Тенденции устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Ханты-Мансийского автономного округа-Югры: социальный аспект

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Салтанова Ольга Еремеевна – магистрант Высшей школы цифровой экономики Югорского государственного университета.

Научный руководитель Бурундукова Елена Михайловна – кандидат экономических наук, доцент Высшей школы цифровой экономики Югорского государственного университета.

Аннотация: В статье представлены результаты исследования влияния социального аспекта на устойчивое развитие  коренных малочисленных народов Севера на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (округа).          Интенсивное развитие добывающей отрасли в округе привело в стремительному росту миграционных процессов, росту городов и индустриальных объектом, что в свою очередь приводило к экологическим, социальным и экономическим проблемам. Этнокультурные процессы как правило отражают зависимость от социально-политических ситуации субъекта РФ, от социальной напряженности и демографической структуры населения. Поэтому анализ социальных показателей, в том числе результатов переписи населения дает общие характеристики округа и социально-экономического развития его аборигенного населения на современном этапе. Результаты исследования возможны для рассмотрения и принятия решений органами исполнительной власти региона и Ассамблеей представителей коренных малочисленных народов Севера Думы округа.

Ключевые слова: численность населения, коренные малочисленные народы Севера, Югра, регион, экономическое развитие, территории традиционного природопользования.

Введение

Сложные природно-климатические условия, уязвимость традиционного образа жизни и малочисленность каждого из народов Севера обусловили необходимость формирования особой государственной политики в отношении их устойчивого развития, предусматривающей системные меры по сохранению самобытной культуры, традиционного образа жизни и исконной среды обитания этих народов [1]. На уровне законодательной и исполнительной власти принимаются решения, способствующие развитию территорий традиционного природопользования (ТТП), средств телекоммуникаций, своевременному представлению льгот и субсидий. Все это позволяет представителям коренным малочисленным народам Севера (КМНС) пользоваться представленными мерами поддержки в полной мере.  Однако кризисное состояние традиционных видов хозяйствования, разобщённость территорий округа и особенности кочевого образа жизни приводят к обострению социальных проблем: повышенной смертности, более высокому уровню безработицы.

Меры представленной поддержки со стороны исполнительной власти региона и муниципальных образований в первую очередь отразились на социальных вопросах КМНС: демографии, образовании, трудоустройства.

Целью исследования является оценка влияния программ поддержки КМНС на тенденции устойчивого развития КМНС в социальных вопросах: демографии, образования и занятости населения.

В процессе исследования были использованы общенаучные методы исследования (методы формальной и диалектической логики), аналитические методы (сравнения, коэффициентный, табличный), монографический.

Основная часть

На территории округа проживают группы малочисленных народностей Севера, принадлежащих к финно-угорской этноязыковой общности, которая разделена на две группы: финно-пермскую и угорскую. В угорской группе выделяют две подгруппы: придунайских угров, к ним причисляют венгров, а также обских угров, к которым относятся ханты и манси. В таблице 1 представлены результаты переписи населения практически за вековой период, по которым видно что показатели выросли более чем в 2 раза.

Таблица 1. Динамика численности коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры по переписям с 1926 по 2021 гг.

Национальность

1926

1939

1959

1970

1979

1989

2002

2010

2021

Ханты

8000

12238

11435

12222

11219

11892

17128

19037

19568

Манси

5754

5768

5644

6684

6156

6562

9894

10977

11065

Ненцы

нд

852

815

940

1003

нд

1290

1438

1381

Источник: составлено автором по статистическим отчетам.

При рассмотрении населения как объекта статистического анализа решаются разнообразные задачи, основными из которых являются изучение динамики численности населения, изучение естественного и механического движения населения как составных компонентов его изменения, а также изучение состава населения по различным признакам. При этом под численностью населения рассматривается величина, которая измеряется на определенный момент времени, и характеризует демографическую ситуацию конкретной территории [4].

С 1993 по 2001 годы в Ханты-Мансийском автономном округе проводился социальный мониторинг в виде опроса жителей для изучения социальных проблем коренных малочисленных народов. Целью опроса являлась задача определить мнение коренных малочисленных народов о происходящих социокультурных процессах в округе [5].  Многими респондентами было отмечено, что наибольшее внимание вопросам развития социальных гарантий и льгот было уделено с начала 2000-х годов. Поэтому влияние нормативно-правовых актов на данные вопросы рассмотрим в период между двух переписей населения в 2010 году и 2021 году.

Необходимо отметить, что в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре наблюдаются определенные зависимости этнокультурных процессов от общей социально-экономической ситуации в округе, уровня социальной и межэтнической напряженности, от демографической структуры населения.

Прежде чем опираться на социологические данные, предназначенные для анализа, необходимо учитывать некие общие характеристики округа и социально-экономические положения коренных малочисленных народов. В таком положении более удобно сопоставлять и лучше видеть взаимозависимости, которые важны в оценках и классификации исследуемых процессов.

В качестве единиц отбора при формировании выборки были взяты следующие параметры демографической структуры коренных малочисленных народов Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в 2010 и 2021 гг.: национальность, пол, образование и социально-профессиональная принадлежность (таблица 2). Согласно переписи населения по численности ханты и манси занимают лидирующие позиции. Особенностью по половозрелому признаку большинство населения составляют женщины (более 53,5%), на мужчин приходится 46,5%, что отражает на самом деле усредненные показатели по стране.

Таблица 2. Динамика демографических процессов в ХМАО-Югре (промилле).

Годы

Уровень рождаемости

Уровень смертности

Младенческая смертность

Естественный прирост

Всего

Кмнс

Всего

Кмнс

Всего

Кмнс

Всего

Кмнс

2010

16,2

26,5

6,8

7,7

4,2

3,6

9,4

 18,8

2018

13,6

21,6

6,3

7,4

2,9

7,5

7,3

14,2

2019

12,4

21,6

6,0

6,2

4,1

6,0

6,4

15,4

2020

12,3

15,1

7,6

6,4

3,6

8,8

4,7

8,7

2021

11,7

14,5

8,5

5,8

3,9

11,3 

3,2

8,7

2022

11,1

12,9

6,5

5,1

3,2

7,7

4,6

7,8

2023

 10,7

12,4

 6,1

5,2

2,9 

2,5

 4,6

7,2

Источник: составлено автором по статистическим отчетам (письмо Департамента здравоохранения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 28.05.2024. № 07-ИСХ-9498).

Из таблицы 2 можно сделать определенные выводы по динамике социально-экономических процессов, влияющих на коренные малочисленные народы Югры. В динамике показателя по уровню рождаемости наблюдаем тенденцию к снижению как в общем значении населения округа, так и по КМНС, однако, среди исследуемой нами группы народонаселения уровень данного показателя за 14 лет снизился практически в два раза, с 21,6 до 12,9 в 2022 г. Основными причинами отрицательной динамики являются: «демографическая яма» 1997-2003 гг, а также наметившиеся тенденции более позднего брака и рождение первенца в промежуток возраста от 27 до 35 лет представителей поколения "демографической ямы".

По показателю смертности: за 5 лет есть положительная тенденция к снижению, причем в группе КМНС данный показатель снижается с большей скоростью чем в общей группе народонаселения округа.

Уровень младенческой смертности по КМНС выше базового окружного значения, не имеет устойчивой тенденции к снижению, в целом показатель меняется в пределах 7,5-7,7 промилле, что в 2-2,5 раза больше среднепопуляционного по округу за последние 3 года.

Основная причина неравномерной динамики показателей связана: с ведением традиционного образа жизни, удаленностью сельских местностей и малодоступностью медицинской помощи для женщин из числа КМНС, где они проживают. В целом, высокие уровни этого показателя означают, что существует определенный сегмент проблем, связанный с благополучностью данной группы населения, который до сих пор не решен и оказывает серьезное влияние на общее благополучие данной группы населения.

Естественный прирост населения КМНС имеет тенденцию к снижению, что соответствует общей картине населения округа. Однако, скорость снижения этого показателя среди исследуемой группы населения выше, чем в среднем по округу на 3,4 промилле.

В следующей таблице 3 представлена демографическая структура коренного населения Югры.

Таблица 3. Демографическая структура коренных малочисленных народов Севера ХМАО-Югры по результатам переписи населения.

Параметры

 Генеральная совокупность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Удельный вес, % в генеральной совокупности

 

 

 

вес, %

 

 

 в генеральной

 

 

 

 

 

 

 

 совокупности

 

 

2010 г.

2021 г.

 

2010 г.

2021 г.

1. Национальность

31 483

32 014

 

 

1.1. Ханты

19068

19568

60,6

61,1

1.2. Манси

10977

11065

34,9

34,6

1.3. Ненцы

1438

1381

4,6

4,3

2. Пол

 

 

 

 

2.1. Мужской

нд

14904

нд

46,5

2.2. Женский

нд

17165

нд

53,5

3. Образование

 

 

 

 

3.1. Неграмотные

нд

124

нд

0,4

3.2. Начальное

нд

9302

нд

31,6

3.3. Неполное среднее

нд

2749

нд

10,1

3.4. Среднее и средне-специальное

нд

13264

нд

45,0

3.5. Высшее

нд

6778

нд

23,0

4. Демографическая структура

 

 

 

 

4.1. Дети до 17 лет

нд

14379

нд

40,7

4.2. Работоспособное население

нд

17635

нд

50,0

4.3. Пенсионеры

нд

3287

нд

9,3

Источник: составлено автором по статистическим отчетам (письмо Управления Федеральной службы государственной статистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу-Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу  от 17.05.2024 №101).

В результатах переписи населения за 2002 и 2010 года методические рекомендации по проведению всероссийской переписи не выделяют отдельный, самостоятельный блок по КМНС СДВ. [6] Таким образом, показатели по образованию, демографической структуре, полу отсутствуют.

По состоянию на 2021 год наибольший удельный вес в генеральной совокупности занимают ханты (61,1%) и манси (34,6%). Основная масса КМНС имеет среднее и средне-специальное (45%) и начальное (31,6%) образование. Данная группа, как правило, проживает в сельской местности с традиционным укладом жизни. Население, имеющее высшее образование, а также небольшая доля со среднем-специальным образованием, работает на предприятиях округа, в том числе организациях топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Уровень работоспособного населения составляет 50%.

Изучение численности населения КМНС Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (его численности,  движения) необходимо, поскольку с одной стороны, трудоспособная его часть является непосредственным участником экономических отношений, а с другой, является потребителем произведенных благ. Так, К.Б. Клоков, С.А. Хрущев [2] рассматривают, что в соответствии с переписью населения численность населения КМНС, как базисный показатель, который помогает оценить социально-экономическую ситуацию любого региона, увеличилась. Уровень безработных граждан из числа КМНС по муниципальным образованиям и городам округа (Сургут, Нижневартовск, Ханты-Мансийск), представлен в таблице 4.

Таблица 4. Территориальная структура безработных среди коренных малочисленных народов Севера в ХМАО-Югре по состоянию на 31.12.2023г, человек.

Муниципальные образования, города

Население

Численность граждан из числа кмнс, признаных безработными

Численность безработных, зарегистрированных в органах службы занятости населения

Получающие пособие

Прошедшие переквали- фикацию

Белоярский

31

31

8

10

Березовский

172

172

36

0

Кондинский

56

56

12

0

Нижневартовский

3

3

0

0

Нефтеюганский

0

0

0

0

Октябрьский

30

30

5

7

Советский

1

1

0

0

Сургутский

4

4

1

0

Ханты-Мансийский

10

10

3

3

Всего районы

307

307

65

20

Всего города

19

19

4

1

Итого

326

326

69

21

Источник: составлено автором по статистическим отчетам (письмо Департамента труда и занятости населения Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 21.05.2024. № 17-ИСХ-2869).

Из таблицы следует, что низкий уровень безработицы отмечен в городах и районах округа, входящих в городские агломерации (Сургутскую, Нижневартовскую, Ханты-Мансийскую). В отдаленных территориях севера округа и разобщённых сельских населенных пунктах уровень безработицы очень высокий (Березовский район – 172 чел.)

По результатам переписи населения в 2021 году численность КМНС в Югре составила 32014 человека или 2 % от всей численности населения округа (1,601 млн.человек).  В национальном составе КМНС лидируют ханты (61,1%), на втором месте по численности манси (34,6%), затем ненцы (4,3%). За период с 2010 по 2021 годы численность КМНС сохраняется на стабильном уровне, а также наблюдается позитивная динамика умеренного прироста в течение указанного периода времени (в 2010 году - 31452 человека, в 2021 году-32014 человек).

Заключение

Таким образом, можно сделать вывод о том, что необходимо учитывать культурные, языковые и традиционные ценности КМНС округа, обеспечить сохранение и развитие их самобытности, языка, ремесел, традиций и обычаев.

Кроме того, важным условием устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера является защита их прав на принятие самостоятельных  решений, которые затрагивают их интересы. Это может быть достигнуто через укрепление их права на самоопределение, взаимодействие с государственными органами власти и общественными организациями. Важно отметить, что добыча природных ресурсов необъятных размеров негативно сказывается на  жизнедеятельность КМНС.

КМНС необходимо обеспечить защиту в социальной сфере, в том числе в здравоохранении, образовании, жилищных вопросах и трудовые отношениях.

В стратегиях развития КМНС необходимо включить меры по поддержке и развитию культурного наследия коренных народов округа, их языков, ремесел, традиций и обычаев. Это способствует сохранению и укреплению их самобытности и идентичности, а также способствует повышению самооценки и самоуважения у представителей этих народов.

В стратегиях развития государственных программах по устойчивому

развитию КМНС необходимо включить, пересмотреть меры по:

  • поддержке и развитию культурного наследия коренных народов округа, их языков, ремесел, традиций и обычаев;
  • обеспечению доступности медицинской, в том числе
  • высокотехнологичной, перинатальной помощи с учетом места проживания;
  • обеспечению 100 % диспансерного учета, ежегодных профилактических осмотров и закрепления КМНС за медицинскими учреждениями;
  • профориентационным мероприятиям и выдаче направлений для получения профессий для учащихся 9 классов среднеобразовательных школ;
  • совершенствованию мероприятий по улучшению жилищных условий. Важно отметь о необходимости возобновления процедуры приема заявлений от граждан КМНС по вопросу постановки на учет с целью получения субсидий на приобретение жилья.

Список литературы

  1. Распоряжением Правительства РФ от 4 февраля 2009 г. № 132-р «Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.
  2. Ладыженская Т.П. Народы Югры-проблемы и перспективы в условиях освоения Севера и Арктики // Общество и экономика. 2.2022.
  3. Хрущев С.А., Клоков К.Б., Ступин Ю.А. Региональные особенности динамики численности и расселения коренных малочисленных народов Севера России // Известия Русского географического общества. – 2008. – Т. 140. – Вып. 3. – С. 45-50.
  4. Клоков К.Б., Хрущев С.А. (г. Санкт-Петербург) Динамика демографического воспроизводства популяций коренных малочисленных народов Севера России и ее региональные особенности // Региональные исследования № 5 (20), 2008. С. 39.
  5. Burundukova E.M., Kostina O.V. CHALLENGES ASSOCIATED WITH THE LEGAL ENFORCEMENT OF LAND USE BY INDIGENOUS SMALL-NUMBERED PEOPLES OF THE NORTH // Brazilian Journal of Law and International Relations. Т. 1. № 34. С. 117-133.
  6. Харамзин Т.Г., Хайруллина Н.Г. Изучение социально-этнической ситуации Ханты-Мансийского автономного округа как этап разработки социологического мониторинга. – Тюмень, Ханты-Мансийск, 1995.- 48 с.
  7. Пешина Э.В. Статистический учет коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России с 1897 по 2010 гг. URL:https://elar.urfu.ru/bitstream/10995/108125/1/978-5-94646-652-3_2021_020.pdf (дата обращения 21.06.2024).
  8. Горбунов А.С. Проблемы и пути совершенствования социально-экономического развития коренных народов Севера в Ханты-Мансийском автономном округе Югре // Проблемы экономики и юридической практики. № 3. С. 349-351. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-puti-sovershenstvovaniya-sotsialno-ekonomicheskogo-razvitiya-korennyh-narodov-severa-v-hanty-mansiyskom-avtonomnom-okruge.
  9. Гусейнли К.М.О. Анализ показателей социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югра // Бизнес и общество. 2022. № 4 (36). С. 69. URL: https://busines-society.ru/2022/num-4-36-2/68_gusejnli.pdf.
  10. Журавель В.П. Коренные малочисленные народы Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ: проблемы и перспективы дальнейшего развития и международного сотрудничества // Россия: тенденции и перспективы развития. № 15-2. С. 851-856. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/korennye-malochislennye-narody-severa-sibiri-i-dalnego-vostoka-rf-problemy-i-perspektivy-dalneyshego-razvitiya-i-mezhdunarodnogo.

 

 

 

 

 

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Салтанова Ольга Еремеевна