О некоторых особенностях освоения арктического региона Российской Федерации в современных условиях

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 332.14

Тропникова Надежда Лазаревна – доцент кафедры Экономики и управления Мурманского арктического университета.

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые вопросы освоения Арктического региона Российской Федерации, связанные с развитием  его главной морской коммуникации Северного морского пути (СМП). В связи с постановкой задачи по организации круглогодичной грузовой навигация  на СМП  усиливается значимость деятельности предприятия «Атомфлот», в ведение которого находятся суда атомного ледокольного флота.  Предприятие входит  в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и находится в г. Мурманске, центре Мурманской области, входящей в Арктическую зону Российской Федерации. Был сделан вывод, что необходимость роста числа ледоколов и увеличение объема грузоперевозок по СМП потребует от предприятия  «Атомфлот» обратить особое внимание на соответствующее кадровое и цифровое  обеспечение своей деятельности. В ходе исследования предлагается ряд мероприятий по решению данных задач.

Ключевые слова: Арктический регион, Северный морской путь, ледокол, цифровые сервисы.

В научной литературе изучению проблем освоения Арктического региона Российской Федерации и его  главной морской коммуникации – Северному морскому пути (СМП) посвящено большое количество работ [4-6] и другие. В современной геополитической ситуации имеются все основания считать Северный морской путь перспективным альтернативным вариантом международных морских грузоперевозок между странами Азии и Европой, эффективной транспортной артерией [6, с. 160].

Для России СМП был и остается важным для бесперебойных поставок продовольствия и оборудования, отгрузок продукции предприятий. К тому же, он обладает огромным стратегическим значением в целях обеспечения национальной безопасности страны. Поэтому изучение проблем дальнейшего развития Арктического региона Российской Федерации и его транспортной магистрали –  Северного морского пути является актуальным в настоящее время.

Под СМП понимается морская трасса, проходящая по Северному Ледовитому океану, от архипелага Новая Земля до Берингова пролива, разделяющего Тихий и Северный Ледовитый океан (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Акватория Северного морского пути [5, с. 80 ].

Актуальность исследования развития Арктического региона и СМП усиливается и в связи с определением  в федеральном проекте «Развитие Северного морского пути» до 2035 года следующей  цели:  грузовая навигация  на  Северном морском пути  должна  стать круглогодичной с зимнего сезона 2024/2025 года[7]. Для реализации данной цели внесены различные предложения, среди них особое место занимает развитие атомного ледокольного флота, без которого организовать круглогодичную навигацию здесь невозможно. На это предусмотрено 539 млрд рублей, что составляет 44,2 % от общих затрат. На Северном морском пути к 2030 году необходимо иметь 160 судов высокого ледового класса: от танкеров-газовозов до каботажных судов.

В этой связи, возрастает роль и  значимость деятельности предприятия «Атомфлот», которое входит  в состав Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и находится в г. Мурманске, центре Мурманской области, входящей в Арктическую зону Российской Федерации [1, c. 296].

На сегодняшний день основная работа предприятия «Атомфлот» связана с обеспечением безопасности мореплавания и стабильного судоходства, в том числе транзитного, по Северному морскому пути. В ведение предприятия переданы суда атомного ледокольного флота РФ. Вместе с тем, необходимость роста числа ледоколов и увеличение объема грузоперевозок потребует от предприятия  «Атомфлот» обратить особое внимание на соответствующее кадровое и цифровое  обеспечение своей деятельности.

В первую очередь, важно решить задачу подготовки кадров для предприятия, так как для обеспечения ввода в эксплуатацию атомных ледоколов и плавучих энергоблоков, потребуется дополнительно около 1,3 тыс. человек [2]. Несмотря на то, что «Атомфлот» разрабатывает и проводит целенаправленную кадровую политику на предприятии  и профориентационную работу в учебных заведениях, ощущается недостаток, прежде всего, таких кадров, как старшие вахтенные механики, судовые механики и электромеханики, старшие помощники капитана, электрогазосварщики-мотористы и токари-мотористы, а также докмейстеры. При этом, требуется ещё дополнительно обучать специалистов с учетом особенностей работы на ледокольном флоте. К примеру, на новых ледоколах проекта 22220 работают два экипажа по 54 человека, каждый сроком на четыре месяца. [4, с. 30-31]. И если нужен старший помощник капитана атомного ледокола, на рынке такого готового специалиста нет, поэтому надо принять штурмана после училища, поставить четвертым помощником и подготовить, но на это нужно время. Приходится нанимать специалистов заранее, еще перед приемкой ледокола, чтобы они могли пройти стажировку на действующих ледоколах. Таким же способом, поступают и с выпускниками институтов по специальности инженеры-операторы реакторной установки, они проходят дополнительную подготовку на тренажерах. Кроме того, новое направление работы «Атомфлота» – модернизированные плавучие энергоблоки для Баимского горно-обогатительного комбината потребует  466 сотрудников, из них критически важны – 257. Таких специалистов на рынке не найти, их необходимо готовить самому предприятию [2].

Таким образом, предприятию необходимо развивать свои учебные центры с современной материально-технической базой – тренажерами, оборудованием, которое эксплуатируется на современных морских судах. Организовывать стажировку преподавателей на современных судах, в проектных бюро, у изготовителей судового оборудования и систем управления.

Решение следующей задачи, связанной с цифровым обеспечением, предлагается через создание единой платформы цифровых сервисов Северного морского пути, что позволит обеспечить круглогодичную автономную навигацию кораблей в сложных арктических условиях Северного морского пути.

Следует отметить, что координация и контроль операций по прохождению судов, то есть, по сути, управление всем арктическим судоходством осуществляет Штаб морских операций. В 2020 году  была внедрена автоматизированная система управления Штаба морских операций, представляющая собой комплекс программного обеспечения и технических средств по организации судоходства. Но выдвинутая  цель по организации с 2024 года круглогодичной грузовой навигации на Северном морском пути определяет необходимость цифровизации управления [7].

Важно отметить, что согласно программе, направленной на развитие СМП до 2035 г. в настоящее время осуществляется разработка проекта ЦЭС СМП (рисунок 2). Как продемонстрировано на рисунке 2 первой задачей является создание единой платформы цифровых сервисов СМП. Следующей задачей является создание бортовых измерительных комплексов (БИК) при поддержке искусственного интеллекта. И ещё один компонент ЦЭС СМП – это создание беспилотных авиационных систем (БАС).

image002

Рисунок 2. Четыре компонента цифровой экосистемы СМП (ЦЭС СМП) [3].

Госкорпорация «Росатом» в 2024 г. получила субсидию в размере 300 млн рублей из федерального бюджета на закупку первых беспилотных авиасистем для мониторинга ледовой обстановки на СМП.

По итогам 2023 года объем российского рынка беспилотной авиационной техники и связанных с ней услуг достиг около 50 млрд рублей (менее 1 % мирового рынка). К 2030 году, согласно прогнозам, будет почти 200 млрд рублей, к 2035 году — более 220 млрд рублей. На первом месте должны стоять исследования и разработки, проводимые в рамках государственно-частного партнерства, с целью улучшения качества продукции, для которой производители уже имеют определенные возможности.

Беспилотный комплекс для разведки ледовых условий был впервые протестирован в феврале 2023 года, произошло событие на Рыбинском водохранилище. Конвертоплан, совмещающий свойства самолета и вертолета, поднялся на высоту 1 км при ветре 12 м/с, пролетел 70 км прежде чем приземлиться в целевой точке. Результаты испытаний подтвердили отличное управление на больших расстояниях и высокое качество изображений.

После проведенных испытаний конструкцию усовершенствовали. Следующий шаг должен быть связан с запуском серийного  производства комплекса и поставки на атомоходы. Беспилотные авиасистемы станут частью общей системы разведки ледовой обстановки, в которой также будут использованы бортовые измерительные комплексы и спутниковые данные.

Предприятие «Атомфлот» также работает над цифровой системой. В настоящее время «Атомфлоту» необходимо до конца 2024 года завершить создание данной платформы, которая является центральным элементом ЦЭС СМП. На эти цели «Атомфлот» получает из бюджета субсидии на 3,8 млрд рублей. Создание экосистемы сделает процесс прохождения судов более безопасным, а также повысит экономическую эффективность грузоперевозок в тяжелых условиях Арктики.

Программное обеспечение данной системы будет полностью отечественной разработкой, что отвечает требованиям информационной безопасности. Реализация платформы предусматривает внедрение различных цифровых сервисов. Всего предусмотрено 45 сервисов, разделенных на 9 подсистем. Все сервисы будут взаимосвязаны. Более того, система создается как основа ЦЭС СМП.

Система позволит обслуживать до 1500 уникальных пользователей, которым будет предоставлен доступ к цифровым сервисам различного функционального назначения. Оперативно будет предоставляться информация о навигационной, гидрометеорологической, ледовой, экологической обстановке в акватории СМП.

Данная платформа позволит значительно увеличить объемы  грузопотока по СМП (рисунок 3) и, как следствие, обеспечит федеральный бюджет дополнительными транспортными доходами.

image003

Рисунок 3. Фактический и проектный объем грузовых перевозок по СМП, тыс. тонн[6, c. 162].

Кроме того, учитывая, что Арктическая зона содержит 76% общероссийского запаса никеля, здесь производится 96% всего никеля, 93% добычи всего кобальта, СМП является фактором развития промышленности.

Таким образом, полученные в процессе исследования результаты и предлагаемые мероприятия позволят решить имеющиеся задачи в сфере подготовки кадров для предприятия  «Атомфлот» и создания цифровой системы, что, в целом, представляет выгоду для российской экономики от эффективного освоения Северного морского пути, а значит, и перспективность дальнейших исследований по данной тематике.

Список литературы

  1. Блинов В. М. История формирования в Российской Арктике единой системы государственного управления ледокольно-транспортным флотом на примере ФГУП «Атомфлот» Государственной корпорации «Росатом» // Полярные чтения на ледоколе «Красин». 2019. С.290-296.
  2. До 2030 года «Атомфлот» планирует нанять 1,3 тыс. сотрудников – Текст: электронный // URL: https://strana-rosatom.ru/2023/07/24/do-2030-goda-atomflot-planiruet-nanyat-13/(дата обращения: 21.07.2024).
  3. Единая платформа цифровых сервисов Северного Морского Пути – Текст электронный // URL: https://static.cnews.ru/img/files/2023/06/29/5_aleksandr_atyukin_sitronics_group_aleksandr_mitrofanov_rosatom.pdf (дата обращения: 20.07.2024).
  4. Загородников М. А. Инновационные проекты ледоколов для обслуживания северной морской транспортной магистрали // Экономика и управление. 2017. № 6 (140). С.28-35.
  5. Кузнецова О. Б. Цифровизация Северного морского пути / О. Б. Кузнецова // Научный альманах Центрального Черноземья. – 2022. – № 1-7. – С. 79-85.
  6. Николаева А. Б. Ледокольный атомный флот как фактор развития северного морского пути // Север и рынок: формирование экономического порядка. 2022. № 3. С. 158-170.
  7. Паспорт федерального проекта «Развитие Северного морского пути» от 10.08.2023 – Текст: электронный // Министерство транспорта Российской Федерации: [сайт]. – URL: https://mintrans.gov.ru/documents/8/12714 (дата обращения: 20.07.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Тропникова Надежда Лазаревна