Эффект социального контракта в контексте экономического роста региона: структурный анализ

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Липина Вероника Юрьевна – предприниматель  ИП Липина Вероника Юрьевна в г. Челябинск, выпускница Южно-Уральского государственного университета.

Аннотация: Данное исследование направлено на изучение влияния социального контракта на экономический рост региона. Используя структурный анализ, автор рассматривает ключевые элементы социального контракта и их взаимосвязь с показателями экономической деятельности региона. Реализация практики социального контракта рассматривается как эффективный инструмент государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Челябинской области. Теоретические основы включают ключевые правила и требования к получателям помощи на открытие бизнеса. Анализ регионального опыта показывает, что программа способствует не только повышению доходов населения и сокращению бедности, но и стимулирует развитие предпринимательской активности, о чем свидетельствуют рост числа субъектов МСП, количества занятых, оборота организаций и выручки ИП. Кроме того, программа способствует развитию самозанятости, что в совокупности позволяет сделать вывод о ее важной роли в обеспечении устойчивого экономического роста региона.

Ключевые слова: государственная социальная помощь, социальный контракт, мероприятия социального контракта, соцконтракт в регионах, малый бизнес, самозанятые.

Введение

Развитие малого и среднего предпринимательства является ключевым фактором обеспечения устойчивого экономического роста регионов. В этой связи особую актуальность приобретают меры государственной поддержки, направленные на стимулирование предпринимательской активности населения.

Социальный контракт является одной из мер поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства. В рамках социального контракта граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, получают финансовую помощь на открытие или развитие собственного дела. Важно понимать, на какие направления предприниматели, заключающие социальный контракт, преимущественно направляют полученные средства, а также оценить эффективность реализации данной программы.

Теория и методы

Теория

Теория человеческого капитала рассматривает инвестиции в людей (в их образование, здоровье, профессиональные навыки) как ключевой фактор экономического роста и повышения благосостояния. Согласно этой теории, программа социальных контрактов можно рассматривать как инвестицию государства в развитие предпринимательских компетенций граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данные инвестиции позволяют таким гражданам повысить свой человеческий капитал и улучшить свое финансовое положение.

Социальный контракт – это особый договор между органами социальной защиты и малообеспеченной семьёй или гражданином. Благодаря этому договору люди могут получить дополнительное образование и повысить свою квалификацию, чтобы найти новую работу, начать свой бизнес, получить средства для развития личного подсобного хозяйства, купить одежду, обувь и школьные принадлежности для своих детей, а также получить помощь в сложных жизненных ситуациях.

Государственная социальная поддержка в виде социального пособия на основе социального контракта предоставляется для реализации следующих задач:

  1. Поиск работы.
  2. Индивидуальное предпринимательство — не более 350 000 рублей.
  3. Личное подсобное хозяйство — 200 000 рублей.
  4. Обучение - не более 30 000 рублей.
  5. Другие мероприятия [2].

Одинокие малоимущие граждане и семьи имеют право на заключение социального контракта. Государственная социальная помощь предоставляется при соблюдении определённых условий, включая российское гражданство и уровень дохода ниже прожиточного минимума.

Метод исследования

Для выявления наиболее популярных направлений бизнеса, на которые предприниматели направляют средства социального контракта, был проведен опрос 100 предпринимателей. Респондентам было предложено указать сферу их деятельности и чистую прибыль указанную в бизнес-плане.

Для исследования воздействия социального контракта на экономическое развитие региона в этой работе используется структурный анализ. Этот метод позволяет проанализировать ключевые аспекты реализации практики социального контракта и определить их взаимосвязь с показателями экономического роста Челябинской области.

В рамках структурного анализа были изучены теоретические основы реализации социальных контрактов, включая законодательную базу, правила и требования к участникам программы. Особое внимание уделяется следующим аспектам:

  • виды мероприятий, на которые предоставляется государственная социальная помощь в рамках социального контракта (поиск работы, индивидуальная предпринимательская деятельность, ведение личного подсобного хозяйства и другие);
  • размеры социальных выплат по каждому направлению;
  • условия заключения социального контракта (гражданство РФ, проживание в Челябинской области, доход ниже прожиточного минимума и согласие членов семьи);
  • порядок подачи документов и проведения тестирования предпринимательских компетенций для граждан, планирующих начать свой бизнес.

Также в рамках структурного анализа была исследована региональная практика реализации социальных контрактов в Челябинской области. Были проанализированы данные об эффективности программы, в частности, её влияние на развитие малого и среднего бизнеса, самозанятость населения и повышение доходов и снижение уровня бедности в регионе.

Результат

Для выявления наиболее популярных направлений бизнеса, на которые предприниматели направляют средства социального контракта, был проведен опрос 100 предпринимателей. Респондентам было предложено указать сферу их деятельности.

Согласно результатам опроса, наиболее популярными направлениями бизнеса, на которые предприниматели направляют средства социального контракта, являются:

  • Бьютибизнес (парикмахерские, маникюрные салоны, косметические услуги) – 20% респондентов;
  • Услуги такси и грузоперевозки – 15% респондентов;
  • Производство животноводческой продукции (разведение КРС, овец, коз, птицеводство, сыроварение) – 13% респондентов;
  • Деятельность фотографов и фотостудий – 10% респондентов;
  • Производство изделий из кожи, бетона, одежды – 15% респондентов;
  • Производство и услуги по ремонту помещений, автомобилей и прочее – 27% респондентов.

Среднемесячная чистая прибыль респондентов составляет 35000-70000 рублей, а выручка – 70000-150000 рублей.

Предприниматели, получающие средства по социальным контрактам, открывают бизнес в различных перспективных отраслях. Рассмотрим подробнее ситуацию на рынках, где развивается такой бизнес.

В сфере бьютибизнеса, включающей парикмахерские, маникюрные салоны и предоставление косметических услуг, ключевые игроки занимают значительную долю рынка. Крупнейшими из них являются сетевые салоны красоты, такие как "Персона", "Бигуди" и "Точка красоты". Однако остальная часть рынка распределена между многочисленными небольшими салонами и индивидуальными предпринимателями, что создает широкие возможности для роста новых игроков, в том числе начинающих бизнесменов по социальным контрактам.

Рынок такси и грузоперевозок также характеризуется высокой степенью фрагментированности. Основная доля рынка приходится на небольшие транспортные компании и частных перевозчиков. Крупнейшими агрегаторами в этой сфере являются Яндекс.Такси, Gett и Bolt, которые продолжают активно наращивать свое присутствие.

В производстве животноводческой продукции лидируют крупные агрохолдинги, такие как "Мираторг", "Черкизово", занимая значительную долю рынка мяса и молочной продукции. При этом сохраняется и существенная доля фермерских и личных подсобных хозяйств.

Говоря о трендах и прогнозах развития этих отраслей, можно отметить ряд важных факторов. Во-первых, наблюдается рост потребительского спроса на качественные персональные услуги, экологичную и локальную продукцию. Во-вторых, происходит активная цифровизация и внедрение современных технологий в традиционные сферы малого бизнеса. В-третьих, ожидается дальнейшее увеличение доли самозанятых и микропредпринимателей на рынке.

Кроме того, государственная поддержка развития малого и среднего предпринимательства, в том числе через программы социальных контрактов, создает благоприятные условия для начинающих бизнесменов. Эксперты прогнозируют сохранение высокого интереса к открытию бизнеса в отраслях, популярных среди получателей социальных контрактов.

Согласно данным Счетной палаты и Министерства труда России, реализация программы социальных контрактов демонстрирует высокую эффективность как инструмент повышения доходов населения и сокращения уровня бедности. Так, по итогам 2021-2022 годов доходы в среднем выросли у 52,5% и 66% участников программы соответственно, при этом у 22,5% и 25% "соцконтрактников" среднедушевой доход превысил границы бедности [1].

В 2023 году программой социального контракта было охвачено более 720 тыс. граждан, 78% из которых смогли увеличить свои доходы, а 42% – выйти из бедности. Аналогичные позитивные тенденции наблюдаются и в Челябинской области: 90,4% южноуральцев, заключивших социальные контракты, увеличили свои доходы, при этом доходы более половины (57,3%) превысили прожиточный минимум [1].

Данные свидетельствуют, что с начала 2024 года в Челябинской области было оформлено 1264 социальных контракта, в том числе 790 - на осуществление индивидуальной предпринимательской деятельности. При этом по итогам 2023 года в регионе было заключено 4693 социальных контракта на общую сумму свыше 1 млрд рублей. Всего с 2021 года в России было заключено более 800 тыс. социальных контрактов, охвативших свыше 2,5 млн человек, из которых 69% смогли увеличить свои доходы, а 31% – выйти из бедности [3].

Важно отметить, что с 2024 года при заключении социальных контрактов на открытие своего дела или развитие личного подсобного хозяйства будет проводиться тестирование на определение уровня предпринимательских компетенций. Это позволит повысить эффективность данной меры поддержки и стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства в регионе.

Реализация программы социальных контрактов способствовала активному развитию малого и среднего бизнеса в Челябинской области. Так, в 2023 году количество сотрудников, работающих в малом бизнесе, увеличилось на 3,8%, число зарегистрированных предпринимателей выросло на 3,3%, а оборот организаций и выручка ИП увеличились на 10,14%. Кроме того, рост числа самозанятых положительно повлиял на доходы муниципалитетов: сумма полученных ими специальных дотаций составила более 450 млн рублей [5].

Выводы

Проведенный опрос выявил наиболее популярные направления бизнеса, открывающегося за счет средств социального контракта, а также предполагаемые доходы начинающих предпринимателей. Структурный анализ показал важные выводы о влиянии социальных контрактов на экономический рост Челябинской области. Эта практика поддерживает малый и средний бизнес, повышает доходы населения и стимулирует предпринимательскую активность. Социальные контракты также способствуют развитию самозанятости и обеспечивают устойчивый экономический рост региона, поддерживая малоимущих граждан.

В целом, проанализированные данные свидетельствуют о наличии привлекательных возможностей для развития малого предпринимательства в рассмотренных отраслях, что обеспечивает хорошие перспективы для получателей социальных контрактов, намеренных открыть или расширить свой бизнес.

Список литературы

  1. Бюллетень Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации. 2023. № 5. [Электронный ресурс]. URL: https://www.sptulobl.ru/law/Bul-5-2023.pdf (дата обращения: 24.07.2024).
  2. Государственная социальная помощь на основании социального контракта [Электронный ресурс]. URL: https://socchel.ru/gosudarstvennaya-socialnaya-pomoshch-na-osnovanii-socialnogo-kontrakta?ysclid=lyzj2loogq681072573(дата обращения: 24.07.2024).
  3. Антон Котяков: В 2023 году более 700 тысяч граждан получили помощь в рамках социального контракта [Электронный ресурс]. URL: https://mintrud.gov.ru/social/social/1317?ysclid=lyzj4hmzvz729675997 (дата обращения: 24.07.2024).
  4. Социальный контракт – инструмент выхода из трудной жизненной ситуации [Электронный ресурс]. URL: https://minsoc.gov74.ru/minsoc/news/view.htm?id=11504552 (дата обращения: 24.07.2024).
  5. Итоги работы Министерства экономического развития Челябинской области в 2023 году [Электронный ресурс]. URL: https://mineconom.gov74.ru/mineconom/activity/itogi2023.htm (дата обращения: 24.07.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Липина Вероника Юрьевна