Анализ современных подходов к преподаванию русского языка как иностранного

"Научный аспект №7-2024" - Филология и лингв.

УДК 8

Калапская Ирэна Сергеевна – магистр филологии, старший преподаватель Института образования и гуманитарных наук Балтийского федерального университета им. Иммануила Канта.

Аннотация: Статья посвящена анализу современных подходов к преподаванию русского языка как иностранного. В исследовании рассматриваются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются преподаватели РКИ, такие как ограниченное время обучения, разнородность языковой подготовки студентов и недостаток учебных материалов. Автор анализируют различные методические подходы, включая интерактивное обучение, компетентностный подход и использование цифровых технологий. Особое внимание уделяется развитию навыков аудирования и коммуникативной компетенции у иностранных студентов. На основе проведенного анализа делается вывод о том, что компетентностный подход является перспективным направлением в развитии преподавания РКИ, так как обучение является ориентированным на практические потребности студентов и способствует развитию не только языковых, но и межличностных и культурных компетенций.

Ключевые слова: русский язык как иностранный, методика преподавания, компетентностный подход, интерактивное обучение, аудирование.

Глобальные изменения в образовательной сфере, в том числе переход к новым образовательным стандартам и парадигмам, требуют постоянного совершенствования методик обучения, особенно в контексте подготовки иностранных специалистов. В частности, довузовская подготовка иностранных учащихся в российских вузах сталкивается с рядом специфических задач. Одним из ключевых факторов, влияющих на эффективность обучения русскому языку иностранных учащихся, является позднее начало занятий [2]. Данное обстоятельство обуславливает необходимость оптимизации учебного плана и поиска наиболее эффективных методик. Кроме того, учет национальных особенностей обучаемых, их родного языка и возраста является важнейшим аспектом при планировании учебного процесса. Недостаток учебных материалов и технических средств также затрудняет процесс обучения.

Для обеспечения успешного овладения русским языком иностранными учащимися необходимо акцентировать внимание на развитии навыков аудирования. Способность понимать устную речь является основополагающей для успешной адаптации в новой языковой среде и дальнейшего обучения.

В целом, современные реалии требуют постоянного поиска новых подходов к преподаванию русского языка как иностранного, которые бы обеспечивали высокую эффективность обучения при ограниченных ресурсах. При этом необходимо учитывать индивидуальные особенности обучаемых и специфику образовательной среды.

Н.В. Баграмова, А.В. Васильева, исследуют проблему организации эффективного обучения русскому языку как иностранному (РКИ) на краткосрочных курсах. Она акцентирует внимание на важности формирования коммуникативной компетенции у иностранных студентов и роли интерактивного обучения в достижении данной цели [1].

Основные результаты исследования Н.В. Баграмовой, А.В. Васильева состоят в том, интерактивный урок состоит из трех блоков: мотивационно-вводный, деятельностный и результативный. Каждый блок содержит набор интерактивных упражнений, направленных на развитие определенных речевых навыков. Интерактивные задания способствуют формированию коммуникативной компетенции, развитию языковых и социокультурных знаний. Система интерактивных упражнений помогает организовать учебный процесс таким образом, чтобы студенты активно участвовали в процессе обучения и развивали свои коммуникативные навыки.

Н.В. Баграмова, А.В. Васильева внесли вклад в развитие теории и практики преподавания РКИ, предлагая конкретную модель организации интерактивного урока и систему интерактивных упражнений. Авторы акцентируют внимание на важности создания благоприятной психологической атмосферы и мотивации студентов к активному участию в учебном процессе.

Н. И. Власенко, И. А. Толмачева посвятили исследование проблеме овладения навыками аудирования студентами, изучающими русский язык как иностранный. Авторы подчеркивают важность аудирования как активного процесса восприятия и понимания устной речи [4]. Авторы провели анализ существующих исследований по проблеме обучения аудированию и определили основные трудности, с которыми сталкиваются студенты. Также они предложили систему упражнений для развития навыков аудирования.

Одной из главных трудностей для иностранных студентов является фонетическая структура русского языка, отличающаяся от языков студентов. Авторы выделяют три группы трудностей при аудировании: связанные с условиями восприятия, с восприятием языковой формы и с восприятием содержания звучащей речи. Для развития навыков аудирования необходимо использовать сочетание языковых и речевых упражнений. Аудиотексты должны быть адаптированы к уровню подготовки студентов и постепенно усложняться.

Исследование подчеркивает важность учета конкретных потребностей учащихся при обучении навыкам аудирования. Внедряя целевые стратегии для преодоления выявленных проблем, преподаватели могут повысить уровень аудирования учащихся на русском языке.

З.А. Стамболева предложила внедрение компетентностного подхода в обучение русскому языку как иностранному (РКИ) будущих гидов-переводчиков в греческих университетах [3]. Основной фокус исследования направлен на трансформацию образовательного процесса с целью формирования у студентов не только языковых знаний, но и комплексных коммуникативных компетенций, необходимых для успешной профессиональной деятельности в сфере туризма.

Вместо традиционного фокуса на грамматических правилах и лексике, компетентностный подход ставит целью развитие у студентов способности эффективно общаться на русском языке в различных профессиональных ситуациях.

Преподаватель перестает быть основным источником информации, а становится скорее фасилитатором, помогающим студентам самостоятельно осваивать язык и развивать свои навыки. Студенты же становятся активными участниками учебного процесса, принимающими непосредственное участие в создании учебной среды. Учебные материалы дополняются заданиями, направленными на развитие не только языковых, но и межличностных, культурных и когнитивных компетенций.

З.А. Стамболева подчеркивает важность использования разнообразных интерактивных методов, таких как дискуссии, ролевые игры, проектная работа, для создания динамичной и эффективной учебной среды. Также предлагает использовать активные формы и методы обучения, такие как проекты, кейсы, которые способствуют развитию коммуникативных навыков и самостоятельности студентов.

Считаем, что компетентностный подход поможет сделать обучение РКИ ориентированным на практические потребности будущих профессионалов. Развитие коммуникативной компетенции охватывает не только владение языком, но и умение взаимодействовать с представителями другой культуры, решать коммуникативные задачи в различных ситуациях. Активное участие студентов в учебном процессе способствует глубокому усвоению материала и повышению мотивации к обучению.

Исследования, представленные в обзоре, единодушно указывают на необходимость трансформации традиционных методов преподавания русского языка как иностранного (РКИ) в сторону коммуникативно-ориентированного и интерактивного подхода.

Все авторы подчеркивают важность развития не только языковых навыков, но и способности эффективно общаться в различных ситуациях. Интерактивные упражнения, дискуссии, ролевые игры, проекты – все эти методы способствуют активному участию студентов в учебном процессе и повышают эффективность обучения.

Студент перестает быть пассивным слушателем, а становится активным участником процесса обучения, что способствует лучшему усвоению материала.

Важно не только овладеть языком, но и понимать культурные особенности русскоязычных стран. Необходимо учитывать индивидуальные особенности и потребности каждого студента.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что компетентностный подход является перспективным направлением в развитии преподавания РКИ. Фокус смещается с грамматических правил на реальные коммуникативные задачи. Активное участие и достижение конкретных целей делают процесс обучения интересным. Обучение строится таким образом, чтобы подготовить студентов к успешной работе в сфере, где им потребуется использовать русский язык. Интерактивные методы способствуют созданию дружеской атмосферы и сотрудничеству между студентами и преподавателем.

Однако, для успешной реализации компетентностного подхода необходимо решить ряд проблем:

  • Необходимо создать учебные материалы, которые будут соответствовать требованиям компетентностного подхода и отражать современные реалии.
  • Преподаватели должны быть готовы к использованию новых методов и приемов обучения.
  • Для реализации интерактивных методов обучения необходимо соответствующее техническое оснащение и организация учебного пространства.

Знакомство с русской культурой, литературой, кино способствует повышению интереса к изучению русского языка. Обмен студентами и преподавателями расширит международное сотрудничество в области преподавания РКИ. Онлайн-платформы, мобильные приложения и другие цифровые инструменты могут значительно разнообразить учебный процесс.

В заключение отметим, что развитие РКИ – является сложным и многогранным процессом, требующий комплексного подхода.

Список литературы

  1. Баграмова, Н. В. Interactive Lesson as a Macro-Unit of Teaching Russian as a Foreign Language in Short-Term Courses / Н. В. Баграмова, А. В. Васильева. – Текст : непосредственный // Филологический класс. – 2020. – Т. 25, № 1. – С. 173–183. – DOI: 10.26170/FK20-01-17.
  2. Кукса, П. В. Аудирование как цель и средство обучения русскому языку как иностранному / П. В. Кукса // Русская филология и национальная культура. – 2023. – № 3 (8). – С. 40-50. – DOI37724/m7355-4090-8158-i. – EDN UBOUDL.
  3. Stamboleva, Z. A. Competency-based approach in work-related Russian as a foreign language teaching / Z. A. Stamboleva // Гуманитаризация инженерного образования: методологические основы и практика : материалы Международной научно-практической конференции, Тюмень, 28-29 мая 2020 года. – Тюмень: Тюменский индустриальный университет, 2020. – P. 103-107. – EDN FKBBTQ.
  4. Vlasenko, N. I. Mastering of listening skills (based on teaching Russian as a foreign language) / N. I. Vlasenko, I. A. Tolmacheva // Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики иностранного языка делового и профессионального общения: Сборник материалов IX Международной научной конференции. В 2-х частях, Москва, 24-25 сентября 2020 года. Vol. Часть I. – Москва: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2020. – P. 307-309. – EDN MJWGDH.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Калапская Ирэна Сергеевна