвестиций.

Особенно это касается российских компаний. Китай, стремясь к собственному экономическому процветанию, не спешит предоставлять России доступ к своим рынкам. Он избирательно подходит к сотрудничеству, выбирая сферы, где может извлечь максимальную выгоду. Ярким примером является автомобильная промышленность, где китайские производители активно внедряются на российский рынок, предлагая автомобили по доступным ценам.

Однако стоит отметить, что и Китай не застрахован от рисков. Санкции, введенные Западом, заставляют его искать новые рынки сбыта и источники ресурсов. В этой ситуации Россия, обладающая значительными природными запасами и высоким потенциалом в различных отраслях промышленности, представляет собой потенциально привлекательного партнера.

Тем не менее, Китай, несмотря на сложности, демонстрирует прагматичный подход к международным отношениям. Он не спешит с разворотом в сторону России и предпочитает сохранять баланс, не ставя под угрозу свои экономические интересы.

В этой ситуации Россия тоже не может игнорировать экономическую составляющую отношений. Страна вынуждена искать альтернативные рынки, где она может получить доступ к технологиям, ресурсам и инвестициям. В этом контексте Япония, с ее развитой экономикой и богатым опытом в различных отраслях, представляет собой ценного партнера.

Исторически Россия и Япония уже тесно сотрудничали в таких сферах, как станкостроение и автомобилестроение. Это сотрудничество принесло обеим сторонам значительную выгоду и может быть успешно продолжено в новых условиях. Однако стоит помнить, что отношения между странами не лишены сложностей. Японское правительство, находясь под давлением Запада, приняло ряд мер, ограничивающих сотрудничество с Россией. Однако стоит отметить, что Япония, в отличие от многих западных государств, никогда не была идеологическим противником России. Ее действия, скорее, были продиктованы экономическими причинами и давлением со стороны США и Евросоюза.

Япония, с ее традиционно развитой экономикой и высоким уровнем предпринимательства, может стать ключевым партнером России. Ее модель корпоративного управления и прагматичный подход к бизнесу более близки российской логике, чем западные модели. Российская экономика нуждается в технологиях, ресурсах и инвестициях, которые Япония может предоставить.  В свою очередь, Япония, лишившись российского рынка, потеряла важного покупателя, и восстановление отношений является взаимно выгодным решением. Япония является крупным покупателем российского металлолома, который используется для производства автомобилей. Южная Корея, тоже крупный игрок в автопроме, также использует российский металлолом. Поэтому восстановление отношений с Японией является не просто желательным, а экономически обоснованным и необходимым шагом.

В заключении, можно констатировать, что Россия в поисках новых партнеров должна опираться не на идеологические соображения, а на прагматичные экономические интересы. Япония, с ее предпринимательским духом и развитой экономикой, может стать важным партнером России, который позволит компенсировать потери, связанные с ограничениями в сотрудничестве с Западом.

Держащаяся под влиянием Соединенных Штатов Южная Корея поддерживает дружественные отношения со США, однако это не препятствует тесному сотрудничеству с Россией. Несмотря на санкции, автомобильная промышленность Кореи продолжает поставлять свою продукцию в Россию через неофициальный рынок. С Японией есть разногласия по поводу островов, мирный договор не был заключен до сих пор. Однако все эти вопросы остаются в сфере разработки будущей политики и поиска логики отмены санкций. Несомненна также экономическая логика, которая неизменно остается важным фактором.

Для увеличения экспорта необходимо развивать торговлю не только нефтью и газом, но и продуктами сельского хозяйства. Россия имеет огромный потенциал благодаря хорошему урожаю. Кроме того, важно продвигать на внешние рынки российскую органическую продукцию: косметику, продукты питания, биофарма. Сотрудничество в сфере торговли и логистики, а также создание совместных финансовых и перерабатывающих центров играют важную роль в решении проблем с банковскими операциями.

Важно также развивать технопарки и общие технологии, научные и ислледовательские центры, где помимо Китая будут работать и развивать технологии, применимые на глобальном рынке, также страны как Вьетнам и Малайзия. Эти секторы экономики являются чрезвычайно важными для сотрудничества.

Список литературы

  1. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 30 ноября 2016 г.).
  2. Меркель: Россия нарушила послевоенный миропорядок в Европе // Deutsche Welle. URL: http://www.dw.com/ru/меркельроссия-нарушила-послевоенный-миропорядок-в-европе/a–18209533.
  3. Евросоюз ввел 13-й пакет санкций против России // РБК. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/02/2024/65d867029a794734c6dfc082.
  4. Российские ученые разработали прогноз на случай глобальной торговой войны // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2024/04/16/1032022-rossiiskie-uchenie-razrabotali-prognoz-na-sluchai-globalnoi-torgovoi-voini
  5. Ивашов, Л.Г. Геополитика Русской цивилизации / Л.Г. Ивашов; отв. ред. О.А. Платонов. – М.: Институт русской цивилизации, 2015. – 800 с.
  6. Союзники России и геополитический фронтир Евразии // Россия в Глобальной политике. URL: https://globalaffairs.ru/articles/soyuzniki-rossii-i-geopoliticheskij-frontir-v-evrazii-2/.
  7. Природопользование Дальнего Востока России и Северо-Восточной Азии: потенциал интеграции и устойчивого развития / под ред. А.С. Шейнгауза. – Владивосток; Хабаровск:ДВО РАН, 2005. – 528 с.
  8. Стратегические проблемы национального развития и международного сотрудничества: дальневосточный вектор. – Хабаровск: Отделение общественных наук РАН, 2005. – 304 с.
  9. Изотов, Д.А., Суслов, Д.В. Инвестиционное сотрудничество Дальнего Востока России со странами СВА: попытка активизации в конце 2000-х гг. // Россия в АТР. – 2011. – № 2. – С. 113-128.
  10. Изотов, Д.А., Кучерявенко, В.Е. Экономическое развитие новых индустриальных стран Азии: от кризиса до кризиса / Д.А. Изотов, В.Е. Кучерявенко; под ред. В.В. Кучука; Рос.акад. наук, Дальневост. отд-ние, Ин-т экон. исследований. – Хабаровск: Издательский дом «АРНО», 2009. – 124 с.
  11. Батюк В.И. Структура взаимоотношений в рамках «стратегического треугольника» (США – КНР – РФ) // Россия и Америка в 21 веке. Электронный журнал. 2020. Выпуск № 3.
  12. Давыдов, А.С. Россия – Китай – США про альянсы и соперничество // Проблемы Дальнего Востока. 2016. № 1. С 3-14.
  13. Кастуева-Жан, Т. Внутренняя эволюция России и ее влияние на внешнюю политику, Russie.Nei.Visions, № 84,04.2015.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Скрипчик Артемий Алексеевич