Влияние искусственного интеллекта на маркетинговые стратегии

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Водянников Кирилл Александрович – бакалавр Владивостокского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматривается возможность использования искусственного интеллекта для продвижения и рекламы брендов, коммуникации с клиентами. Также достоинства и недостатки использования ИИ в маркетинге.

Ключевые слова: искусственный интеллект, ИИ, маркетинг, стратегии.

В последние десятилетия искусственный интеллект стал одной из наиболее обсуждаемых технологий, значительно изменивших множество областей, включая маркетинг. ИИ работает по совокупности технологий, включая машинное обучение, обработку естественного языка и анализ данных, которые могут полностью изменить подход компаний к традиционным методам продвижения. ИИ оптимизирует все процессы, но принятие нетрадиционных решений, выбор оптимальных стратегических альтернатив для бренда и создание самих запросов для нейросетей лежит на плечах специалистов.[1] В данной статье мы рассмотрим влияние ИИ на маркетинговые стратегии, его преимущества, недостатки и перспективы.

Искусственный интеллект определяют, как способность компьютерных систем выполнять задачи, требующие вмешательство человеческого разума. Эти задачи могут включать понимание языка, визуальное восприятие, принятие решений и обучение. С развитием технологий ИИ стал доступен для широкой аудитории, что открыло новые возможности для бизнеса.

Одной из новых возможностей продвижения является индивидуальный - личностный подход. Персонализация является одним из основных аспектов маркетинговых стратегий, где ИИ играет ключевую роль. С помощью алгоритмов машинного обучения компании могут анализировать большие объёмы данных о поведении пользователей, что позволяет им предлагать более точные рекомендации и предложения. Это увеличивает вероятность конверсии и повышает удовлетворенность клиентов. Так же ИИ способен обрабатывать и анализировать огромные объемы данных гораздо быстрее и эффективнее, чем человек. Это позволяет маркетологам выявлять рыночные тренды, предпочтения клиентов и реагировать на изменения в реальном времени. Инструменты аналитики на базе ИИ помогают выявлять закономерности, которые могут быть упущены, из-за человеческого фактора, при традиционном анализе.

Одной из главных возможностей на которую не могут не обращать внимание маркетологи является автоматизация. Системы, основанные на ИИ, позволяют автоматизировать множество задач в маркетинге, таких как частичное управления рекламной кампанией, отправка email-рассылок, публикации в социальных сетях и др. Автоматизация снижает затраты по времени и ресурсам, позволяя командам сосредоточиться на стратегическом развитии.

Так же стоит отметить влияние ИИ на коммуникацию с клиентом. Искусственный интеллект решает ряд проблем, так как не хватка кадров и ресурсов для обеспечения качественного и своевременного сервиса. Современные компании все чаще используют чат-ботов, голосовых роботов и виртуальных помощников на основе ИИ для улучшения обслуживания клиентов. Чат-боты выполняют задачи вместо работников (операторов) и практически их можно считать «сотрудниками» нового поколения.[2] Эти системы могут отвечать на вопросы пользователей в реальном времени, что делает общение быстрее и удобнее. А также на них не влияет эмоциональный и физический стресс, при работе с сложным клиентом. Но способности реализации компьютерной системы в коммуникации обширны, и могут не только заменять реального консультанта бренда, но и превосходить его. Этому способствует функция прогнозирования поведения, что позволяет компаниям понимать поведение клиентов на основе предыдущего опыта. Это помогает в адаптации стратегий, повышении уровня продаж и низкому уровню конфликтных ситуаций.

Но у новых технологий есть как положительные, так и отрицательные стороны. Некоторые проблемы наиболее беспокоят пользователей и кажутся не решаемыми.

Использование ИИ поднимает множество этических вопросов, связанных с конфиденциальностью данных и манипуляцией. Компании должны соблюдать определенные правила для защиты информации клиентов. Защита серверов и информации не совершенна, и глобализация технологии ИИ приведет к взломам баз данных. 

Помимо проблем, связанных с утерей информации и лояльности клиентов, есть проблемы, которые беспокоят предпринимателей. Корректность результатов ИИ напрямую зависит от качества входящих данных. Неверные или искаженные данные могут привести к неправильным выводам и решениям, и, если вовремя не найти ошибку компания понесет убытки, и эту ситуацию придется долго исправить. Так же внедрение ИИ технологий, на сегодняшний день, может потребовать значительных первоначальных затрат на оборудование, программное обеспечение и внедрение. Эти затраты могут быть непосильными для малых и средних бизнесов, которые не располагают достаточными ресурсами. Для эффективного внедрения и эксплуатации ИИ технологий требуется наличие квалифицированного персонала. Это могут быть специалисты в области данных, инженеры машинного обучения и аналитики. Подбор и обучение таких специалистов также требуют времени и дополнительных затрат.

ИИ развивается непрерывно с большой скоростью и объединяется с другими технологиями. С ростом использования голосовых помощников, таких как Siri, Alexa, Алиса, ИИ сыграет ключевую роль в оптимизации маркетинга для голосовых запросов. Компании будут адаптировать свои стратегии так, чтобы пользователи могли легко находить их с помощью голосовых команд.

Развитие технологий обработки естественного языка и анализа изображений приведет к более глубокому пониманию эмоций клиентов. ИИ сможет анализировать отзывы, посты в социальных сетях, чтобы понимать настроения пользователей и адаптировать маркетинговые стратегии.

Машинное обеспечение в будущем сможет оптимизировать отдельные составляющие производства контента, что сократит затраты и увеличит конкурентно-способность компаний малого и среднего бизнеса, так как у них нет такого количество ресурсов и кадров в реализации масштабных рекламных кампаний сейчас.

Это изменит подход в современном маркетинге. Потребитель с каждым годом все сложнее удивить, «приемы и уловки» из сферы маркетинга устаревают и перестают работать. Пользователи отказываются от спама, предпочитают индивидуальный подход и реальное общение.

Подводя итоги, искусственный интеллект уже активно используется, и оказывает значительное влияние на маркетинговые стратегии, предоставляя компаниям новые возможности для оптимизации процессов, улучшения взаимодействия с клиентами и повышения эффективности. Однако, чтобы максимально использовать потенциал ИИ, необходимо учитывать возникающие недостатки и ограничения, никто не знает наверняка на сколько безопасно использование этой технологии. Будущее маркетинга бесспорно будет определяться развитием и внедрением технологий ИИ. Насколько эта технология заменит человеческий ресурс сказать сложно. Но точно появится востребованность в новых в специалистах по работе и настройке программного обеспечения. Работа с ИИ в маркетинге становится неотъемлемой частью стратегии любого современного бизнеса, требуя от маркетологов адаптации и новых знаний для успешного освоения этой технологии.

Список литературы

  1. Чиркова П. Разработка Айдентики бренда на основе ИИ и нейросетей– 2019. – Текст: электронный/ Чиркова П.. // Elibrary: [сайт]. – URL.: https://elibrary.ru/item.asp?id=43821982 (дата обращения: 03.07. 2024)
  2. Смирнов С.Ю. Методы и метрики для оценивания чат-бота – 2019. – Текст: электронный/ Смирнов С.Ю. // Elibrary: [сайт]. – URL.: https://elibrary.ru/item.asp?id=43821982 (дата обращения: 04.07. 2024)
Автор: Водянников Кирилл Александрович