Специфика интеграции коммуникативных стратегий и стилей в медиатексте

"Научный аспект №7-2024" - Филология и лингв.

УДК 070; 811.161.1

Цатыньян Карина Владиславовна – старший преподаватель кафедры русского, латинского языков и медиакоммуникаций Донецкого государственного медицинского университета имени М. Горького Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация. В статье рассматривается специфика интеграции коммуникативных стратегий и стилей в медиатексте, что является важным аспектом в создании качественных и информативных медиатекстов, позволяет создавать более полные и многослойные тексты, которые учитывают разнообразие точек зрения и контекстов. Автор обращает внимание на основные элементы интеграции коммуникативных стратегий и стилей, в числе которых: контекстуализация, социальный контекст, исторический контекст, междисциплинарный подход, академический дискурс, практический дискурс, многоуровневое повествование, макроуровень, микроуровень, диалогичность, взаимодействие различных голосов, полифония, стилистическое разнообразие, формальный стиль, неформальный стиль, медиаформаты, текст, визуальные материалы, аудиовизуальные материалы и т. д. Исследователь приходит к одному из выводов: кооперация дискурсов в создании и цитировании медиатекстов позволяет создавать комплексные и информативные материалы, которые учитывают многообразие контекстов и мнений. Это способствует более глубокому пониманию рассматриваемых тем и повышает качество и достоверность представляемой информации.

Ключевые слова: филология, русский язык, языкознание, русистика, историография, коммуникация, журналистика, медиа, медиалингвитистика, печать, СМИ, искусственный интеллект, медиаэкономика, медиаправо, философия.

Одна из парадигм медиакоммуникаций и журналистики подразумевает кооперацию различных дискурсов в процессе создания и цитирования медиатекстов [1, с. 15], что подразумевает интеграцию множества коммуникативных стратегий и стилей из различных сфер и областей знаний, а также является важным аспектом в создании качественных и информативных медиатекстов, позволяет создавать более полные и многослойные тексты, которые учитывают разнообразие точек зрения и контекстов [2, с. 64].

Основные элементы интеграции коммуникативных стратегий и стилей: контекстуализация, социальный контекст, исторический контекст, междисциплинарный подход, академический дискурс, практический дискурс, многоуровневое повествование, макроуровень, микроуровень, диалогичность, взаимодействие различных голосов, полифония, стилистическое разнообразие, формальный стиль, неформальный стиль, медиаформаты, текст, визуальные материалы, аудиовизуальные материалы и т. д. [3, с. 32]

Контекстуализация

Социальный контекст – включение аспектов, связанных с культурой, политикой, экономикой и общественными настроениями [4, с. 41].

Исторический контекст – применение исторической перспективы для более глубокого понимания текущих событий и тенденций [5, с. 12].

Междисциплинарный подход

Академический дискурс – использование научной терминологии и методологий из различных дисциплин (например, социология, экономика, биология) для обоснования аргументов [6, с. 68].

Практический дискурс – включение практических примеров и кейсов для иллюстрации теоретических концепций [7, с. 45].

Многоуровневое повествование

Макроуровень – общая структура и основные темы текста [8, с. 106].

Микроуровень – детализированные элементы, такие как анекдоты, примеры, цитаты и статистика [9, с. 27].

Диалогичность

Взаимодействие различных голосов – интеграция цитат, мнений и данных из различных источников для создания диалога между ними [10, с. 18].

Полифония – включение множественных точек зрения для создания многогранного восприятия темы [11, с. 12].

Стилистическое разнообразие

Формальный стиль – использование строгих и официальных формулировок для академических или научных текстов [12, с. 77].

Неформальный стиль – применение более доступного и разговорного языка для широкой аудитории [13, с. 88].

Медиаформаты

Текст – статьи, эссе, отчёты.

Визуальные материалы – инфографика, диаграммы, фотографии [14, с. 50].

Аудиовизуальные материалы – видеоролики, подкасты, документальные фильмы [15, с. 19].

Этот процесс важен для создания насыщенных, многослойных медиатекстов, которые учитывают разнообразие мнений и контекстов [16, с. 36].

Основные аспекты кооперации дискурсов: междисциплинарный подход, диалог различных точек зрения, цитирование и референсы.

Междисциплинарный подход – предполагает включение знаний и терминологии из разных дисциплин, что позволяет создавать более информативные и полные тексты. Например, при написании статьи на медицинскую тему можно интегрировать экономические и социальные аспекты для более глубокого анализа [17, с. 32].

Диалог различных точек зрения – учёт и интеграция различных мнений и точек зрения способствует более сбалансированному и объективному представлению информации, что особенно важно при освещении спорных или многогранных тем.

Цитирование и референсы – правильное цитирование источников из разных дискурсов (научных статей, СМИ, блогов и т. д.) помогает не только избежать плагиата, но и демонстрирует широту и глубину исследования.

Примеры кооперации дискурсов

Научная статья – включение экономических и социологических данных в медицинское исследование для оценки влияния эпидемии на экономику и общественное здоровье.

Медиаконтент – статья или документальный фильм о климатических изменениях, использующий данные из экологических исследований, политические мнения и статистику.

Литературное произведение – роман, который включает исторические факты, культурные особенности и современные социальные вопросы для создания более богатого и достоверного повествования.

Стратегии цитирования: разнообразие источников, прозрачность и точность, стили цитирования и т. д.

Разнообразие источников – использование различных типов источников (книги, статьи, интервью, онлайн ресурсы) для подтверждения фактов и аргументов.

Прозрачность и точность – точное указание авторства и контекста цитат помогает читателям оценить достоверность информации и найти оригинальные источники для дальнейшего изучения.

Стили цитирования – соблюдение принятых стилей цитирования для обеспечения единообразия и профессионализма в тексте.

Кооперация дискурсов в создании и цитировании медиатекстов позволяет создавать комплексные и информативные материалы, которые учитывают многообразие контекстов и мнений. Это способствует более глубокому пониманию рассматриваемых тем и повышает качество и достоверность представляемой информации.

На данный феномен обращает внимание А. А. Хабаров. По мнению исследователя, в данном аспекте происходит отсылка к «дискурсивной памяти», чему способствуют смысловые коды, зашифрованные в прецедентных текстах.

Список литературы

  1. Актуализация лингвомедийного аспекта исследования прямого телевизионного включения / С. В. Карпий, Г. А. Игнатенко, Т. И. Заворотнева, Е. А. Кононова // Проектирование. Опыт. Результат. – 2021. – № 2. – С. 15-17.
  2. Речевое воздействие отдельных типов репортажа / Т. И. Заворотнева, Г. А. Игнатенко, Е. А. Кононова, А. В. Якобчук // Педагогика. Психология. Филология. Культура: на пути к совершенствованию : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 13 марта 2023 года. – Ростов-на-Дону: Профпресслит, 2023. – С. 63-66.
  3. Карпий, С. В. Вещание как сфера функционирования медиалингвистики / С. В. Карпий, Г. А. Игнатенко // Мировые исследования в области естественных и технических наук : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 30 апреля 2023 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольское издательство "Параграф", 2023. – С. 31-33.
  4. Аудиовизуальный язык прямого телевизионного включения в рыночной экономике СМИ / Л. Е. Шокотько, О. В. Подолина, Е. А. Кононова [и др.] // Социально-экономические, политико-правовые парадигмы современности : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17 июля 2023 года / . – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 40-43.
  5. Роль прямого телевизионного включения в журналистике и медиалингвистике / Г. А. Игнатенко, Т. И. Заворотнева, Е. А. Кононова [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые, философские ориентиры : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 16 марта 2023 года. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 12-14.
  6. Карпий, С. В. Типы и язык социальной коммуникации в телемедиа (на примере прямого репортажа) / С. В. Карпий, Г. А. Игнатенко, Т. И. Заворотнева // Педагогика. Психология. Филология. Культура: на пути к совершенствованию : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 13 марта 2023 года. – Ростов-на-Дону: Профпресслит, 2023. – С. 67-69.
  7. Язык прямого включения как инструмент медиаэкономики / Л. Г. Элизбарашвили, Т. И. Парамонова, Ю. В. Шакович [и др.] // Социально-экономические, политико-правовые парадигмы современности : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17 июля 2023 года / . – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 44-47.
  8. Карпий, С. В. Формирование медиасистемы ДНР в условиях цифровизации / С. В. Карпий, Г. А. Игнатенко // Научные дискуссии в эпоху цифровизации: теории и практики : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 20 апреля 2024 года. – Краснодар: Издательский дом "Наука и инновации", 2024. – С. 105-107.
  9. Языковая личность журналиста коммерческого телеканала / Т. И. Заворотнева, Е. А. Косенкова-Дудник, А. В. Якобчук [и др.] // Социально-экономические, политико-правовые парадигмы современности : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17 июля 2023 года / . – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 26-28.
  10. Свойства функций прямого включения / Л. Е. Шокотько, О. В. Подолина, Е. А. Кононова [и др.] // Психология. Педагогика. Филология: актуальные проблемы теории и практики : материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 12 июля 2023 года. – Ростов-на-Дону: Профлист, 2023. – С. 17-20.
  11. Заворотнева, Т. И. Историография иследования прямого включения / Т. И. Заворотнева, Г. А. Игнатенко // Lingua-Universum. – 2021. – № 2. – С. 12-14.
  12. Прямое включение как продукт речевой и мыслительной деятельности в медиаэкономике / Н. В. Мишина, К. В. Цатыньян, Д. В. Шевченко [и др.] // Научные достижения и разработки современности: проблемы, пути совершенствования : материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25 августа 2023 года / Автономная некоммерческая организация «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» (АНО «НИИ ДПО»). – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Манускрипт", 2023. – С. 76-79.
  13. Реализация комплекса юридических норм в прямом включении / Л. Г. Элизбарашвили, Т. И. Парамонова, Ю. В. Шакович [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые и философские исследования : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 августа 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Рукопись", 2023. – С. 87-90.
  14. Прямое включение в аспекте стандартов и норм медиаправа / Т. И. Заворотнева, Е. А. Косенкова-Дудник, А. В. Якобчук [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые и философские исследования : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 августа 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Рукопись", 2023. – С. 49-52.
  15. Архитектоника прямоэфирных видов репортажа: история вопроса / Л. Е. Шокотько, О. В. Подолина, Е. А. Кононова [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые и философские исследования : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 августа 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Рукопись", 2023. – С. 17-20.
  16. Способы подачи информации в отдельных видах репортажа / Л. Г. Элизбарашвили, Т. И. Парамонова, Ю. В. Шакович [и др.] // Психолого-педагогические, лингвокультурологические парадигмы современности : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 11 августа 2023 года. – Краснодар: ПРОФНАУКА, 2023. – С. 35-39.
  17. Приёмы визуализации в прямом включении и следствие их развития / К. В. Цатыньян, Д. В. Шевченко, Т. И. Заворотнева [и др.] // Психолого-педагогические, лингвокультурологические парадигмы современности : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 11 августа 2023 года. – Краснодар: ПРОФНАУКА, 2023. – С. 31-34.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Цатыньян Карина Владиславовна