Общечеловеческие, национально-культурные аспекты антропоцентризма и антропоцентрическая парадигма

"Научный аспект №7-2024" - Филология и лингв.

УДК 8

Мирзаева Шахло Рихсибоевна – магистрант Узбекского государственного университета мировых языков (г. Ташкент, Республика Узбекистан).

Аннотация: В статье рассматриваются общечеловеческие, национально- культурные аспекты антропоцентризма, на основе изучения научный литературы отечественных и зарубежных специалистов. Согласно теории антропоцентризма человек является центром мироздания, поэтому все другие одушевленные и неодушевленные предметы служат для благо человека. В антропоцентризме выделяются два аспекта – общечеловеческий и национально-культурный, которые тесно взаимосвязаны, при присутствии сходств и различий.

Ключевые слова: антропоцентризм, общечеловеческий, духовность, национальный, язык, культура, человек, общество.

Введение

Образование, наука и их исследования не ограничены границами. Обмен знаниями и навыками способствует движению человечества вперед, а совместное решение проблем укрепляет узы дружбы и сотрудничества между народами. Обучение является ключом к счастью и процветанию, а правильная организация этого процесса зависит от совершенствования системы образования, как школьного, так вузовского.

Язык, несомненно, является одним из величайших даров человечеству. Это инструмент, который отличает человека от других существ. По мнению лингвиста Э. Сапира, «Язык – самое публичное и всеобъемлющее искусство, которое мы знаем» [1, с. 220]. Изучение языка похоже на погружение в бесконечный океан, с каждым исследованием открывающее новые сокровища. Э. Бенвенист писал: «Свойства языка настолько уникальны, что, по существу, язык представляет собой не одну, а несколько структур, каждая из которых представляет собой целое, на основе которого лингвистика может оказать необходимую услугу» [2, с. 35].

После обретения Узбекистаном независимости образование и наука претерпели многочисленные новшества, отражающие меняющиеся времена и уровни развития. Стремление к знаниям, их применение – основная миссия человечества. Люди всегда живут с множеством вопросов, и как только дается ответ на один, возникает другой. Решения не приходят сами по себе; они требуют поиска, чтения, сбора и анализа информации. Невозможно жить в мире вопросов, не находя ответы на них. Всё в мире антропоцентрично, так как человек создаёт что-то для человека, поэтому антропоцентризм – один из мощных двигателей прогресса на земле.

Язык, культура и антропоцентризм

Язык – многомерное явление, возникшее в человеческом обществе. На протяжении многих лет язык и общество, язык и человек изучались отдельно. Однако в ХХ веке языку и человеку стало уделяться особое внимание, В. Сафаров отмечает: «Связь языка и мышления никогда не отрицалась (и не предпринималась). Однако связь языка и мышления необходимо рассматривать как равноправное партнерство» [3, с. 144].

Язык – для человека является основой умственной способности, поскольку он способствует обучению человека мышлению и раскрывает основные стороны мировоззрения» [4, с. 88]. Возникла новая структура языка и человека в лингвистике – антропоцентрическая форма актуализации парадигмы. Слово антропоцентризм происходит от греческого «антропос» - человек и латинского «центрум» – центр, образованного от сочетания слов, означающих формирование антропоцентрической парадигмы.  Антропоцентризм, язык, культура создаются человеком для человека, поэтому они представляют собой тождество, что и является основой жизнедеятельности индивида и общества [5].

По мнению Н. Хомского, «Язык представляет собой уникальную умственную способность человека, раскрывающую основные стороны мировоззрения и мышления» [4, с. 90] Антропоцентрическая парадигма – новая структура в лингвистике, подчеркивающая связь языка и человека.  Антропоцентрическая парадигма ставит на первое место личностный фактор и язык человека как главный компонент. Интеллект человека, его способность создавать и воспринимать речь невообразимы, как и сам человек. Текст, созданный человеком, отражает движения человеческой мысли, делая видимой динамику мышления и используя язык для ее выражения. По мнению П. Костомарова, «Антропоцентрическая парадигма выводит человека на первое место, а язык называет его важнейшим свойством, условием существования» [6, с. 199].Язык служит отражением культуры и представляет реальные жизненные условия, окружающие человека. Он отражает менталитет, национальный характер, образ жизни, традиции, обычаи, мораль, ценности и мировоззрение. Изучая язык, невозможно не учитывать культуру, которая его окружает. Как утверждал Г.О. Винокур, «любой лингвист, изучающий язык, конечно, выбирает тот язык, культуру которого он стремится изучить» [7, с. 229]. Этот тезис подтверждает, что лингвистика сформировалась вокруг идеи о неразрывной связи языка с культурой.Языкознание интересует не просто человека вообще, но и его языковую личность. Язык – это инструмент, который помогает нам войти в скрытый мир мысли и может рассказать нам о человеке такие вещи, о которых он, возможно, даже не подозревает. Как писал В. Гумбольдт, «изучение языка не имеет конечной цели, но оно связано со всеми другими областями человеческого самосознания и всем, что их окружает, как явным, так и скрытым, по отношению к высшей и общей цели» [8, с. 95].Известно, что человек создает культуру и живет в ней. Социальная природа человека выходит на первый план, и он является субъектом социокультурной жизни. Языковая личность отражается в языке на разных уровнях. Это отражается на стереотипах поведения, предметах материальной культуры и т. д.По мнению В.А. Масловой, языковая личность обычно принимает следующие структурные компоненты:1.      Ценности, мировоззрение, образовательная составляющая, культурная составляющая и личностная составляющая. Язык помогает сформировать взгляд человека на мир и свою национальную идентичность, что является основой формирования и иерархии духовных представлений и в целом антропоцентризма.2.      Знания о культуре изучаемого языка помогают формировать навыки и оказывать эффективное воздействие на партнера по общению.3.      И наконец, личностная составляющая, которая уникальна для каждого человека [9, с. 72].Каждая языковая единица уникальна, и языковое богатство, созданное предыдущими индивидами, составляет основу языковой идентичности человека. Язык личности формируется на основе конкретного общего языка и индивидуальных языковых особенностей.В настоящее время антропоцентрическая парадигма является одним из серьёзно развивающихся направлений в мире, особенно в русском языкознании. Созданы учебные пособия, наиболее известным из которых является учебное пособие В.А. Масловой «Лингвокультурология» [9]. В ней объясняются методы антропоцентрической парадигмы, объект и предмет, направления области, а также показаны примеры лингвокультурологического анализа конкретной языковой единицы. В лингвокультурологии, как аспекта антропоцентризма, в основном изучаются следующие вопросы:·      лингвокультурные особенности конкретного речевого жанра;·      исследование выражения лингвокультурологического концепта в произведении, написанном в определенном стиле;·      сравнительный аспект изучения лингвокультурологии;·      лингвокультурология и педагогика. Основная цель – учебного пособия сформировать у учащихся способность идентифицировать и анализировать лингвокультурные единицы в аспекте антропоцентризма.Изучение языка и культуры является антропоцентрическим, то есть основная цель – понять уникальные аспекты человеческого мышления и восприятие мира через язык. Основное внимание в этой области уделяется языковым единицам, выражающим культурное значение, которые называются лингвокультурологии. Эти единицы включают символы, мифы, стандарты, метафоры и другие элементы, несущие культурную информацию.Лингвокультурология стремится определить языковой ландшафт мира, концептосферу, которая представляет собой совокупность основных концептов культуры. Также описывается языковое сознание и языковые единицы, отражающие национально-культурный менталитет носителей языка. В лингвокультурологии изучаются также культурные архетипы, соответствующие древним представлениям человечества, и национальные социокультурные стереотипы, характерные для речевого общения таким образом язык и культура тесно связаны, а уровень развития языка отражает национально-социальные возможности его носителей. Чтобы постичь духовную и материальную культуру народа, необходимо понимать и ценить язык. Национальный язык уникален для духовной жизни народа и является основой его культуры, а совокупность национальных культур носит общечеловеческий характер, т.е. антропоцентричность.Язык отражает не только окружающую действительность, но и менталитет, национальный характер, психологию, обычаи и традиции его носителей. Культурное богатство языка заключается в его словарном запасе, грамматике и литературе, как устной, так и письменной. Коммуникативное поведение является неотъемлемой частью характера нации, поскольку оно воплощает в себе ее специфические обычаи, ценности и традиции.Антропоцентрическая парадигма – это новая область лингвистики, которая фокусируется на отношениях между языком и культурой. Лингвокультурология – сложная научная область, изучающая взаимодействие культуры и языка с использованием системных методов без лингвистического и экстралингвистического содержания. Лингвокультурные исследования направлены на раскрытие значения анализируемых речевых единиц в аспекте раскрытия степени культурности исследуюмых языковых явлений. В связи с этим в речи человека в зависимости от ситуации общения и темы общения происходит разное смысловое выдвижение [10], что вбирает в себя и аспекты языковой и общей культуры человека в парадигме антропоцентричных отношений.

Заключение

Особое место в лингвокультуре занимает понятие языкового ландшафта, введенное Л. Вейсгербером. Это относится к структуре реальности, воспринимаемой посредством языка, уникальной для конкретного языкового сообщества. Каждый язык представляет собой особый лингвистический ландшафт мира.В 19 в. В. Гумбольдт подчеркивал важность изучения взаимоотношений языка и мышления в контексте культуры народа. Это привело к появлению в 1990-х годах новой области исследований, которая с тех пор стала неотъемлемой частью лингвистики.Различные отрасли имеют свои уникальные пути развития, на которые влияют такие факторы, как опыт, язык и национальный менталитет. Хотя не все практики могут быть успешными, анализ, изучение и сравнение являются ключевыми факторами прогресса. Поэтому важно тщательно изучать и анализировать опыт всего мира для создания новых знаний.Анализ текстов может помочь получить новое понимание универсальных и национально-культурных аспектов антропоцентризма и антропоцентрической парадигмы. Язык изучается в мире человека, а человек – в мире языка.

Список литературы

  1. СапирЭ. Language: An introduction to the study of Speech. New York: Harcourt, Brace and Company, 1921, 258 с.
  2. Бенвенист Э. Проблемы общей лингвистики. Москва: Прогресс, 2002, 448 с.
  3. Сафаров В. Введение в теорию речевой деятельности. Москва: Академия, 2006, 192 с.
  4. ХомскийН. Language and mind. New York: Harcourt, Brace and World, Inc.1968, 194 с.
  5. Джусупов М. Язык и культура в системе межкультурной коммуникации. // Филологические науки. НДВШ, М., 2023, с. 23-40.
  6. Костомаров П. https://cyberleninka.ru/article/n/antropotsentrizm-kak-vazhneyshiy-priznak-sovremennoy-lingvistiki. 2014, с. 199-203.
  7. Винокур Г.О. Избранные работы по русскому языку. Москва, 1959, 538 c.
  8. Гумбольдт В.Ф. Язык и философия культуры.сост.общ.ред. и вступ.ст.А.В.Гулыги, Г.В.Рамишвили. Москва: Прогресс, 1985, 451 с.
  9. Маслова В.А. Лингвокультурология. – Москва; Академия, 2001, 208 с.
  10. Джусупов М.Д. Антропоцентризм в триединстве человек-язык-социум и его выражение в пословицах// Иностранные языки в Узбекистане, 2023. № 5 (52). С122-142.
  11. Джусупов М.Д. Антропоцентризм Ч.Айтматова Сборник материалов международной конференции «Чингиз Айтматов и современный мир» Москва: МГУ 2018, с. 20-21.
  12. Джусупов Н.М. Теория выдвижения в лингвистических исследованиях: истоки, тенденции, вопросы интерпретации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. Москва, 2016. № 2, с. 41-50.
  13. Джусупов Н.М. Теории выдвижения: когнитивно-стилистические характеристики и практические аспекты реализации // Иностранные языки в Узбекистане, Ташкент, 2014. № 1, с. 46-52.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Мирзаева Шахло Рихсибоевна