Новаторская проза В.В. Розанова: дискурсивные черты метамодернизма

"Научный аспект №7-2024" - Филология и лингв.

УДК 821.161.1

Рыбакова Татьяна Васильевна – аспирант Марийского государственного университета.

Аннотация: В статье исследуются хронологические рамки периодов модерна, постмодерна и метамодерна, сущность и дифференциация данных понятий, такие дискурсивные черты «метамодерна» как «поток сознания», обращение к интертексту, чувственность, супергибидность, аффект, постирония, реконструкция, аутентичность, перформатизм на основе авторского дискурса модерниста В.В. Розанова, творчество которого явилось отправной точкой их экспликации в произведениях современных авторов-метамодернистов.

Ключевые слова: В.В. Розанов, новаторская проза, дискурс, модернизм, постмодернизм, метамодернизм, интертекстуальность, чувственность, супергибридность, автофикшен, аффект.

В прозе «потока сознания» «Уединенное», «Опавшие листья», «Сахарна», «Мимолетное», «Последние листья», «Апокалипсис нашего времени» В.В. Розанов отразил главные тенденции XIX-XX веков: застои в обществе, политике, промышленности, науке, в духовной и иных сферах, которые влекли за собой переосмысление и разрыв традиционных шаблонов). Данный период характеризовался и дали начало творческим поискам в философии, искусстве и, конечно, литературе и получил название феномен «модернизма» или «постмодернизма».

И.П. Ильин в словаре «Постмодернизм. Словарь терминов» указывает, что «прежде всего постмодернизм выступает как характеристика определенного менталитета, специфического способа мировосприятия, мироощущения и оценки как познавательных возможностей человека, так и его места, роли в окружающем мире» [4, с. 206].

Феномены «модернизм» и «постмодернизм» имеют размытые хронологические рамки. Проблема возникает и при определении их понятий, так как ученые имеют различные точки зрения на этот счет. Брайнин-Пассек В. объясняет это так: «в прошлом обе культурные парадигмы сосуществовали во времени, граница между ними была социальной, при этом «постмодернистская» парадигма соответственно своей социальной маргинальности играла и культурно маргинальную роль. Вторая парадигма практически вытеснила первую» [1, с. 7]. Он отмечает современную проблему «кризиса восприятия», связывая ее с большим потоком информации и скоростью ее распространения. «В конце концов, – заключает философ, – постмодерн – это не чей-то злой умысел, но всего лишь честная реакция homoconsumens на цинизм современной истории и нехватку времени для культурной ориентации» [1, с. 9].

Мы не можем не согласиться с мнением Ильина И.П. о том, что «постмодерн возник под воздействием определенного «эпистемологического разрыва» с мировоззренческими концепциями, традиционно характеризуемыми как модернистские» [4, с. 208].

Интеграция различных стилей и использование постмодернистких принципов (таких, как авторская маска, интертекстуальность, театральность, хаос, шоу, авторское «я», имплицитный автор, имплицитный читатель, языковая игра и пр.) в рамках одного художественного текста стало основой метода отражения авторов их мироощущения с целью привлечения внимания читателя.

XXI век современные исследователи называют периодом «метамодернизма», который «стоит на плечах постмодернизма и постпостмодернизма (прим. – модернизм)» [7, с. 13]. Концепция метамодернизма зародилась на рубеже XX-XXI вв., основоположниками которой стали ван ден Аккер и Вермюлен, которые считают, что «префикс «мета» означает три модуса: эпистемологически метамодернизм располагается «наряду» с (пост)модернизмом, то есть деятели искусства заимствуют различные элементы культуры из (пост)модерна; онтологически «между» постмодернизмом и модернизмом, означающий «маятник», раскачивающийся между модернизмом, постмодернизмом и метамодернизмом; исторически «после» (пост)модернизма», предполагая, что метамодернизм хронологически приходит на смену (пост)модернизму [7, с. 15]. Метамодерн позиционируется «наряду» и «между» колеблясь между приемами постмодернизма и постпостмодернизма (примеч. модернизма) (ни сводя его ни к тому, ни к другому). Деятели эпохи метамодерна прибегают нередко к стратегиям, схожими с теми, которыми пользовались их предшественники периода (пост)модерна, в манере, позволяющей им в беспорядке перемешивать стили прошлого, вольно обращаться с былыми приемами и в шутку брать на вооружение условности прошлого, придавая им импульс в новом направлении и двигая к новому. С точки зрения же «после» метамодернизм привязан к периоду после (пост)модернизма, в том смысле, что он сначала из него развился, а потом сместил, при чем аналогично (пост)модернизму предпосылками зарождения метамодернизма – постепенно создавшиеся в предыдущие десятилетия – являлись: противостояние властям в 2000-е годы, увеличение числа людей, недовольных глобализацией, сохранение социального и экономического неравенства в обществе, вызванные деятельностью человека изменения климата и др.

Таким образом, выделяя 3 модуса метамодерна, получаем возможность выявить сходства и различия с модерном и постмодерном с точки зрения хронологии и языковой сущности.

Метамодернизму присущи такие приемы как: quirky («чувственность», «набор импульсов, тонов»), историопластичность, супергибидность («предусматривает использование огромного количества разнообразных культурных источников для создания произведения» [7, с. 135]), аффект («влияние человека на разрушение истории и неподконтрольные признаки потребительского пузыря» [7, с. 189]), постирония («установка, трактующая мир и язык через едкую практику скептического или параноидального чтения» [7, с. 199]), реконструкция (нелинейная, фрагментированная сюжетная линия со взаимозаменяемыми частями), аутентичность, перформатизм (в отличие от (пост)модернизма, целенаправленно порождающий хаос и иронию, создает порядок и единство) и пр. Многообразие этих творческих приемов позволяет выявить дискурсивные черты метамодерна.

Дискурс неотделим от языковой личности. Ю.Н. Караулов считает, что за каждым продуктом дискурса, текстом, стоит языковая личность, владеющая системой языка [5, с. 27]. К.Ф. Седов отмечает, что «за каждой языковой личностью стоит множество производимых ею дискурсов» [10, с. 4]. Таким образом, всякий текст с учетом его коммуникативных и экстралингвистических характеристик является дискурсом. Однако текст художественной литературы наряду с общими для всех текстов характеристиками имеет и свои специфические особенности. Так, «в художественном тексте, в отличие от других текстов, – по мнению Н.А. Николиной, – внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный, вымышленный характер» [6, с. 11].

Рассмотрим основные дискурсивные черты метамодернизма в авторском дискурсе В.В. Розанова, чтобы доказать, что на самом деле принципы метамодернизма существовали уже в тот период, когда «процветал» (пост)модернизм.

Так, метамодернисткий принцип «qiurky», который Реймонд Уильямс сформулировал, чтобы «легче идентифицировать суть социально-исторических моментов терминах «не столько мысли, сколько чувства – в виде набора импульсов, ограничений и тонов» [7, с. 88], может выражаться посредством иронии, сюжетной несуразности, трансцендентности. Так, пол в розановской концепции выступает метафизической причиной чувственного мира. «Мы все рождаемся из пола, т.е. человек в точности ноуменован и приходит из ноуменального мира», – пишет Розанов [8, с. 132]. То, что принято называть физиологией, воспринимается им как символ «тайны», которая «по ту сторону», но, тем не менее, проявлена в человеке. Эта «тайна» и есть пол, пол как исток.

Феномен «супергибридность» – это метод, использующий возможность слияния в одной точке различных источников и влияний. Действительно, в розановских сочинениях множество цитат и отсылок. А. Белый вспоминает: «… мельчайшем крупнейшее, в конкретнейшем абстрактнейшее; и он весь рассыпается в конкретнейшее; поверхность его писания — просто собрание слов, черточек лица, предметов, жестов, цитат; и может показаться, что у него нет мыслей; но у него есть во всяком случае одна мысль … ». [3, c. 78].

Феномен «аффект» проявляется посредством интертексуальности и многочисленных ссылок на другие культурные продукты. Интертекстуальность – это «свойство текстов, выражающееся в наличии между ними связей, благодаря которым тексты (или их части) могут разнообразными способами явно или не явно ссылаться друг на друга» [11, c. 154]. Так, В.В. Розанов, обладая высоким интеллектом и невероятной начитанностью, наполняет тексты аллюзиями и цитатами.

Среди множества сочинений главное место у Розанова занимает образ собственного я, миф о себе самом. В этом мифе смешались и достоинство и самоуничижение. В.В. Розанов, обладая самокритикой, с иронией писал в «Мимолетном» о своей ничтожности, вспомнив, как, посмеявшись над духовенством, радовался остроте своего ума; винился за свой прежний отзыв о К. Леонтьеве: «Грех, грех, грех в моих словах о Конст. Леонтьеве в “Оп. л.”. Как мог решиться сказать… Как смел – не понимаю» [9], сравнивал себя «со свиньей, что тащится по улице, уткнув морду в землю; признавался, что кроме матери, людей не очень любит, но Бога любит» [9]. Таким образом, постирония метамодернизма проявляется в модернистких сочинениях В.В. Розанова.

Федотов Г.П. в «Pro et Contra. Книга I» характеризует стиль Розанова как «хаотичность, фрагментарность, крайняя амбивалентность» [2, c. 15]. Из воспоминания Флоровского Г.: «Розанов весь в хаосе, в минутах, в переживаниях, в проблесках. Все его книги точно дневник. Ему всего свойственнее было писать именно афоризмами, короткими фразами, отрывочками, обломками…» [3, c. 397]. Таким образом, перформатизм – единственный принцип метамодернизма, отличный от принципа (пост)модернизма.

Проведя анализ языковых принципов литературного «модернизма», «постмодернизма» и «метамодернизма» в новаторской прозе В.В. Розанова, можем смоделировать таблицу экстралингвистических, стилевых и языковых черт, присущих данным феноменам (таблица 1):

Таблица 1.

Модернизм

 

 

Постмодернизм

 

Метамодернизм

Экстралингвистические черты (невербальные средства)

Экстралингвистические черты (невербальные средства)

Экстралингвистические черты (невербальные средства)

Интуитивизм (непрерывный поток мысли)

Постмодернисткая чувствительность

Quirky («чувственность», «набор импульсов, тонов»)

Индивидуализм (стремление превзойти всех)

 

Гипериндивидуализм (нетерпимость ко всем формам индивидуального презрения и социального унижения)

 

Собственное «я»

Психологизм

Мироощущение (прочувствованная реакция)

Неоромантизм

Эксплицитный автор (образ авторского «Я» и автодиалога)

 

Субъективность

 

Аутентичность

Стилевые черты

Стилевые черты

Стилевые черты

Повтор как фактор реализации субъективного я

 

Метарассказ (или фрагментарность)

Аффект

Языковая игра (посредством цинизма, неуважения к читателям, пародии, иронии)

 

Авторская маска

Авторские стратегии постиронии

Плюрализм, неупорядоченность с целью сознательного шокирования публики

 

Хаос (бинарность смыслов, неупорядоченность)

 

Реконструкция (нелинейная, фрагментированная сюжетная линия со взаимозаменяемыми частями)

Имплицитный автор, имплицитный читатель

Смерть автора, читателя

Автофикшен

Цитатное мышление

Интертекстуальность

Супергибридность

Языковые особенности

 

Языковые особенности

Языковые особенности

Использование повторов, окказионализмов, метафор, тропов и др.

Использование разговорной, просторечной, бранной лексики, каламбуров, иронии и др.

Использование оксюморонов, афоризмов и др.

Использование графических средств

Хронологически творчество Розанова соответствует модернизму, его можно считать родоначальником «модерна», так как он жил в период его «процветания», но выделив основные принципы создания дискурса метамодернизма на примере прозы «потока сознания» В.В. Розанова-модерниста, можно сделать вывод о том, что языковые особенности, присущие (пост)модернизму и метамодернизму, соответствуют стилю и эстетике модерниста В.В. Розанова, то что найдено у постмодернистов и метамодернистов оказалось в авторском дискурсе Розанова-модерниста, а феномен метамодернизма является «модифицированной» формой (пост)модернизма, использующий идеи и принципы последнего, так как первоначальная фрагментарность пост(модернизма) (или реконструкция метамодернизма), сосуществование несосуществуемого (или супергибридность), смешение дискурсов (интертекстуальность) самообосновывают метамодернизм и его картину мира. Этими стилевыми принципами постмодернисты делали акцент на бунте, протесте против всего традиционного, выражали индивидуальность, неориднарность, экспрессивность, и, таким образом, формировали новый, новаторско-авторский стиль письма, обращенный к имплицитным читателям, готовым к поиску различных смыслов произведения. Сам же В.В. Розанов являлся предтечей постмодернизма, а затем и метамодернизма, о чем свидетельствуют возврат языковых форм и приемов, присущих данным периодам, а сами префиксы «пост» и «мета» модернизма обеспечивают некое (хронологическое) разбиение на периоды, характеризующиеся колебаниями доминирующей модели в данный период, и являются лишь условными обозначениями этой доминирующей модели, в рамках которой различные ощущения находят свое выражение в авторском дискурсе.

Список литературы

  1. Брайнин-Пассек В. О постмодернизме, кризисе восприятия и новой классике // Новый мир искусства. – 2002. № 5/28. С. 7–10.
  2. В.В. Розанов: pro et contra. Книга I. / Сост., вступ. ст.и примеч. В.А. Фатеева. – СПб. – 1995. – 510 с.
  3. В.В. Розанов: pro et contra. Книга II. / Сост., вступ. ст.и примеч. В.А. Фатеева. – СПб. – 1995. – 562 с.
  4. Ильин И. П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. – М. :Интрада, 2001. – 384 с.
  5. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. – М., 1987. – 264 с.
  6. Николина Н. А. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.
  7. Р. Ван ден Аккер. Метамодернизм. Историчность, Аффект и Глубина после постмодернизма /Р. Ван ден Аккер. – М. ; РИПОЛ классик, 2023. – 444 с. – (Black Books).
  8. Розанов В.В. Собрание сочинений / под общ. ред. А. Н. Николюкина. – М.: Республика, 1995. – Т. 6. – В мире неясного и нерешенного. – 462 с.
  9. Розанов В.В. Мимолетное. – М. : Республика. – 1994. – 542 с.
  10. Седов К. Ф. Становление дискурсивного мышления языковой личности: психо- и социолингвистические аспекты. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1999. – 180 с.
  11. Скребцова Т.Г. Лингвистика дискурса: структура, семантика, прагматика. Курс лекций. – М.: Издательский Дом ЯСК. – 2020. – 312 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Рыбакова Татьяна Васильевна