Медиатексты как система отображения языковых и духовных ценностей

"Научный аспект №7-2024" - Филология и лингв.

УДК 070; 811.161.1

Элизбарашвили Лали Георгиевна – старший преподаватель кафедры русского, латинского языков и медиакоммуникаций Донецкого государственного медицинского университета имени М. Горького Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Аннотация. В статье рассматриваются медиатексты в качестве системы отображения языковых и духовных ценностей. Автор обращает внимание на то, что они представляют собой комплексное отражение культуры, идеологии, общественных отношений и личностной самосознательности. По мнению исследователя, медиатексты могут быть разнообразными: это могут быть тексты в печатной или электронной форме, видеоролики, аудиозаписи, графические изображения и т. д. Медиатексты являются важным инструментом для формирования общественного мнения, передачи информации, воспитания и образования. Они могут влиять на наши взгляды, убеждения, эмоции и поведение. В статье делается вывод о том, что изучение и анализ медиатекстов позволяет понять, как формируются общественные ценности, какой эффект они оказывают на общество и человека, в частности.

Ключевые слова: филология, русский язык, языкознание, русистика, историография, коммуникация, журналистика, медиа, медиалингвитистика, печать, СМИ, искусственный интеллект, медиаэкономика, медиаправо, философия.

Мультимедийное пространство используется в качестве платформы для подготовки и ведения гражданской войны киевского режима против Донбасса [1, с. 17], причём, как заметила С. Г. Шулежкова, она реализуется посредством тех же методов, которые на оккупированных советских территориях в своё время применяли пропагандисты фашисткой Германии.

Говоря о лексико-грамматической специфике языкознания на современном этапе развития медиасистемы ДНР, А. Н. Осипова обращает внимание на интенсификацию исследований в области медиалингвистики. Это, объясняет И. В. Ерофеева, связано с тем, что отечественные медиатексты являются отображением ментальной сущности, общества с его системой языковых и духовных ценностей.

Они представляют собой комплексное отражение культуры, идеологии, общественных отношений и личностной самосознательности [2, с. 64]. Медиатексты могут быть разнообразными: это могут быть тексты в печатной или электронной форме, видеоролики, аудиозаписи, графические изображения и т. д. [3, с. 32]

Медиатексты являются важным инструментом для формирования общественного мнения, передачи информации, воспитания и образования [4, с. 41]. Они могут влиять на наши взгляды, убеждения, эмоции и поведение.

Изучение и анализ медиатекстов позволяет понять, как формируются общественные ценности, какой эффект они оказывают на общество и человека, в частности [5, с. 14]. Таким образом, медиатексты играют важную роль в современном мире и являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Лексико-грамматическая специфика языкознания охватывает ряд аспектов, связанных с изучением и описанием языка на уровне слов и их грамматических свойств [6, с. 68]. Основные компоненты этой специфики: лексическая специфика (словарный состав, семантика, лексикография, этимология), грамматическая специфика (морфология, синтаксис, морфосинтаксис, грамматические категории), специфические аспекты языкознания (лексико-грамматические парадигмы, фразеология, корпусная лингвистика, прагматика), лексико-грамматическая специфика (семантические поля, деривация, конкорданс) [7, с. 45].

Лексическая специфика

Словарный состав – включает изучение лексического запаса языка, который состоит из всех слов, используемых его носителями (включает как общеупотребительные слова, так и специализированные термины) [8, с. 106].

Семантика – исследование значений слов и их изменений, что включает в себя полисемию (многозначность слов), омонимию (одинаковые по форме, но разные по значению слова) и синонимию (разные слова с похожим значением) [9, с. 27].

Лексикография – наука о составлении словарей, включающая описание слов и их значений, примеров использования и грамматических характеристик [10, с. 18].

Этимология – изучение происхождения слов и их исторических изменений [11, с. 12].

Грамматическая специфика

Морфология – исследует структуру слов и правила их образования (включает изучение корней, аффиксов, префиксов, суффиксов, флексий и других морфем) [12, с. 77].

Синтаксис – изучает правила и принципы построения предложений (включает исследование порядка слов, согласования, управления и других синтаксических отношений) [13, с. 88].

Морфосинтаксис – взаимодействие морфологических и синтаксических процессов, например, как изменение формы слова влияет на его синтаксическую функцию в предложении [14, с. 49].

Грамматические категории – включают род, число, падеж, время, наклонение и другие категории, которые выражаются морфологически или синтаксически [15, с. 19].

Специфические аспекты языкознания

Лексико-грамматические парадигмы – изучение систематических отношений между словами и их грамматическими формами. Например, парадигма спряжения глагола или склонения существительного [16, с. 36].

Фразеология – изучение устойчивых выражений, идиом и фразеологизмов, которые имеют особое значение, отличающееся от значений их составляющих слов [17, с. 31].

Корпусная лингвистика – использование электронных текстовых корпусов для анализа частотности и контекстов использования слов и грамматических структур.

Прагматика – изучение того, как контекст и ситуация использования влияют на значение и интерпретацию высказываний.

Примеры лексико-грамматической специфики

Семантические поля – группы слов, связанных общим значением, например, слова, связанные с понятием «время» (час, минута, секунда).

Деривация – процесс образования новых слов путём добавления аффиксов (дериваторов) к основе, например, образование слова "читатель" от глагола "читать".

Конкорданс – списки всех употреблений определенного слова или фразы в тексте или корпусе, часто используемые для анализа частотности и контекстов.

Лексико-грамматическая специфика языкознания в аспекте медиалингвистики предоставляет глубокое понимание того, как слова и их грамматические свойства функционируют в языке, что позволяет исследовать и описывать язык в его различных аспектах, от значения и структуры слов до их роли в предложениях и медиатекстах.

Подход медиалингвистики в языкознании уделяет особое внимание рассмотрению языка в контексте его использования в средствах массовой информации, таких как телевидение, радио, Интернет и пресса. Исследования в этой области помогают понять, как язык и его элементы взаимодействуют с аудиторией, каким образом меняются тексты и их структура в зависимости от коммуникативных целей и аудитории.

Лексико-грамматическая специфика языкознания в контексте медиалингвистики отражает важность анализа языковых единиц не только по отдельности, но и в их взаимодействии с другими элементами языка и контекстом их использования. Такой подход позволяет более полно и всесторонне изучать язык в его социокультурном и коммуникативном аспектах.

Список литературы

  1. Актуализация лингвомедийного аспекта исследования прямого телевизионного включения / С.В. Карпий, Г.А. Игнатенко, Т.И. Заворотнева, Е.А. Кононова // Проектирование. Опыт. Результат. – 2021. – № 2. – С. 15-17.
  2. Речевое воздействие отдельных типов репортажа / Т.И. Заворотнева, Г.А. Игнатенко, Е.А. Кононова, А.В. Якобчук // Педагогика. Психология. Филология. Культура: на пути к совершенствованию : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 13 марта 2023 года. – Ростов-на-Дону: Профпресслит, 2023. – С. 63-66.
  3. Карпий, С.В. Вещание как сфера функционирования медиалингвистики / С.В. Карпий, Г.А. Игнатенко // Мировые исследования в области естественных и технических наук : Материалы VI Международной научно-практической конференции, Ставрополь, 30 апреля 2023 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "Ставропольское издательство "Параграф", 2023. – С. 31-33.
  4. Аудиовизуальный язык прямого телевизионного включения в рыночной экономике СМИ / Л.Е. Шокотько, О.В. Подолина, Е.А. Кононова [и др.] // Социально-экономические, политико-правовые парадигмы современности : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17 июля 2023 года / . – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 40-43.
  5. Роль прямого телевизионного включения в журналистике и медиалингвистике / Г. А. Игнатенко, Т. И. Заворотнева, Е. А. Кононова [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые, философские ориентиры : Материалы IV Всероссийской научно-практической конференции, Рязань, 16 марта 2023 года. – Рязань: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 12-14.
  6. Карпий, С.В. Типы и язык социальной коммуникации в телемедиа (на примере прямого репортажа) / С.В. Карпий, Г.А. Игнатенко, Т.И. Заворотнева // Педагогика. Психология. Филология. Культура: на пути к совершенствованию : Материалы III Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 13 марта 2023 года. – Ростов-на-Дону: Профпресслит, 2023. – С. 67-69.
  7. Язык прямого включения как инструмент медиаэкономики / Л.Г. Элизбарашвили, Т.И. Парамонова, Ю.В. Шакович [и др.] // Социально-экономические, политико-правовые парадигмы современности : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17 июля 2023 года / . – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 44-47.
  8. Карпий, С.В. Формирование медиасистемы ДНР в условиях цифровизации / С.В. Карпий, Г.А. Игнатенко // Научные дискуссии в эпоху цифровизации: теории и практики : Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 20 апреля 2024 года. – Краснодар: Издательский дом "Наука и инновации", 2024. – С. 105-107.
  9. Языковая личность журналиста коммерческого телеканала / Т.И. Заворотнева, Е.А. Косенкова-Дудник, А.В. Якобчук [и др.] // Социально-экономические, политико-правовые парадигмы современности : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 17 июля 2023 года / . – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Концепция", 2023. – С. 26-28.
  10. Свойства функций прямого включения / Л. Е. Шокотько, О. В. Подолина, Е. А. Кононова [и др.] // Психология. Педагогика. Филология: актуальные проблемы теории и практики : материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 12 июля 2023 года. – Ростов-на-Дону: Профлист, 2023. – С. 17-20.
  11. Заворотнева, Т.И. Историография иследования прямого включения / Т. И. Заворотнева, Г.А. Игнатенко // Lingua-Universum. – 2021. – № 2. – С. 12-14.
  12. Прямое включение как продукт речевой и мыслительной деятельности в медиаэкономике / Н.В. Мишина, К.В. Цатыньян, Д.В. Шевченко [и др.] // Научные достижения и разработки современности: проблемы, пути совершенствования : материалы XIX Всероссийской научно-практической конференции, Ростов-на-Дону, 25 августа 2023 года / Автономная некоммерческая организация «Национальный исследовательский институт дополнительного профессионального образования» (АНО «НИИ ДПО»). – Ростов-на-Дону: Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "Манускрипт", 2023. – С. 76-79.
  13. Реализация комплекса юридических норм в прямом включении / Л.Г. Элизбарашвили, Т.И. Парамонова, Ю.В. Шакович [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые и философские исследования : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 августа 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Рукопись", 2023. – С. 87-90.
  14. Прямое включение в аспекте стандартов и норм медиаправа / Т.И. Заворотнева, Е.А. Косенкова-Дудник, А.В. Якобчук [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые и философские исследования : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 августа 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Рукопись", 2023. – С. 49-52.
  15. Архитектоника прямоэфирных видов репортажа: история вопроса / Л.Е. Шокотько, О.В. Подолина, Е.А. Кононова [и др.] // Социально-экономические, историко-правовые и философские исследования : Материалы XVIII Всероссийской научно-практической конференции, Москва, 18 августа 2023 года. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Рукопись", 2023. – С. 17-20.
  16. Способы подачи информации в отдельных видах репортажа / Л.Г. Элизбарашвили, Т.И. Парамонова, Ю.В. Шакович [и др.] // Психолого-педагогические, лингвокультурологические парадигмы современности : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 11 августа 2023 года. – Краснодар: Профнаука, 2023. – С. 35-39.
  17. Приёмы визуализации в прямом включении и следствие их развития / К.В. Цатыньян, Д.В. Шевченко, Т.И. Заворотнева [и др.] // Психолого-педагогические, лингвокультурологические парадигмы современности : Материалы XVII Всероссийской научно-практической конференции, Краснодар, 11 августа 2023 года. – Краснодар: Профнаука, 2023. – С. 31-34.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Элизбарашвили Лали Георгиевна