Использование лёгкой атлетики для формирования физических навыков у детей в возрасте 10-11 лет

"Научный аспект №7-2024" - Физ. культура и спорт

УДК 79

Матреничева Алина Алексеевна – преподаватель по физической культуре в государственном автономном профессиональном образовательном учреждении Московской области "Подмосковный колледж "Энергия", студентка факультета образования в области физической культуры и спорта Рязанского государственного университета им. Есенина.

Аннотация: Данный текст, представляет собой обзор инновационного подхода к разработке комплексных уроков для учеников начальных классов, с учетом их физиологических особенностей. В нем рассматриваются ключевые принципы создания занятий, выбор типов физической активности, а также адаптация уровня и интенсивности тренировок в зависимости от преобладания процессов возбуждения и особенностей дыхательной системы детей. Важное внимание уделяется таким физическим качествам, как координация, скорость и выносливость. Используя представленную методику планирования, педагоги смогут эффективно организовывать занятия для школьников, способствуя их гармоничному физическому развитию.

Ключевые слова: легкая атлетика, выносливость, развитие, скорость, качества, здоровье.

Физическому развитию детей младшего школьного возраста — залог здоровья и успеха.

  1. Важность внимания со стороны семьи и школы - Физическое развитие требует комплексного подхода, который включает в себя участие как родителей, так и педагогов. Это как оркестр, где каждый инструмент важен для создания гармонии.
  2. Знания педагогов в физиологии и психологии - Каждый педагог должен обладать глубокими знаниями о физиологических и анатомических особенностях детей 10-11 лет. Это как мастерство скульптора, который должен знать материалы, чтобы создать шедевр!
  3. Ошибки в методах физического воспитания - Недостаток осведомленности может привести к ошибкам, которые негативно повлияют на здоровье детей. Необходимо избегать перегрузок, подобно тому, как нельзя перегружать механизмы, иначе они выйдут из строя.
  4. Индивидуальные возрастные характеристики - Физиологическое состояние организма зависит не только от активности, но и от возрастных особенностей. Прислушивайтесь к сигналам маленьких тел — ведь это важный индикатор их состояния.
  5. Нестандартные физические упражнения - Активные игры требуют от нас внимательности: нагрузки могут колебаться от максимальной до умеренной, и иногда останавливаются. Это подобно танцу, где каждый шаг должен быть в унисон с музыкой!
  6. Развитие в образовательном процессе - Младший школьный возраст — это время активного физического и психофизиологического развития. Регулярные занятия в образовательном процессе — это как кормление растения, что обеспечивает его бурный рост и процветание. Одаряйте наших детей физической активностью, заботой и любовью — это станет основой для их здоровья и успешного будущего.

Младший школьный возраст впечатляет своим невероятным развитием! Дети в этом периоде становятся сильными, подвижными и уравновешенными, словно уверенные спортсмены, готовые к новым победам. Условные рефлексы, которые были основой их раннего обучения, начинают работать более стабильно, позволяя детям быстро адаптироваться к новым ситуациям. Угасание этих рефлексов становится менее заметным, а их надежность в выработке дифференцировок возрастает, напоминает хорошо настроенный музыкальный инструмент, готовый к игре. Одновременно с этим возникают определённые трудности: сложные системы временных связей и формирование тонких дифференцировок могут стать настоящим испытанием. Это как изучение сложной мелодии, где нужно соединить ноты в гармоничную композицию. Тем не менее, наблюдается великолепный скачок в развитии речевой функции и сенсорных систем. Дети в возрасте 10-11 лет всё ближе приближаются к показателям взрослых, показывая впечатляющие результаты в двигательных, зрительных и других сенсорных способностях. С улучшением первых и вторых сигнальных систем, слова становятся более насыщенными и понятными, словно богатая палитра для художника. Взаимосвязь между словом как раздражителем и моторными реакциями крепнет, открывая детям новые горизонты для самоисражения. Они начинают выражать свои ощущения через слова с всё большей глубиной, переходя от простых фраз к более содержательным высказываниям, что позволяет лучше осознавать суть своих эмоций и действий. Эти изменения в жизни ребёнка ярко свидетельствуют о его стремительном росте и развитии, вдохновляя окружающих на поддержку и поощрение.

Взаимосвязь физического воспитания и спортивного совершенствования создаёт уникальную платформу для расширения влияния речи и мышления на моторные функции. В школьный период активное включение преднеассоциативных областей мозга приводит к усложнению процессов преобразования в системе зрительного восприятия. Эти области играют ключевую роль в принятии решений, оценке значимости информации и формировании адекватных реакций, а также в развитии свободного выборочного восприятия. Значительные изменения в избирательном реагировании, учитывающие важность стимула, становятся особенно заметными в возрасте 10-11 лет. Эта возрастная категория выделяется равномерным развитием большинства элементов опорно-двигательного аппарата, хотя индивидуальные темпы роста различных его частей могут заметно отличаться. [5].

Начнем с понимания ключевых понятий. Анатомо-физиологические особенности отражают возрастные нюансы структуры и функционирования организма. Улучшение двигательных результатов достигается за счет повышения точности сенсомоторной координации и программирования моторных актов. Разные возрастные этапы демонстрируют различные темпы развития сенсомоторных функций, и, например, в возрасте 7-8 и 11-12 лет у мальчиков наблюдается заметный прогресс в точности моторных актов, таких как слежение и управление. В этот период улучшаются временные показатели простой реакционной активности, а также сокращается скрытый период для сложных реакций. Становится более эффективным и прогнозирование начала действий с 7 до 12 лет. Мануальная асимметрия в младшем школьном возрасте проявляется через нелинейную динамику, и с 6 до 10 лет можно говорить о высокой чувствительности сенсомоторных функций к тренировкам. Удивительно, но совпадение периодов высокой чувствительности и ускоренного развития функций можно заметить в регулировании временных параметров. Однако в кинестетической функции такие совпадения у детей 6-10 лет не фиксируются. Важно отметить, что существенных половозрастных различий в динамике развития пространственных параметров двигательных действий не наблюдается.

В ходе исследования координационных способностей было установлено, что каждая из них проявляется в своей уникальной манере, сочетая элементы общности и специфики. Особенно ярко проявляются интегративные функции в таких аспектах, как реакция и равновесие. Важно отметить, что связь между различными координационными навыками часто оказывается слабой, а в некоторых случаях и вовсе отсутствует. Значимые зависимости заметны лишь среди показателей, относящихся к реакциям и равновесию. Когда мы рассматриваем координационные способности у мальчиков и девочек в возрастной группе 11-12 лет, на горизонте выделяется динамическое равновесие, которое составляет 12,6% у мальчиков и 6,8% у девочек. Способности к комплексной реакции также выглядят различно: 7,8% у мальчиков и 6,2% у девочек, подчеркивая уникальные подходы к физической активности обоих полов. Девочки демонстрируют более высокие результаты в согласовании движений — 11,9% против 5,6% у мальчиков, что свидетельствует о различиях в развитии координации. Способность к ориентированию остается стабильной для обоих, составив 5,3%. Эти результаты акцентируют внимание на необходимости индивидуального подхода в обучении координационным навыкам с учетом гендерных особенностей в этом возрасте.

В исследовании, посвященном анализу физических способностей детей в возрасте 11-12 и 12-13 лет, были установлены интересные закономерности. Различия в показателях, отражающих способность дифференцировать временные и силовые характеристики, оказались статистически значимыми. Это подчеркивает необходимость акцентировать внимание на этих аспектах в учебном процессе. Однако показатели, касающиеся пространственных характеристик, не выявили существенных различий, что может говорить о стабильности этих навыков в данном возрастном диапазоне. Для мальчиков в возрасте 11-12 лет наблюдается более легкое овладение точностью воспроизведения пространственных характеристик по сравнению с точностью мышечных усилий. Это указывает на индивидуальные подходы к развитию координации и пространственного восприятия на этом этапе. С наступлением возраста 13 лет, в условиях увеличения нагрузки и изменения физического развития, точность по всем характеристикам начинает представлять одинаковую степень трудности, что свидетельствует о необходимости своевременной адаптации программ физического воспитания с учетом возрастных изменений и роста сложности выполняемых упражнений. (Ж. К. Холодов, 1975).

Исследования показывают, что у детей и подростков, систематически занимающихся спортом, наблюдается более гармоничное развитие физических качеств по сравнению с их сверстниками, которые ограничиваются лишь уроками физической культуры. Это различие говорит о значительном влиянии регулярных спортивных тренировок на уровень физической подготовки и здоровья. Особенно заметно это проявляется у детей в возрасте 12-14 лет, занимающихся спортом. Их показатели развития двигательной функции могут колебаться в диапазоне от 5% до 25%, что зависит от применения различных средств физического воспитания. Такой широкий диапазон изменений подчеркивает важность выбора адекватных методов и нагрузок в тренировочном процессе для достижения максимальных результатов. Результаты также подтверждают необходимость индивидуального подхода к каждому ребенку в зависимости от его физического состояния и уровня подготовки.

Многочисленные исследования авторов подтвердили, что у подростков, регулярно занимающихся спортом, показатели физического развития за три года увеличиваются в два раза быстрее, чем у сверстников, не вовлеченных в систематические спортивные тренировки. Наиболее выраженный рост физических качеств наблюдается в возрасте от 10 до 13 лет. Согласно данным В. П. Филина, когда учащиеся, помимо школьных занятий, активно занимаются в спортивных секциях, и их физическая активность составляет 1,5-2 часа в день, наблюдается заметно более выраженное развитие физических качеств. При анализе данного вопроса сделали вывод, что развитие различных физических качеств у девочек и мальчиков происходит с разной скоростью, с пиковым увеличением в период 10-13 лет.

Работа с подростками должна сосредоточиться на пробуждении интереса к физической активности, здоровому образу жизни, формированию нравственных ценностей и развитию самодоверия. На первый взгляд, понятия «анатомо-физиологических особенностей» и «физического развития» могут показаться схожими, однако второе понятие является более широким и специфичным для рассматриваемого вопроса. Более детально рассмотрим определение: «Физическое развитие» – это процесс становления, формирования и последующего изменения морфофункциональных свойств организма и основанных на них физических качеств и способностей на протяжении жизни индивидуума. Этот процесс выражается в изменениях трех групп показателей:

  1. Показатели конституции тела (длина и масса тела, осанка, объем и форма отдельных частей тела, показатель жироотложения и др.), которые в основном описывают биологические формы или морфологию человека.
  2. Критерии здоровья, показывающие морфологические и функциональные изменения в физиологических системах организма человека. Ключевую роль в показателе здоровья играют работа сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а также центральной нервной системы, органов пищеварения и выделения и др.
  3. Показатели роста физических качеств (силы, скоростных способностей, выносливости и др.) [11].

В опрос физического развития детей требует внимательного подхода к таким ключевым аспектам, как физические качества и методы физического воспитания. Программы дополнительного образования формируются на основании общих программ физического воспитания школьников с учётом их спортивных и общих интересов. Возраст 10-11 лет соответствует времени обучения в 3-4 классах общеобразовательных учреждений. Рекомендации по организации и методике тренировок для детей в этом возрасте включают следующие аспекты:

  1. В этом возрасте особенно важно развивать быстроту (частоту движений), гибкость и координацию, которые становятся основными физическими качествами для успешного прогресса.
  2. Основные методы, применяемые в тренировках: - Игровой — сочетание обучения с удовольствием. - Повторный — отработка навыков для закрепления. - Равномерный — последовательное и равномерное развитие физической формы. - Круговой — разнообразие, включая разные упражнения в одном занятии. - Соревновательный — формирование духа соревнования во время контрольных испытаний.
  3. Подвижные игры становятся основным инструментом занятий с детьми этого возраста. Для достижения лучших результатов в технической и физической подготовке юных спортсменов целесообразно применять комплексные упражнения, что обеспечивает целенаправленное и организованное проведение тренировок. [5].

Совершенствование быстроты у детей требует особого подхода и тщательной организации тренировочного процесса. Вот несколько важных аспектов, которые следует учитывать:

  1. Интенсивность выполнения упражнений - Упражнения на быстроту требуют высокой скорости движений и значительного нервного напряжения. Поэтому они должны занимать центральное место в основной части занятия.
  2. Оптимальные условия для тренировок - Лучше всего проводить данные упражнения после разминки, когда уровень активности центральной нервной системы (ЦНС) достиг максимума, что способствует легкому усвоению сложных двигательных навыков.
  3. Использование игровых вариантов - После отработки комплексов на быстроту можно внедрять игровые упражнения. Это поможет закрепить уже освоенные навыки и добавить элемент соревнования, что сделает процесс тренировки более увлекательным для детей.
  4. Главное внимание на координацию - При выполнении упражнений на быстроту важно акцентировать внимание на координации движений, что станет залогом успешного развития данного физического качества. Таким образом, правильный микс интенсивных упражнений и игровых моментов поможет детям не только развить быстроту, но и получать удовольствие от тренировочного процесса. [14].

Развитие силовых способностей у детей — важный компонент физической подготовки. Вот несколько ключевых моментов для организации тренировок:

  1. Оптимальное время для силовых упражнений - Лучше всего включать силовые упражнения во второй части занятия, когда функции дыхания и кровообращения уже находятся на высоком уровне и обеспечивают максимальную эффективность работы мышц.
  2. Комплексный подход - Силовые комплексы следует дополнять соответствующими играми и игровыми упражнениями, чтобы разнообразить тренировочный процесс и повысить мотивацию детей.
  3. Принципы прогрессии - Важно постепенно увеличивать нагрузку в силовых упражнениях, чтобы избежать травм и обеспечить последовательное развитие силы.
  4. Внимание к технике - Следите за правильной техникой выполнения упражнений, чтобы предотвратить возможность травм и научить детей основам безопасного обращения с весом. Такой подход позволит детям не только эффективно развивать силовые способности, но и получать радость от активных и игровых элементов, что способствует общему развитию и укреплению физического здоровья. [5, 12].

Использование вышеперечисленных средств, направленных на развитие быстроты (до 50% в основной части занятия), дает возможность достичь наиболее высокого уровня физической подготовленности [14].

Обучение физическим упражнениям — важный процесс для детей. Основные методические принципы обучения:

  1. Общие методические принципы - В обучении следует опираться на общие методические принципы, что позволяет создать систему, способствующую развитию двигательных навыков.
  2. Методы наглядности - Используйте методы обеспечения наглядности, такие как показы и демонстрации наглядных пособий, чтобы дети могли видеть и лучше понимать, как правильно выполнять упражнения.
  3. Игровой и соревновательный подход - Игровые и соревновательные методы делают процесс обучения более увлекательным и помогают детям включаться в занятие с большим интересом.
  4. Образцовый показ - Во время изучения основ различных видов физической активности показ должен быть образцовым и целостным. Это поможет детям легче запомнить и освоить движения.
  5. Простое объяснение - Объяснение должно быть простым и доступным, чтобы дети могли легко понять, что от них требуется. 6. Конкретные двигательные задачи - Устанавливайте детям конкретные двигательные задачи, используя наглядное объяснение, например, такие фразы как «поймать мяч», «догнать товарища», «совершить бросок в кольцо», «перепрыгнуть через препятствие». Это помогает детям сосредоточиться на достижении конкретной цели. Следуя этим принципам, обучение станет более эффективным и приятным для детей.

Список литературы

  1. Андриянова, Е.Ю. Спортивные технологии теории и методики спортивной тренировки в избранном виде спорта: легкая атлетика[Текст] / Е.Ю. Андриянова, А.А. Петров, Ж.В. Никулин, А.С. Максимов, Е.Н. Чернышева, В.К. Спирин, Е.А. Михайлова, В.Ю. Ершов // Великие Луки: ВГАФКиС, 2014. - 133 с.
  2. Архипова, Л.А. Методика преподавания физической культуры в начальной школе [Текст]: учебное пособие /Л.А. Архипова // Тюмень: Издательство Тюменский государственный университет, 2013. – 264 с.
  3. Бажанов, Б.Г. О возрастных биологических особенностях и физическом воспитании детей школьного возраста [Текст] / Б.Г. Бажанов. // Теория и практика физической культуры. - 1995. – № 11. – 22 - 31 с.
  4. Богданов, Г.П. Биологические особенности физического воспитания детей школьного возраста / Г.П.Богданов, Н.Е. Никулин // М.: Эксперт, 2015. – 159 с.
  5. Бородачева, С.Е. Легкая атлетика [Текст]: методические указания / С.Е. Борадачева, В.А. Мезенцева, А.Н. Бочкарев // Самара: РИЦ СГСХА, 2016. - 25 с.
  6. Волков, Л.В. Физическое воспитание учащихся [Текст]: Пособие для учителя / Л.В. Волков // Киев: Ряданская школа, 1988. – 144 с.
  7. Врублевкий, Е.П. Легкая атлетика. Основы знаний в вопросах и ответах [Текст] / Е.П.Врублевский // М.: Спорт, 2016. – 240 с.
  8. Гололобов, М. Ю. Проблемные вопросы в методике начальной физической подготовки юных ушуистов 7-9 лет // [Электронный ресурс]: - http://bmsi.ru/doc/d8ec5836-3921-4dd7-be93-109b30ba5616
  9. Горшенина, И. В.Техника легкоатлетического бега [Текст]: методические рекомендации для студентов, обучающихся по программам высшего профессионального образования по всем направлениям подготовки // Оренбург: ОГУ, 2013. – 237 с.
  10. Грецов, Г. В. Теория и методика обучения базовым видам спорта. Легкая атлетика [Текст]: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению подготовки "Физическая культура" / Г.В. Грецов, А.Б. Янковский // М.: Академия, 2013. – 288 с.
  11. Гридасова Е.Я., Мальцева Л. И., Аракелян Е.Е. Курс лекций по легкой атлетике для студентов РГУФКСМиТ, обучающихся по специальности 49.03.01 «Физическая культура» [Текст] // М.: ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ, 2016. - 92 с.
  12. Гридасова Е.Я., Мехрикадзе В.В. Место и содержание занятий по легкой атлетике в программах учебных заведений всех ступеней образования (Лекция) [Текст] // М.: ФГБОУ ВО РГУФКСМиТ, 2011. – 15 с.
  13. Гуровец, Г.В. Возрастная анатомия и физиология. Основы профилактики и коррекции нарушений в развитии детей [Текст]: учебник для вузов / В.И.Селиверстов, Г.В. Гуровец // М.: ВЛАДОС, 2013. – 433 с.
  14. Дугина В.В. Различные организационные формы учебно-тренировочных занятий с детьми 10-11 лет их влияние на воспитание физических качеств в типовой общеобразовательной школе [Текст] / авт. дисс… Дугина В.В. канд. Пед. Наук // Пенза, 2004. – 131 с.
  15. Егоров, Б.Б. Модернизация содержания и технологий преподавания учебного предмета «Физическая культура» в организациях начального и дошкольного образования в Российской Федерации [Текст] / Б.Б. Егоров // М.: Наука, 2013 – 16 с.
  16. Ереина, Л.Г. Легкая атлетика в образовательных учреждениях [Текст]: учебное пособие /Л.Г. Ереина, А.И. Зиятдинова, И.Х. Вахитов, И.Ю. Князева // Казань: Отечество, 2013. - 145 с. 
  17. Еремеев, А. М. Физическое воспитание младших школьников [Электронный ресурс]: - https://studfiles.net/preview/5246819/page:5/
  18. Ершов, В.Ю.Интегративный подход к обучению легкой атлетике [Текст]: учебно-методическое пособие / В.Ю. Ершов, Е.А. Михайлова // Великие Луки: ВЛАФКиС, 2013. – 111 с.
  19. Зуева, М.В. Возрастные особенности строения и функций организма человека в процессе занятий спортом [Текст] / М.В.Зуева // Южный федеральный университет (Ростов-на-Дону), 2001. - 226с.
  20. Карпушин, Б. А.Педагогика физической культуры [Текст]: учебник для образовательных учреждений высшего профессионального образования, осуществляющих образовательную деятельность по направлению 034300 (62) - Физическая культура / Б.А.Карпушин // М.: Советский спорт, 2013. – 299 с.
Автор: Матреничева Алина Алексеевна