Влияние COVID-19 на изменение потребительского поведения в России
"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент
УДК 33
Шаропов Азамат Алишерович – магистр международных отношений кафедры “Анализ данных” Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» (Московского инженерно-физического института).
Аннотация: В научной статье проведен анализ особенностей трансформации потребительского поведения населения России в период пандемии коронавируса. Исследованы факторы и угрозы, которые повлияли на трансформацию потребительского поведения. Установлено, что пандемия имела колоссальное влияние на изменение потребительского поведения российских домохозяйств, что позволило поддержать экономику страны в период турбулентности.
Ключевые слова: потребительское поведение, потребление, пандемия, изменение потребительского поведения.
Введение
Актуальность научного исследования на выбранную тему обусловлена тем, что пандемия коронавируса оказался непрогнозируемым кризисом, приведшего к трансформации потребительских рынков. Это повлияло и на изменение потребительского поведения российских домохозяйств, которое важно учитывать организациям при разработке маркетинговой стратегии продвижения товаров и услуг.
Цель исследования
Научная статья направлена на исследование характеристики основных изменений в потребительском поведении населения России, вызванного последствия пандемии коронавируса.
Материалы и методы исследования
В научной статье использовались материалы научно-литературной базы сайта elibrary. Для статистического анализа использовались материалы и сборники Росстата.
Результаты и их обсуждения
Под понятием «потребительское поведение» необходимо подразумевать экономическое поведение потребителей, которое влияет на их выбор товаров и услуг при потреблении. По сути, это комплекс действия, осуществляемых в процессе принятия решений о выборе структуры потребительских расходов человек [1].
Потребительские расходы домохозяйств, которые возникают в процессе их потребительского поведения – это часть личных доходов граждан, которые направляются на потребление товаров и услуг в целях обеспечения реализации потребностей.
В период пандемии коронавируса потребительское поведение людей стало характеризоваться тем, что все больше цифровые технологии и информационно-коммуникационные системы влияют на выбор того или иного товара. Из-за цифровизации появляются новейшие факторы, влияющие на экономическое поведение.
Появилось больше коммуникационных каналов, в том числе, через социальные медиа, которые воздействуют на потребительский выбор людей. С одной стороны, доступ к информации облегчился, а с другой, это негативный фактор, вызывающий информационную нагрузку и приводящий к манипуляциям фактов. Интернет и социальные сети превратились в одну глобальную площадку рекламы и маркетинговых предложений, завлекающих людей приобретать иногда ненужные им товары и услуги. Это увеличивает нерациональность личных покупок и расходов.
К тому же, онлайн-сегмент при реализации продукции стал популярным в особенности с 2020 г., когда мир столкнулся с угрозой в виде пандемии covid-19. Невозможность работать офлайн вынуждала предпринимателям искать возможность продавать продукцию в Интернете, куда, в том числе, уходили и потребители, что влияло на рост продаж в сегменте электронной коммерции (рисунок 1).
Рисунок 1. Динамика объема рынка Интернет-торговли в России, в трлн руб. [3].
Все чаще выбор людей делается в пользу тех товаров, которые производятся и продаются под известными брендами. Информационная нагрузка, с которой сталкиваются потребители, стала чрезмерно колоссальной. Все сложнее становится делать правильный и рациональный выбор покупки, поскольку поток информации настолько большой, что возможность его обработать незначительная [2].
К основным информационным каналам относятся социальные медиа и социальные сети. В них встречается много правдивой и ложной информации о отзывах и опыте пользования теми или иными продуктами. Это лишь усложняет потребительский выбор человека в пользу конкретного товара, ведь нельзя быть до конца уверенными в том, что информация, поступающая извне, имеет достоверность.
В условиях экономической нестабильности периода пандемии коронавируса на формирование изменения потребительских расходов влияли такие факторы:
- Состояние рынка труда и уровень занятости.
- Потребительские ожидания населения.
- Личная заинтересованность и желание населения в накоплении, сбережении и инвестициях.
Вместе с тем, на динамику потребительских расходов влияют следующие угрозы:
- снижение уровня реальных личных доходов;
- структурная модернизация экономической системы;
- увеличение доли просроченных потребительских кредитов;
- рост инфляционных рисков.
Чтобы проанализировать то, как потребительское поведение российских домохозяйств менялось в количественном значении, обратимся к графику рисунке 2, где изображена динамика потребительских расходов на душу населения.
Рисунок 2. Динамика потребительских расходов на душу населения в России, в руб. [4].
В результате, потребительские расходы российских домохозяйств на душу населения за период пандемии с 2020 по 2022 гг. увеличились с 27443 руб. до 35336 руб. Однако в 2020 г., в первый год пандемии, потребительские расходы в среднем на душу населения в % к предыдущему году снизились на 4,5%, тогда как в 2021 и 2022 гг. выросли на 17,9% и 10,3% соответственно.
Далее предлагаем обратится к диаграммам рис. 3 и рис. 4, где будет проанализирована структура использования денежных доходов российских домохозяйств в 2020 и 2022 гг.
Рисунок 3. Структура использования денежных доходов российскими домохозяйствами России в 2020 г., в % от общей суммы [4].
В итоге, в 2020 г. 76% денежных доходов российских домохозяйств использовались в целях покупки товаров и оплаты услуг. Обязательные платежи, взносы и прочие расходы составляли 15%. А на сбережения уходили 9% личных денежных доходов.
Рисунок 4. Структура использования денежных доходов российскими домохозяйствами России в 2022 г., в % от общей суммы [4].
В итоге, в 2022 г. 79% денежных доходов российских домохозяйств использовались в целях покупки товаров и оплаты услуг. Обязательные платежи, взносы и прочие расходы составляли 16%. А на сбережения уходили лишь 5% личных денежных доходов.
Выводы
Таким образом, за период пандемии с 2020 по 2022 гг. потребительские расходы российских граждан увеличились. Они стали больше потреблять и меньше сберегать. Такая модель потребительского поведения российских домохозяйств стимулирует рост совокупного спроса, а значит, и предложения на рынках. Однако сбережения снижаются, а вместе с ними, и личная финансовая безопасность граждан России.
Среди причин роста потребительских расходов российских домохозяйств в период пандемии, можно выделить следующие триггеры:
- потребность в удовлетворении дополнительных желаний, которые возникают в целях компенсации отказа от прежнего режима жизни;
- появление торговых маркетплейсов, которые облегчили доступ к разным покупкам товаров;
- развитие Интернет-торговли, что позволяет делать заказы продуктов с доставкой на дом.
Список литературы
- Рязанова Г.Н. Управление поведением потребителя в организации метамодерна // Вестник университета. 2020. № 11. С. 39-43.
- Малых М.М., Грабельных Т.И. Трансформация моделей потребительского поведения населения России в новой геополитическое и пандемической реальности // Казанский социально-гуманитарный вестник. 2022. № 5 (56). С. 42-45.
- Интернет-торговля (рынок России). URL: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья: Интернет-торговля (рынок России) (дата обращения: 19.07.2024).
- Денежные доходы и расходы населения. URL: https://rosstat.gov.ru/compendium/document/13270 (дата обращения: 19.07.2024).
{aocial}