Налоговая нагрузка как фактор развития корпораций

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Фозилов Содир Каюмович – магистрант Московского финансово-промышленного университета «Синергия».

Аннотация: Актуальность темы исследования заключается в том, что множество факторов влияют на эффективность развития корпораций, их производственное, экономическое и социальное развитие. Таким факторами, прежде всего, являются: уровень макроэкономического развития страны, политическая ситуация, уровень благосостояния населения. Среди перечисленных факторов немаловажное значение имеет налоговая нагрузка.

В свою очередь, налоговая нагрузка является оценочным показателем, позволяющим проанализировать уровень прибыльности корпораций и эффективность их развития.

В настоящее время корпорации обладают большими возможностями для развития и мощным инновационным потенциалом, которые являются главной силой, способствующей повышению занятости населения, и имеют огромное значение для поддержания социальной стабильности и содействия высококачественному экономическому развитию.

Политика государства в сфере регулирования налоговой нагрузки является важной мерой, позволяющей правительству контролировать экономическое поведение корпораций и влиять на инвестиционные решения и направление их развития.

В статье путем теоретического изучения и аналитического анализа оценивается роль налоговой нагрузки в развитии корпораций.

В результате были определены пути совершенствования политики государства в области регулирования налоговой нагрузки на основании выявленных недостатков.

Ключевые слова: корпорации, налоговая нагрузка, фактор развития, налоговая политика.

Введение

В контексте управления налоговой нагрузкой корпораций, действия правительства включают в себя установление правил, которые обуславливают контроль финансовых операций. На современном этапе развития, в условиях санкций, России необходимы четкие и правильные решения в области регулирования налоговой нагрузки для повышения уровня экономического развития страны.

Таким образом, важность роли государства в области контроля усиливается, так как правительственные подходы к регулированию налоговой нагрузки корпораций должны адаптироваться в соответствии с текущим состоянием экономики страны, в связи с чем актуальность темы исследования в настоящий момент становится особо актуальной.

Цель исследования – оценить роль налоговой нагрузки в развитии корпораций.

Задачи исследования:

  • изучить сущность налоговой нагрузки;
  • охарактеризовать влияние налоговой нагрузки на развитие корпораций;
  • определить недостатки в области регулирования налоговой нагрузки;
  • предложить пути совершенствования системы регулирования налоговой нагрузки.

Методы исследования

В процессе исследования использовались следующие методы: теоретическое изучение сущности и необходимости налоговой нагрузки корпораций, трактовок понятия «налоговая нагрузка», аналитическое изучение принципов и направлений реализации государственной политики в области регулирования налоговой нагрузки. Также использовались статистические методы относительного анализа динамики налоговой нагрузки.

Результаты

Каждое государство имеет собственную налоговую систему, которая формируется посредством воздействия множество различных факторов, например, исторических предпосылок, типу национальной экономики, экономической стратегии государства и иных факторов. Налоговая система выступает как один из главных механизмов в создании государственного бюджета, который нацелен на развитие различных отраслей государства, например, социальную, предпринимательскую, инновационную и иные отрасли.

Для развития национальной экономики и устойчивости государства важно иметь хорошо налаженную налоговую систему. Основным индикатором для оценки этого аспекта является уровень налоговой нагрузки. Например, при высоком экономическом росте и одновременно низкой налоговой нагрузке, государству будет сложно наладить эффективное распределение национального дохода из-за дефицита финансов в бюджете. Следовательно, без внедрения продуманной налоговой политики нельзя достичь целостности и процветания государственного управления и экономики [5].

В случае, когда бремя налогообложения становится непомерно тяжелым, бизнес может столкнуться с непреодолимыми препятствиями в управлении своими операциями. Это может привести к его закрытию или переходу в неофициальную экономику.

Различные ученые и экономисты поднимают вопрос о налоговой нагрузке на протяжении многих лет, с появления первых налоговых обязательств. Так, например, в XVIII веке известный учёный - экономист Адам Смит установил зависимость между уровнем налоговой нагрузки и государственным бюджетом.

Вопрос о том, что именно составляет налоговую нагрузку, изучается в научном сообществе разнообразно. Многочисленные исследователи предлагают различные трактовки этой концепции. К примеру, существует точка зрения, утверждающая, что налоговая нагрузка — это не что иное, как обязательные к уплате налоговые сборы, возлагаемые на индивидов и компании. Однако такой подход критикуют за его неточность, поскольку он игнорирует важный аспект доходов налогоплательщиков, что в свою очередь не позволяет адекватно оценить реальную тяжесть налогов [3].

Тем не менее, в научных работах Е.Н. Грисимовой представлен альтернативный взгляд на понятие налоговой нагрузки, который включает дополнительные параметры.

Она осознает величину налогов, которые связаны с общим внутренним национальным продуктом, демонстрируя тем самым долю финансов, направляемых в казну государства через разнообразные налоговые взносы.

Черник Д.Г. предложил одно из самых глубоких толкований, считая налоговое бремя мерой, оценивающей важность налоговой системы для страны и общества, что в свою очередь дает возможность оценить долю налоговых перечислений в общем доходе корпораций [1].

Согласно трактовке Федеральной налоговой службы России, налоговая нагрузка представляет собой основной индикатор (критерий) налоговой дисциплины налогоплательщиков, представляющий собой соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики. Измерение налоговой нагрузки на корпорации имеет ключевое значение, как для анализа их операционной эффективности и потенциала для будущего роста или стабильности, так и для оценки возможности проведения на месте налоговых проверок со стороны Федеральной налоговой службы. Этот параметр также привлекает внимание государственных органов, которым необходимо понимание общей экономической обстановки в стране, и Федеральной налоговой службы, интересующейся эффективностью сбора налогов и определением необходимости внеплановых проверок [2].

Налоговая нагрузка может выполнять множество функций, в том числе в процессе оценки эффективности работы корпораций, а также при проведении аудита их результатов. Функции налоговой нагрузки представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Функции налоговой нагрузки.

Анализируя и контролируя величину налогов, связанных с определенным видом бизнеса, можно эффективно управлять финансовыми ресурсами и налаживать взаимодействие в сфере налогообложения. Эта информация чрезвычайно важна для обоснования стратегических выборов в управлении корпорацией.

Налоговая нагрузка может быть абсолютной и относительной. Абсолютная налоговая нагрузка – это общая сумма налоговых платежей, перечисляемых в бюджеты различных уровней. Относительная налоговая нагрузка – это соотношение между суммой уплаченных налоговых платежей и финансовым показателем [4].

Измерение налоговой нагрузки необходимо для следующих действий:

  • проведения эффективной налоговой политики и оценки ее эффективности
  • контроля условий развития корпораций
  • получения прогнозных оценок доходов бюджета
  • контроля налоговых поступлений
  • проведения сбалансированной региональной политики

Эффективно функционирующая налоговая система не должна допускать угнетающего воздействия налогового бремени на налогоплательщика. Напротив, она должна стимулировать к развитию тех видов деятельности, которые наиболее перспективны и востребованы.

На рисунке 2 представлена динамика налоговой нагрузки корпораций России за 2015-2022 годы.

Рисунок 2. Динамика налоговой нагрузки корпораций России за 2015-2022 годы.

Изучая данные рисунка 3, становится очевидно, что налоговая нагрузка корпораций сократилась на 2,6% за период с 2015 по 2019 годы, в интервале с 2019 по 2022 годы наблюдался рост [6]. Это увеличение фискальной ответственности может подорвать финансовое благополучие компаний, создавая тенденцию к сокращению инвестиций в развитие и расширение производственных возможностей. В связи с этим, отдельные предприятия ищут пути минимизации своих налоговых отчислений, что порой погранично с легальностью, из-за влияния налоговой нагрузки на их экономическую жизнеспособность. Эти обстоятельства стимулируют налоговую службу к ужесточению правил налогообложения, укреплению налогового надзора и аналитики с целью оптимизации налоговой политики.

Обеспечивать равновесие между потребностями государственного финансирования и частного бизнеса – приоритетная задача страны.

Мировая практика налогообложения показывает, что нормальным уровнем налоговой нагрузки на хозяйствующий субъект является значение в пределах от 30 до 40% от суммы его дохода.

Исследования экономистов Джейсона Х. и Риоса Дж. указывают на контраст между развитыми и менее развитыми странами в контексте уровня налоговой нагрузки.

В развитых странах наблюдается значительно повышенная степень налоговой нагрузки, которая в двойном размере превышает показатели в экономиках, где не укрепилась социальная поддержка. В среднем по миру, доля налогов в структуре бизнес-издержек составляет 40,6%, тогда как в России этот процент выше и достигает 47,4%.

В сравнении с Россией, многие страны имеют значительно высокий уровень данного показателя. К примеру, Китай значительно опережает остальные страны по уровню налоговой нагрузки корпораций - 68%, Франция и Италия также имеют один из наиболее высоких уровней налоговой нагрузки корпораций (63% и 62% соответственно), в то время как Мексика и Чехия – 52% и 50% соответственно.

Повышение совокупной факторной производительности корпораций в основном зависит от технологических инноваций и повышения эффективности распределения ресурсов.

Снижение корпоративного налогового бремени может увеличить чистую прибыль корпораций после уплаты налогов, обеспечить финансовую поддержку инновационной деятельности. Снижение налогового бремени может увеличить денежные резервы корпораций, снизить риски финансовой нагрузки, повысить способность предотвращать риски в инвестиционной деятельности, тем самым привлекая иностранные инвестиции и оптимизируя эффективность распределения различных элементов ресурсов [7].

Снижение корпоративного налогового бремени облегчает ограничения в финансировании корпораций за счет внутреннего финансирования, что способствует содействию качественному развитию.

Заключение

Для регулирования и стабилизации экономической ситуации в стране государством реализуется ряд мер и мероприятий. В области налогообложения важнейшие меры связаны с реализацией политики в области регулирования налоговой нагрузки. Ключ к динамичному росту экономики заключается в поддержании равновесия между интересами государства и налогоплательщиков. Это достигается за счет гармонизации налоговых отношений корпораций с финансовым укреплением государственных нужд.

Так, в целях повышения эффективности управления налоговой нагрузкой необходимо соотносить уровни налоговой нагрузки с показателями деятельности корпораций по видам экономической деятельности с целью оптимального распределения налогового бремени.

Список литературы

  1. Амелина, Е.А. Налоговая нагрузка организации: понятие, методики расчета и направления оптимизации / Е.А. Амелина // Калужский экономический вестник. 2020. № 2. С. 68–72.
  2. Бухадеева, Н. В. Оценка налоговой нагрузки и методические подходы к ее совершенствованию / Н.В. Бухадеева. – СПб.: Питер, 2019.
  3. Демидова, М. Г. Проблемные вопросы понятия «налоговая нагрузка» в Российской Федерации / М.Г. Демидова // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2020. № 3 (48). С. 39–43.
  4. Зарипова, Н. Д. К вопросу о понятии налоговой нагрузки / Н.Д. Зарипова // Инновации. Наука. Образование. 2020. № 23. С. 2204–2207.
  5. Лебедь, А. Р. Основные подходы к определению экономической сущности налоговой нагрузки / А.Р. Лебедь // Colloquium-journal. 2020. № 27-2 (79). С. 21–24.
  6. Поступления в бюджетную систему РФ [Электронный источник] // Аналитический портал ФНС России. URL: http://www. analytic.nalog.gov.ru
    (дата обращения: 28.03.2024).
  7. Труфанова, Л. В. Налоговая нагрузка и методы е оптимизации / Л.В. Труфанова // Дневник науки. 2020. № 2 (38). С. 22.
Автор: Фозилов Содир Каюмович