Теоретические основы совершенствования атакующих и контратакующих действий флорболистов

"Научный аспект №7-2024" - Физ. культура и спорт

УДК 796

Дурягина Ольга Анатольевна – студент магистратуры факультета управления и технологий в сфере физической культуры и спорта Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Трусевич Виктория Витальевна – студент факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье представлен теоретический аспект тактической подготовки флорболистов. Изучено значение тактической подготовки как важного компонента учебно-тренировочного процесса. Подробно рассмотрена структура атакующих и контратакующих действий игроков, а также методы совершенствования тактической подготовленности. Представленная в данной статье информация может быть полезной как тренерам-преподавателям, так и спортсменам, в совершенствовании тактической подготовленности.

Ключевые слова: флорбол, тактика защиты, тактика нападения, атака, контратака, учебно-тренировочный процесс, система игры, позиционное нападение.

Актуальность исследования

Флорбол – это активная командная игра в закрытом помещении. Зародившись в начале восьмидесятых годов в Швеции, он стал в настоящий момент одним из универсальных и доступных игровых видов спорта в мире. Во флорболе, как и в других спортивных играх, соревновательная результативность, в значительной степени, определяется качеством тактической подготовленности. Флорболист подчиняет все свои действия интересам команды, вливаясь в коллективные действия, работая именно на них. Главное в такой коллективной игре – не просто сыгранность игроков и голкипера, а то, что каждый из них стремится выиграть единоборство, создавая условия для удачных атак или результативных оборонительных действий всей команды. В этом случае огромное значение имеют тактические действия команды, применяемые игроками для достижения победы [2].

Результаты исследования

Целью нашего исследования является теоретическое обобщение материала по проблеме совершенствования атакующих и контратакующих действий игроков во флорбол. Атаки и контратаки представляют собой значимый элемент технико тактической подготовки флорболистов.

Под термином «тактика» в теории физической культуры и спорта понимают рациональное применение физических, технических, волевых умений и навыков спортсмена в ситуации противодействия с соперниками в соревновательной или тренировочной деятельности. Тактическая подготовленность игрока является определяющим фактором его соревновательной результативности. В основе тактической подготовки лежат совместно реализуемые тренером и спортсменом творческие способности. Тактика в спортивных играх – это постоянно меняющийся и обновляющийся процесс, определяемый правилами соревнований в конкретном виде спорта. Необходимо учитывать, что по мере развития игровых видов спорта изменяются и методические подходы к оценке тактических действий: одни теряют свою актуальность, другие – становятся эффективнее. Кроме того, появляются и новые тактические приемы. В этой связи стоит подчеркнуть, что те игроки, которые владеют новыми, ранее неизвестными тактическими приемами, в условиях игры могут проявить себя наиболее выгодным образом [1].

В командных видах спорта результат, в первую очередь, определяется не индивидуальными действиями игроков, а зависит от эффективности группового взаимодействия, обусловленного процессом достижения максимальной сплоченности команды, слаженности игры, адаптации игроков к друг другу. Соревновательный успешный результат в командных играх определяется совокупностью различных факторов, а именно: способностей соперников, индивидуальными особенностями игроков команды, эффективностью групповых взаимодействий и другими.

В современном флорболе тактическая подготовка является значимым компонентом учебно-тренировочного процесса, включающим:

- взаимообусловленное поведение тренера и игроков команды в конкретном матче;

- рационально организованное построение действий игроков команды (индивидуальных и групповых) с учетом оптимального соотношения средств и методов взаимодействия с соперниками, нацеленное на достижение победы;

- совокупность систематизированных знаний, умений и навыков игроков команды, реализуемых в игровой ситуации при различных видах взаимодействий (с соперниками и партнерами по команде) для решения коекреьных тактических задач в процессе игры.

Для успешной реализации тактических действий, флорболист должен обладать следующими умениями и навыками:

- получать, систематизировать и анализировать информацию об уровне подготовленности соперника (команды и индивидуальных игроков) как до игры, так и в процессе ее;

- получать, систематизировать и анализировать информацию о потенциальных действиях команды соперника (или ее отдельных игроков) в процессе игры;

- скрывать от соперника свои потенциальные игровые действия;

- провоцировать соперника на желательные для себя действия и, наоборот, не давать сопернику возможности совершения со своей стороны желаемых ему действий (создавать помехи);

- своевременно совершать атакующие, контратакующие и оборонительные действия с помощью адекватных технико-тактических приемов.

Тактические действия классифицируются на нападающие и защитные. В рамках нашей статьи мы подробно рассматриваем тактику нападения. В обобщенном смысле тактика нападения представляет собой совокупность активных атакующих действий команды, направленных на овладение инициативой, создание игровых преимуществ и голевых ситуаций у ворот противника с целью забить гол в ворота соперника. То есть конечная цель игры во флорбол - забить максимальное количество мячей при организованном сопротивлении соперника.

Целью успешной тактики нападения является проникновение в зону обороны соперника для выполнения результативного атакующего действия [3]. Тактика нападения в игровой ситуации реализуется посредством различного вида атак. Под атакой во флорболе понимают совершаемое игроком двигательное действие с момента овладения мячом до совершения броска по воротам, нацеленное на создание голевой ситуации. Рассмотрим, какие виды атакующих действий применяются во флорболе.

  1. «Атака с ходу». Суть данного атакующего действия заключается в том, что атака должна быть выполнена до того, как команда соперника организует должную защиту своих ворот. Эффективность атаки с ходу обусловлена активными командными действиями игроков по отбору мяча в зоне соперников. Для успешной реализации и быстрого развития атаки с ходу необходимо создать численный перевес нападающей команды. Необходимо отметить, что технико-тактические ошибки соперника (потеря мяча, неточная передача и другие) обеспечивают благоприятные условия для развития атаки с ходу [Быков3, Латынцев]. Типичными иггровыми ситуациями, оптимальными для зарождения атаки с ходу, является численный перевес: 2 - 1, 3 - 1, 3 - 2, создающий предпосылки голевой ситуации. Атаку с ходу необходимо совершать быстро, избегая выстраивания каких-либо сложных комбинаций, так как численный перевес может быть очень ограниченное время. Например, при совершении атаки с ходу не следует применять тактический игровой прием «лишний пас», когда вместо броска по воротам из выгодного положения игрок использует ещё одну передачу - партнёру, занимающему более выгодную позицию, что приводит к поте времени численного преимущества [1]. Данный тактический прием также называют быстрой контратакой.
  2. Контратака. По своей сущности, данный тактический прием близок к атаке с ходу. В контратаке очень важно умение игроков очень быстро, сразу после отбора мяча у противника, перейти от действий оборонительного характера к атакующим. Целью контратаки является обеспечение численного превосходства атакующих у ворот соперников, которое реализуется идентично атаке с ходу. Различие между атакой с ходу и контратакой состоит в том, что последняя, как правило, совершается со своей половины площадки, возможно даже из-за своих ворот. Преимущество контратаки заключается именно в том, что она выполняется из глубины своей зоны, тем самым позволяя длинной диагональной или вертикальной передачей оставить позади сразу нескольких соперников. Контратака создает нападающему звену численный перевес в их зоне защиты [1, 2].
  3. Позиционное нападение. Данный тактический прием целесообразно применять в случае, когда в силу определенных причин (собственных ошибок или слаженных действий соперника) был упущен благоприятный момент для совершения атаки с ходу или контратаки. Позиционное нападение представляет собой медленный вид атакующих действий, так как требует от игроков большого количества перемещений (как с мячом, так и без него). Необходимо учитывать, что успешность позиционного нападения в значительной степени определяется слаженностью и взаимопониманием игроков команды. Атака позиционным нападением исключает элемент неожиданности, а следовательно и численный перевес. Поэтому, какждый игрок атакующей команды действует в условиях плотной опеки соперника, что требует от него высокого уровня технической подготовленности во владении мячом и развития координационных способностей (для совершения обводок и точного броска). При игре в позиционном нападении необходимо учитывать, что пас должен быть обоснованным, а предпочтение следует отдавать броску непосредственно с передачи [2]. Согласно статистических данных, позиционное нападение в 70% случаев оказывается успешным именно при бросках без подготовки, в одно касание.

Если сравнивать представленные выше виды атакующих действий, то позиционное нападение является наименее эффективным, но имеющим свои преимущества, а именно [4]:

- позволяет отыграть мяч назад и продолжить атаку даже при входе в зону противника;

- длительное владение мячом при использовании всей площадки растягивает оборонительные построения команды соперника, тем самым провоцируя их совершать ошибки;

- длительное владение мячом является показателем высокого уровня технико-тактической подготовленности команды.

Для повышения эффективности позиционного нападения применяются два тактических приема. Первый из них – «рваный ритм». Прием заключается в смене ритма атаки. Скоростные маневры в обводке и передачах замедляются, с последующим ускорением темпа игры, что создает эффект неожиданности для соперника. Второй прием – «смена участка атаки», когда мяч переводится на противоположный фланг. Выполняемая при этом диагональная (либо горизонтальная, что несколько хуже) передача вызывает необходимость перегруппировки соперника, что затруднительно в условиях ограниченного времени и приводит к ошибкам в перестроении.

Контратакующие действия во флорболе являются самыми опасными с точки зрения реализации голевых моментов, поэтому их совершенствованию в учебно-тренировочном процессе должно уделяться особое внимание [4].

В основу методического подхода по совершенствованию тактической подготовки флорболистов положены упражнения, моделирующие игровые ситуации с применением технических элементов и групповых взаимодействий [4]. Для совершенствования атакующих действий у игроков во флорбол применябтся три группы упражнений, характеристика которым представлена в таблице 1.

Таблица 1. Средства совершенствования атакующих действий флорболистов

Форма заданий

Пример упражнений и игр

Цель

Задача

Подготовительные упражнения

Передачи в парах, ведение мяча

Освоение и совершенствование технических приемов

Повторять игровые действия в неигровых ситуациях

Игровые упражнения

Игры 1 в 0, 1 в 1

Совершенствование технико-тактических навыков в различных игровых дкйствиях

Решать конкретную игровую ситуацию в повторяющихся или меняющихся условиях игры

Подготовительные игры

«Догонялки с мячом», «10 передач», «Квадрат»

Получение навыков групповых действий в игровой ситуации

Развить способнность находить правильное решение игровой ситуации

Контратакующие действия во флорболе выполняются из зоны нападения и из зоны защиты. Как правило – это индивидуальные атакующие действия [6]. Для их совершенствованию у игроков во флорбол рекомендуется использовать упражнения, представленные в таблице 2.

Таблица 2. Упражнения для совершенствования контратакующих действий во флорболе

Упражнение

Содержание

Схема

Упражнение №1

«С первой

передачей через фланг из зоны защиты»

Игрок нападения на высокой скорости открывается на фланг, в это время последний защитник отдает передачу игроку на средней линии, а тот в свою очередь в одно касание отправляет мяч по флангу на вбегающего нападающего, нападающий отдает обратный пас в центр

Упражнение №2 «3 в 0»

Игрок «1» отдает передачу по флангу игроку «3», игрок «3» в одно касание отдает передачу игроку «2», который в это время набегает на «2», игрок «2» бросает по воротам.

Упражнение №3 «2 в 0»

Игрок «1» отдает передачу в центр игроку «3». Игрок «2» и «4» начинают движение, в это время игрок «3» отдает передачу игроку «4», а игрок «2» ускоряется на дальнюю штангу ворот, игрок «4» отдает передачу игроку «2». Игрок «2» бросает

Выводы

  1. Под тактикой в спортивных играх понимают рациональное применение физических, технических, волевых умений и навыков спортсмена в ситуации противодействия с соперниками.
  2. Тактика нападения во флорболе реализуется посредством различного вида атак: атака с ходу, контратака, позиционное нападение.
  3. Контратакующие действия во флорболе являются самыми опасными с точки зрения реализации голевых моментов, поэтому их совершенствованию в учебно-тренировочном процессе должно уделяться особое внимание.
  4. Для совершенствования контратакующих действий применяются упражнения, моделирующие реальные игровые ситуации: 3 в 0, 2 в 0, с первой передачей через фланг из зоны защиты и другие.

Список литературы

  1. Баженов, А.А. Флорбол. Тактика игры / А.А. Баженов // Физическая культура в школе. – 2000. − № 1. − С. 57
  2. Быков, А. В. Новые подходы к оценке производительности атакующих процессов в командных игровых видах спорта (на примере флорбола) / А. В. Быков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 9. – С. 61-67. – DOI 10.24412/2305-8404-2021-9-61-67. – EDN QUECKN
  3. Быков, А. В. Технико-тактические показатели игроков различных амплуа во флорболе / А. В. Быков, Л. Н. Сутугина // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. – 2010. – № 6 (64). – С. 5-10.
  4. Быков, А. В. Флорбол - командный игровой вид спорта. История развития / А. В. Быков // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2021. – № 4. – С. 90-97. – DOI 10.24412/2305-8404-2021-4-90-97. – EDN LVXXJR.
  5. Латынцева О.В. Некоторые проблемы совершенствования мастерства высококвалифицированных спортсменов : Такт. подгот / [О.В. Латынцева]. - М. : НИИВО, 1991. - 72 с.
  6. Методы совершенствования упражнений технико-тактической направленности во флорболе / А. В. Быков, Е. В. Сабирова, А. В. Голионов [и др.] // Наукосфера. – 2023. – № 1-2. – С. 78-83. – EDN DRZXPN.
Автор: Дурягина Ольга Анатольевна