Отношения Китая и Канады в сфере публичной дипломатии на современном этапе

"Научный аспект №7-2024" - Политология

УДК 327

Шевченко Андрей Александрович – студент магистратуры Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Аннотация: В настоящей статье рассматриваются вопросы, затрагивающие актуальные аспекты отношений Китая и Канады в сфере публичной дипломатии на современном этапе и прослеживается история развития отношений двух стран. В работе также рассматриваются ключевые стратегические документы обеих стран, а также их роль в определении основных направлений внешнеполитического взаимодействия двух стран и реализации в своей политике принципов публичной дипломатии.

Ключевые слова: Канада, Китай, публичная дипломатия, сотрудничество, взаимодействие, глобализация, международные отношения.

В современном мире двухсторонние взаимоотношения между государствами занимают ведущие позиции в формировании общественного мнения, укреплении международного сотрудничества и развитии политических, экономических и культурных связей. Объектом данного исследования будет взаимодействие государств в сфере публичной дипломатии (далее-ПД), которая направлена на улучшение взаимопонимания между странами через активное вовлечение общественности, СМИ, культурных и образовательных институций.

Китай и Канада - две страны с долгой историей взаимоотношений, которые в настоящее время находятся в центре внимания мирового сообщества. Отношения между этими двумя государствами в сфере ПД приобретают все большее значение в условиях современных глобальных вызовов и изменений в мировом порядке.

До сих пор подход Оттавы к Пекину характеризовался политикой «китайского взаимодействия», которая стремится сбалансировать экономические возможности с заботами о правах человека и безопасности. Этот подход критиковался некоторыми как слишком сговорчивый по отношению к Китаю,
в то время как другие утверждали, что он не сделал достаточно для устранения рисков китайского вмешательства в Канаду.

Предметом данной работы являются канадско-китайские отношения — то есть двусторонние дипломатические отношения между Канадой и Китаем, основанные на реализации принципов ПД.

Актуальность работы обусловлена наличием безграничных возможностей для наращивания потенциала внешнеполитического сотрудничества двух стран. В подтверждение данного тезиса существует ключевой документ, Канадская стратегия в Индо-Тихоокеанском регионе, которая приняла новый двусторонний подход, и таким шагом Канада признает огромное влияние Китая на мировую экономику и геополитику. Тем самым экономика Китая, в свою очередь, предлагает значительные перспективы для канадских экспортеров по защите их национальных интересов, будь то в отношении «глобальных правил», регулирующих мировую торговлю, международных прав человека или «прав навигации и пролета» [4]. 

Важным событием для внешней политики страны и отражением реализации усилий правительства по укреплению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе стало прибытие 28 августа 2023 г. трех военно-морских кораблей Канады в порт Йокосука (Япония) [3]. Корабли, входящие в состав Тихоокеанского флота военно-морских сил Канады, являются первыми канадскими военными кораблями, посетившими Японию с 2019 г. Визит проходил на фоне обострения напряженности из-за растущего военного влияния КНР (например, проведение военных учений) и проведения КНДР серии ракетных испытаний, в том числе межконтинентальной баллистической ракеты.

Традиционно в историографии канадо-китайских отношений выделяют следующие этапы: непризнание политики единого Китая. В период 1949‒1968 гг. политику канадского правительства в отношении молодой Китайской народной республики характеризовали как «политику непризнания Китая» в связи с международной изоляцией китайского государства большинством стран Запада. Позиция правительств Л.С.Лорана (1948‒1957 гг.), Дж.Дифенбакера (1957‒1963 гг.), Л.Пирсона (1963‒1969 гг.) по данному вопросу не отличалась разнообразием. Все премьер-министры осознавали необходимость признания Коммунистической партии Китая (далее-КПК) законным правительством КНР, однако на тот момент это не нашло реального отражения в официальной политике Оттавы в отношении Пекина. Можно выделить ряд внутренних и внешних причин, которые препятствовали Канаде в признании Китая. Внутренние причины включали антикоммунистические настроения в обществе, апатию китайского вопроса и разногласия внутри страны по поводу признания КНР. В то же время, внешней причиной была позиция США, которая осуждала режим КПК. [2].

 Несмотря на отсутствие политического взаимодействия между правительствами Китая и Канады, во время пребывания Дж.Дифенбакера на посту премьер-министра Канады, было инициировано двустороннее экономическое взаимодействие между странами. В качестве главного инициатора выступил министр сельского хозяйства Канады Э.Гамильтон. Нехватка продовольствия
в Китае, вызванная политикой «Большого скачка». Привела к массовому голоду и голодомору. По оценкам, от 30 до 45 миллионов китайских граждан погибли от голода, казней и принудительного труда, а также от массового разрушения экономики и окружающей среды.И это предоставило Канаде большие возможности для решения финансовых, внутренних и международных вопросов по отношению Китаю. Заключённые контракты стали хорошей основой для развития доверительных отношений между странами.

Однако, несмотря на активизацию внешнеполитических действий Канады под руководством П.Э.Трюдо, (1968–1979) процесс развития отношений
с Китаем оказался долгим и сложным. Важным шагом на этом пути стало принятие Канадой Республики Китай в Советскую Ассоциацию по сделкам в сфере внешнеэкономической деятельности, что открывало новые горизонты для сотрудничества. Также, были заключены соглашения о научно-техническом сотрудничестве, торгово-экономическом и культурном обмене. Вследствие усилий правительства П.Э.Трюдо получилось изменить стратегию внешней политики Канады по отношению к Китаю, и это привело к расширению взаимовыгодного сотрудничества между двумя парнерами. В связи с этим установление дипломатических отношений с Китаем рассматривалось правительством не только как возможность расширения сферы международных отношений Канады в Тихом океане, но и как стимул дальнейшего развития деловых отношений.

Российский исследователь Э.А.Бабаев образно заметил: «несмотря на различия в менталитете людей Запада и Востока, пришло осознание того, что торговые связи важны для обеих сторон» [4]. Канадско-китайское сотрудничество началось задолго до официального установления дипломатических отношений в 1970 году. Ещё ранее между двумя странами существовали различные формы взаимодействия и обмена, включая торговлю, культурные обмены и другие виды сотрудничества. Те ранние формы связи способствовали укреплению отношений и подготовили основу для формализации дипломатических контактов, что в конечном итоге привело к установлению официальных дипломатических отношений в 1970 году. В 1976 году, в преддверии Олимпийских Игр в Монреале, канадское правительство поддержало решение Комитета по Пекинской Олимпиаде о запрете участия делегации из Тайваня в качестве представителей «Китайской Республики». Этот шаг стал отправной точкой для стратегии «Большого Китая», введенной приходом к власти Б.Малруни в 1984 году. В этот период было произведено расширение отношений между Канадой и Китаем на разных уровнях, включая официальное сотрудничество и развитие отношений "негосударственного уровня" между провинциями Канады и китайскими городами. Эти меры были направлены на укрепление партнерства и установление влияния на процесс принятия решений в Пекине. В настоящее время Канада сотрудничает с Китаем во многих областях, в том числе в области торговли, здравоохранения, образования и культуры. Многие канадские правительственные ведомства заключили меморандумы о взаимопонимании со своими китайскими коллегами, а также проводят регулярные встречи на различных уровнях. В Канаде проживает более 1,3 миллиона жителей китайского происхождения. В 2022 году в Канаде проходили обучение более чем 102 150 человек, китайских студентов в учебных заведениях, а китайский язык является третьим наиболее распространенным языком Канады после английского и французского языков [1].

Как отмечает Ч. Бёртон, согласно официальным данным, в период
1997‒2006 гг. доля Канады в импорте Китая неуклонно сокращалась, достигнув рекордно низкого показателя 0,97 % в 2006 г [1]. При этом канадский исследователь отмечает, что Австралия, значительно отличающаяся от Канады, добилась большего профицита в торговле с Китаем и стала основным конкурентом Канады в АТР. Также Ч.Бёртон формулирует основные причины, снижающие значимые экономические показатели Канады на китайском рынке [1]:

– торговый дисбаланс. Существующий торговый дисбаланс отражает структурные характеристики канадской экономики по отношению к Китаю
в пределах глобальной экономики. Однако данная причина не даёт достаточных оснований рассматривать подобный дисбаланс в торговле как проблему, поскольку отражает экономические принципы глобального рынка.

– слабая производительность Канады. Данный показатель, по мнению экспертов, связан с исключительно китайскими факторами, такими как манипуляция валютными курсами для поддержания дешевизны китайского экспорта и импорта дорогостоящих товаров, скрытые субсидии китайским государственным предприятиям и субсидии местных органов власти местным предприятиям, действия местных органов власти по недопущению появления канадских предприятий в Китае и т. д. [1].

При этом канадский исследователь указывает на тот факт, что в Канаде проживает в пять раз больше людей с китайской родословной, чем в США, поэтому Канада должна иметь значительное преимущество в плане языка, культурного понимания и готовности действовать в китайской среде.

В качестве дополнительного стимула развития канадо-китайских отношений Ч.Бёртон также указывает на единодушие среди представителей всех политических партий Канады относительно основных приоритетов этих отношений. К таковым традиционно относятся: поддержка благосостояния благодаря торговле и инвестициям; привлечение высококвалифицированных китайских специалистов, ограничение распространения болезней, уважение прав человека, борьба с транснациональной преступностью, при этом представители различных политических партий нередко высказывают опасения о предполагаемых нарушениях прав человека в современном Китае.

Именно этот вопрос стал причиной разрыва канадо-китайского диалога
из-за критики С.Харпера в первые годы его прихода к власти. Однако позже отношения между двумя странами были восстановлены в ходе визитов премьер-министра Канады в Китай в 2009 и 2012 гг. Как отмечает отечественный канадовед
Е.В. Исраелян, результаты были настоль внушительными, что обе стороны заявляли о «новом этапе сотрудничества» и о «стратегическом партнёрстве», главным образом в области использования канадских природных ресурсов. [1].

Отечественный канадовед Л.А.Немова также пишет о возможности заключения в ближайшем будущем соглашения о свободной торговле Канады с КНР, которое достаточно активно поддерживается большим бизнесом Канады [4]. Однако появились достаточные расхождения
в оценках перспектив заключения подобного соглашения. Китайская сторона высказывает незамедлительную готовность начать переговоры. В Канаде, в свою очередь, опасаются возникновения вероятных проблем экономического, политического и экологического характера. Кроме того, как и 50 лет назад, уровень поддержки канадцами свободной торговли с Китаем заметно упал. В стране достаточно активны противники расширения связей с Китаем, в особенности «массированного проникновения гигантских корпораций в ресурсные
и иные отрасли национальной экономики». В октябре 2017 г. в Канаде вышел очередной выпуск журнала Института Макдональда-Лорье Inside Policy. Часть публикаций журнала, под общим названием «Дракон
у ворот» (Dragon at the Door), посвящена развитию современных канадо-китайских отношений, доступу китайских корпораций к природным ресурсам Канады, возможным угрозам канадской национальной безопасности со стороны Китая и т. д. Таким образом, растущее недовольство академических кругов и рядовых канадцев заставляет правительство Дж.Трюдо проявлять осторожность во взаимоотношениях с Китаем. Как отмечает Л.А.Немова, по официальным заявлениям министра международной торговли Х.Фриланд, в Канаде рассматриваются возможности со временем заключить масштабное торгово-экономическое соглашение с КНР, но для этого необходимо заручиться «широкой общественной поддержкой».

Китай является вторым по величине торговым партнёром Канады после Соединённых Штатов Америки. Экспорт Канады в Китай скромно вырос с января по сентябрь 2022 года по январь-сентябрь 2023 года, даже несмотря на то, что экспорт Канады в другие страны сократился за тот же период. Экспорт Канады в Китай вырос на 14,80% в годовом исчислении до 21,95 млрд долларов, в то время как экспорт во все другие страны сократился на 2,81% в годовом исчислении до 548,01 млрд долларов. Как видно на диаграмме ниже, большая часть этого роста экспорта пришлась на более поздние зимние месяцы, в то время как эта тенденция замедлилась и частично снизилась летом и осенью. В то время как Канада экспортировала в Китай продукции на сумму 3,13 млрд долларов в марте 2023 года, этот показатель упал до 1,93 млрд долларов в июне, а затем немного восстановился в сентябре, достигнув 2,6 млрд долларов. Темпы роста экспорта в Китай непрерывно замедлялись в течение года до сих пор. В третьем квартале 2023 года канадский экспорт в нашего крупнейшего торгового партнера, США, увеличился на 0,4% в годовом исчислении. Рост экспорта привел к сокращению общего торгового дефицита Канады в период с января по сентябрь 2023 года. [1].

Таблица 1. Экспорт из Канады

Торговля (Экспорт)

Q3 2022

Q3 2023

% Изменение с 2022 по 2023

Китай

$19.12 млрд

$21.95 млрд

14.80%

Другие

$563.85 млрд

$548.01 млрд

-2.81%

Всего по всем странам

$582.97 млрд

$569.98 млрд

-2.23%

Изучив изменения в отношениях между Канадой и Китаем, можно сделать вывод о том, что Канада не получила полной оценки за свои усилия
по укреплению отношений с Китаем и расширению экономического сотрудничества. США в значительной степени оказывают влияние на внешнюю политику этих стран. Для Канады США является ближайшим «южным соседом», основным источником инвестиций и главным экономическим партнером. В свою очередь, для Китая США является одним из главных экономических и геополитических конкурентов на мировом рынке. Вместе с тем, Китай обладает большим потенциалом, и уже сейчас производственные мощности и внешнеэкономические контракты компаний США находят свою реализацию именно на территории Китая. Поэтому для Канады развитие отношений с Китаем является важным фактором для укрепления собственной экономической независимости и освоения новых рынков сбыта для собственной продукции, без конкуренции с продукцией американских компаний. При этом, Китай, в свою очередь, рассматривает богатую природными ресурсами Канаду, прежде всего, как партнера для укрепления каналов связи с США, не учитывая страну, как самостоятельного игрока на мировом рынке.

Список литературы

  1. Quarterly economic and trade report – Q3 2023 [Электронный ресурс] / The China challenge: Sino-Canadian relations in the 21st century. University of Ottawa Press, 2011. P 41. Режим доступа: https://www.international.gc.ca/trade-commerce/economist-economiste/q3-2023.aspx?lang=eng (дата обращения: 20.04.2024).
  2. Казанцева, Н. А. Канадо-китайские отношения: история
    и современность / Н. А. Казанцева // Актуальные проблемы развития КНР
    в процессе её регионализации и глобализации : Материалы X Международной научно-практической конференции, Чита, 16 апреля
    2018 года / Забайкальский государственный университет; Научные редакторы: Т.Н. Кучинская, В.С. Морозова. – Чита: Забайкальский государственный университет, 2018. – С. 91-102.
  3. Канадские военные корабли начинают операцию по обеспечению безопасности в Индо-Тихоокеанском регионе в Японии URL: https://www.imemo.ru/publications/policy-briefs/text/kanada-aktiviziruet-svoyu-vneshnyuyu-politiku-v-indo-tihookeanskom-regione#_ftn1pdf (дата обращения: 20.04.2024).
  4. Немова Л. А. Внешнеэкономическая стратегия: курс на диверсификацию // Канада: современные тенденции развития. М.: Весь мир, 2017. C. 197.
Автор: Шевченко Андрей Александрович