Система пространственного анализа инвестиционных проектов на основе базы знаний ИЭОПП СО РАН

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 330.47

Дэйр Дарья Егоровна – бакалавр Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Аннотация: В работе дается краткое описание созданной системы пространственного анализа инвестиционных проектов, используемой в ИЭОПП СО РАН. Демонстрируется апробация системы на примере кейса строительства Северо-Сибирской магистрали. Показана неравномерность распределения инвестиционных проектов на территории строительства Северо-Сибирской магистрали и необходимость расширения движения инвестиционных проектов в сторону Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округа, где на текущее время их концентрация значительно понижена, для более равномерного развития территорий.

Ключевые слова: Азиатская Россия, инвестиционные проекты, пространственный анализ, пространственное развитие, базы знаний.

Для получения необходимого результата от инвестиционных вложений компания должна провести качественный анализ инвестиционных проектов. Инвестиционный проект позволяет рассчитать размер и эффективность будущих вложений компании, а также учесть возможные риски выбранных проектов. Для макроэкономиста же важно понимать точки развития территории, отраслевые перестройки и формирование цепочек добавленных стоимостей.

Актуальность данной статьи обуславливается тем, что анализирование инвестиционных проектов позволяет получать информацию о выборе приоритетных направлений развития территорий, на которых реализуются проекты. Это имеет важное значение для перераспределения инвестиционных потоков. Инвестиционные проекты являются важнейшей составляющей государства и его субъектов, они предоставляют отличную возможность для того, чтобы усилить положение субъекта и его дальнейшее развитие. В перспективе это сказывается положительно на экономике самого субъекта и страны в целом. Поэтому для анализа пространственного распределения инвестиционных проектов в Институте экономики и организации промышленного производства Сибирского отделения Российской академии наук (ИЭОПП СО РАН) был разработан блок Базы знаний, которую институт развивает последние 3 года.

В процессе разработки базы знаний особое внимание уделяется разделу визуализации в системе базы данных. Помимо стандартной возможности построения графиков, схем и диаграмм, система должна предоставлять функционал для отображения информации с геопривязкой на карте и другие возможности [3]. На рис. 1 представлена карта России с отмеченными на ней инвестиционными проектами. На основе данной карты разрабатывалась система анализа инвестиционных проектов, о которой более подробно будет написано далее.

1

Рисунок 1. Инвестиционные проекты на карте России.

В статье будет сделан акцент на инвестиционные проекты страны, реализуемые на территории Азиатской России, актуальность рассмотрения которой обусловлена значимостью и потенциалом для развития экономики Российской Федерации в целом.

Азиатская часть России имеет широкие перспективы в различных сферах. Так, на Азиатскую часть страны приходится 25–26% суммарного валового регионального продукта. При рассмотрении ретроспективных трендов за последние 25 лет, можно сделать вывод, что доля в суммарном ВРП Азиатской России сократилась всего на 3 п.п. (в сравнении, доля европейской «периферии» уменьшилась на 12,1 п.п.) [1]. Для осуществления прогрессивных структурных изменений важную роль играет инвестиционная активность, характер взаимоотношений с внешним миром, а также динамика спроса, прежде всего внутреннего [2].

Сибирь и Дальний Восток имеют огромное количество. На территориях добывается более 90% ресурсов углеводородов, 90% угля. около 73,3% золота, 99% – платиноидов, более 95% – олова, 75% – алмазов и большое количество руд металлов. Помимо этого, малоосвоенные территории Сибири имеют важное геополитическое значение, особенно усиливающееся в последние несколько лет. Большое количество лесов влияют на климат, т.к. тормозят процесс глобального потепления [4].

Доля Азиатской России из общего числа занятых в экономике страны составляет по данным на 2019 г. приблизительно 20%, что примерно соответствует ее доле в численности населения. Валовой региональный продукт на душу населения на 27% выше, чем в целом по России [1].

Несмотря на то, что Азиатская Россия демонстрирует высокий уровень экономических показателей, регионы сталкиваются с трудностями, которые важно преодолевать:

  1. Недостаточная численность населения, наличие большого количества «пустых» территорий;
  2. Большие расстояния до основных рынков сбыта;
  3. Сложные климатические обстоятельства и суровые погодные условия возникает необходимость большого финансирования для обеспечения комфортных условий проживания и ведения деятельности;
  4. Неравномерность экономического развития территорий [4].

Для улучшения ситуации требуются дополнительные инвестиции в развитие транспортной и социальной инфраструктуры, привлечение и удержание квалифицированных специалистов, а также поддержка экономической деятельности в малоразвитых регионах.

Необходимость анализирования инвестиционных проектов заключается в том, чтобы с их помощью Азиатская Россия вышла на новый уровень развития. Главной целью является социально-экономический прогресс территорий Азиатской России, увеличение численности населения (особенно в регионах Дальнего Востока).

С помощью системы ГИС-моделирования, находящейся в Базе Знаний ИЭОПП СО РАН, предоставляется возможность проведения анализа инфраструктурных инвестиционных проектов. Интересным исследовательским и практическим кейсом для анализа является инвестиционный проект по проведению строительства Северо-Сибирской магистрали. Для перехода России на новый экономический уровень возрастает важность трансформации инфраструктурных транспортных проектов, осуществляемых в стратегическом масштабе. И реализация проекта строительства Северо-Сибирской магистрали имеет в данном случае важное экономическое, геополитическое и стратегическое значение [6].

Северо-Сибирская магистраль – это участок железной дороги, который проходит от города Усть-Илимска до Нижневартовска (рис. 2). Железная дорога является продолжением Байкало-Амурской магистрали. Магистраль представляет собой связующее звено между уже существующими железнодорожными путями вблизи Усть-Илимска, Лесосибирска, Степановки, Нижневартовска и других городов и сел.

 2

Рисунок 2. План Северо-Сибирской магистрали и проходящие вблизи железные дороги.

Северо-Сибирская магистраль пересекается с важными водными путями Сибири через реки Енисей, Обь, Ангара и Лена, в связи с чем в городах Усть-Илимск, Лесосибирск, Богучаны, Белый Яр, Сургут и т.д. создаются большие транспортные центры, которые способствуют сообщению между удаленными районами Сибири и Северным морским путем [5].

Благодаря осуществлению плана по строительству Северо-Сибирской магистрали будет заметен серьезный прогресс в преодолении сложностей, присущих непосредственно регионам Азиатской России, преимущественно регионам Сибири. К таким сложностям относятся:

  1. Низкий уровень развития транспортной сети, из-за чего доступ к большей часть территории является затрудненным;
  2. Неравномерность населения территорий, неравное распределение экономически значимых объектов;
  3. Уровень жизни большей части населения является ниже среднего;
  4. Недостаточная связанность экономики субъектов Российской Федерации, проявляющаяся в слабом взаимодействии субъектов друг с другом и многие другие [4].

Рассмотрим построенную в ходе работы систему пространственного анализа и визуализации имеющихся инвестиционных проектов России на примере кейса строительства Северо-Сибирской магистрали подробнее. Для разработки инструмента использовался язык программирования R и программа RStudio, а также среда Shiny, необходимая для разработки приложений, которые включают в себя пользовательский графический интерфейс и интерактивное пользование. Система пространственного анализа предоставляет возможность исследования проектов как всей страны, так и отдельных территорий, благодаря чему можно выстраивать стратегии развития регионов, перенаправлять инвестиционные потоки в более приоритетные области.

Сведения о существующих инвестиционных проектах, содержащихся в Базе Знаний, собраны на основе данных сайта investprojects.info – цифровой платформы инвестиционных проектов России. В базе данных есть такая информация, как id проекта, статус, название, стадия, регион, отрасль, объем инвестиций, вид собственности. Всего собрано данных более чем о 63000 проектах.

В системе присутствует возможность отображения таких данных, как инфраструктура (административные районы, автомобильные дороги, аэропорты, газопроводы, железные дороги, нефтепроводы, речные порты), твердые полезные ископаемые (точечные месторождения, геолого-промышленные кластеры и т.д.), углеводородное сырье (месторождения, скважины, кластеры нефтедобычи, полигоны и т.д.), инвестиционные проекты, компании, статистические показатели, пространственная аналитика, слои для демонстрации (транспортная стратегия, железные дороги, автомобильные дороги, порты и т.д.).

Рассмотрим общий механизм работы системы пространственного анализа. Для составления аналитического отчета есть два варианта выбора территории, на которой расположены инвестиционные проекты: с помощью выбора определенного региона и выделения интересующей области вручную.

Первоочередно необходимо вручную выделить территорию, прилегающую к Северо-Сибирской магистрали, а также добавить отображение инфраструктуры в виде железных дорог, как это показано на рис. 3. Красным цветом на рис. 3 обозначены существующие железные дороги, оранжевым – планируемая магистраль. По расположению инвестиционных проектов можно сделать вывод, что большинство из них сосредоточено в «нижней» зоне от магистрали и вблизи существующих железных дорог.

3 

Рисунок 3. Выделение территории Северо-Сибирской магистрали для анализа инвестиционных проектов.

После вышеописанных действий получаем аналитический отчет по инвестиционным проектам, реализуемых на территории Северо-Сибирской магистрали, в виде четырех круговых диаграмм (рис. 4). 

 4

Рисунок 4. Аналитический отчет по инвестиционным проектам, реализуемых на территории Северо-Сибирской магистрали.

По предоставленному отчету можно сделать вывод, что большинство инвестиционных проектов (более 81%) реализуются на территории Красноярского края, также около 9% проектов расположены в Иркутской области, остальные – в Ханты-Мансийском автономном округе, Томской и Свердловской области и Республике Хакасии. Преобладающими отраслями инвестиционных проектов является целлюлозно-бумажная промышленность, которая составляет 43,1% от всех имеющихся проектов и промышленность строительных материалов, составляющая 21%. Кроме это присутствуют проекты по строительству ТЭС, ГЭС, ГРЭС (11,6%), цветная металлургия (10,2%), остальную часть проектов составляет производство кирпича, нефтепереработка, биотопливо, угольная промышленность, строительство больниц, школ, спортивных объектов и сооружений, аэропортов, ВУЗов и НИИ, жилых комплексов и др. Стоит отметить, что более 35% проектов находятся на стадии предпроектных проработок, а 34,7% – на стадии проектирования. На стадии строительства находится около 10% инвестиционных проектов, ведется подготовка к строительству около 6% проектов. В эксплуатации введены также 6% проектов. Остальные находятся на стадии модернизации либо их реализация приостановлена. На рассматриваемой территории преобладает реализация частных инвестиционных проектов (59,8%), 19,1% проектов принадлежат компаниям с государственным участием, 17,4% – государственно-частному партнерству, и 3,72% являются государственными.

По отчету видно, что в Красноярском крае запланировано строительство двух целлюлозно-бумажных производств и комплекса глубокой переработки древесины. Важность строительства целлюлозно-бумажных производств в Красноярском крае можно объяснить тем, что на его территории имеются значительные запасы невостребованных древесных ресурсов, таких как отходы производства и малоценные породы древесины, поэтому развитие целлюлозного производства считается одним из наиболее эффективных способов использования древесных отходов и не востребованных низкосортных пород древесины.

В результате исследования можно сделать вывод, что реализация проектов, находящихся на территории строительства Северо-Сибирской магистрали, имеет важное значение для прогресса регионов Азиатской России. Стоит отметить, что реализация магистрали будет импульсом расширения движения инвестиционных проектов в сторону Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономного округа, где на текущее время их концентрация значительно понижена. Это приведет к более равномерному развитию территорий.

Таким образом, созданная система позволяет проводить анализ инвестиционных проектов данных на различных уровнях и масштабах территорий. Есть возможность изучать и оценивать проекты как в масштабах целой страны, так и на уровне отдельных регионов. Полученные в процессе работы системы аналитические выводы могут служить основой для формирования стратегических планов развития регионов, а также принятия решений по распределению инвестиционных ресурсов в наиболее перспективные отрасли и территории страны.

Список литературы

  1. Алексеев А. В. и др. Анализ ретроспективной динамики и состояния экономики России и Азиатской России // Новый импульс Азиатской России. 2022. С. 19-41.
  2. Баранов А. О. и др. Сценарные условия развития экономики России и Азиатской России на период с 2022 по 2035 год // Новый импульс Азиатской России. 2022. С. 60-77.
  3. Костин А. В. База знаний как инструментарий решения задач в экономической, социальной и производственной сферах / под ред. М.А. Ягольницера. – Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2023. С. 160.
  4. Крюков В. А., Суслов Н. И. Введение // Новый импульс Азиатской России: источники и средства развития. В 2-х томах. Т. 1 / Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2023. С. 9-14.
  5. Прокофьева Т. А. Развитие логистической инфраструктуры-стратегическое направление реализации транзитного потенциала России в системе Евроазиатских МТК и интенсивного экономического роста регионов Европейского севера, Сибири и Дальнего Востока // Транспортные системы: тенденции развития. 2016. С. 382-389.
  6. Прокофьева Т. А., Гончаренко С. С. Строительство Северо-Сибирской магистрали-один из главных приоритетов развития транспортной системы Сибири и экономики России в целом // В центре экономики. 2020. №. 3. С. 5-31.
Автор: Дэйр Дарья Егоровна