Оценка перспектив приоритезации направлений деятельности специализированных логистических терминалов в Российской Федерации

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Хрестина Александра Александровна – магистрант Российского университета транспорта (МИИТ).

Аннотация: В последние годы правительство России уделяет особое внимание развитию специализированных угольных терминалов. Это обусловлено тем, что они обеспечивают более высокую скорость и технологичность перевалки угля по сравнению с универсальными терминалами. В статье рассмотрены основные преимущества и недостатки данного подхода, а также предложены альтернативные решения данного вопроса.

Ключевые слова: логистика, грузовые терминалы, грузовые перевозки.

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о необходимости приоритизации специализированных терминалов при обработке грузов. Эта тема актуальна для различных отраслей промышленности, включая транспортную, логистическую и производственную. Рассмотрим основные аспекты этой проблемы и проанализируем возможные последствия такого подхода.

На сегодняшний день уголь, поступающий на Дальний Восток, распределяется среди всех терминалов, которые занимаются его перевалкой. Это распределение происходит исходя мощностей и возможностей того или иного порта. В 2023 году на спецтерминалы пришлось 47,8% объема перевалки экспортного угля в дальневосточных портах. При этом перевалка угля в портах региона в целом выросла с 2012 года в два раза, а в спецпортах — только в 1,3 раза. С инициативой приоритетности выступили профильные стивидорные компании, отмечая снижение и недозагруженность спецпортов. В свою очередь, ОАО «РЖД» приветствует мероприятия, направление на оптимизацию перевозочного процесса. Действительно, получение приоритета угольными терминалами имеет ряд преимуществ. Рассмотрим некоторые из них:

  • Высокая скорость перевалки: использование вагоноопрокидывателей позволяет сократить время выгрузки вагона с часа до четырёх минут, что влияет на общее время оборота вагона и позволит повысить эффективность использования вагонного парка.
  • Технологичность: применение специализированного оборудования обеспечивает бережное обращение с углём и минимизирует риски потери при перевалке и повреждения вагона.
  • Улучшение конкурентоспособности: специализированные терминалы смогут предложить выгодные условия для грузоотправителей и повысить свою долю на рынке.
  • Увеличение объёмов перевалки: благодаря высокой скорости и технологичности специализированных терминалов, они смогут обрабатывать больший объем грузов, что положительно скажется на экономике страны в целом.
  • Развитие инфраструктуры: строительство и модернизация специализированных терминалов потребует инвестиций в железнодорожную инфраструктуру и портовое оборудование.

Эксперты отмечают, что приоритезация специализированных угольных терминалов является оправданным решением, однако важно определить критерии отнесения терминалов к специализированным. Действительно, условия специализации портов не установлены на законодательном уровне. В связи с этим, ведутся работы по определению критериев оценки терминалов, осуществляющих перевалку угольной продукции. Среди них оборот полувагона на путях необщего пользования, скорость выгрузки, наличие вагоноопрокидывателя, очистных сооружений и другие. К учету принимаются конвенционные ограничения, исполнение технических условий ОАО «РЖД» по развитию инфраструктуры общего пользования для возможности обеспечения перерабатывающей способности терминала, повышение экологической безопасности при перевалке угля [3]. Однако, с данными показателями много несогласных. Представители Минэнерго, а также некоторых портов указали на непрозрачность и изначальную сформированность параметров под порты, ориентированные на перевалку угля.

Представители угольных предприятий также не поддерживают данную идею по нескольким причинам. Во-первых, предоставление приоритета может привести к монополизации рынка перевалочных услуг, что создаст условия для роста цен и снижения конкуренции. Такая дискриминация универсальных портов может негативно сказаться на их конкурентоспособности и привести к закрытию некоторых из них. Во-вторых, угроза закрытия ряда угледобывающих предприятий, что в свою очередь приведет к сокращению рабочих мест. И, наконец, ограничение возможностей для грузоотправителей, которые не располагают собственными портовыми мощностями, что также негативно скажется на эффективность логистики и увеличению транспортных расходов [2].

Монополизация рынка может крайне ухудшить положение универсальных терминалов, оставив их без загрузки и ограничить доступ к услугам для малых и средних предприятий. Немаловажным фактом является также и ограниченность пропускной способности железной дороги на восточном направлении, что отмечает и Ассоциация морских торговых портов, выступая против данной инициативы, делая акцент на инфраструктуры ограничения железных дорог. [1]

Для минимизации негативных последствий приоритизации специализированных терминалов можно рассмотреть следующие альтернативные подходы:

  1. Развитие универсальных терминалов. Вместо того чтобы сосредотачиваться только на специализированных терминалах, следует развивать универсальные терминалы, способные обрабатывать различные рода грузов. Это позволит обеспечить большую гибкость и доступность услуг для всех участников рынка.
  2. Акцент на путевое развитие непосредственно в порту и предпортовых станциях.
  3. Активное участие государства в регулировании процессов приоритизации специализированных терминалов на стратегических направлениях транспортных коммуникаций России, что включает разработку и внедрение стандартов качества, безопасности и экологической ответственности, а также контроль за соблюдением этих норм. [4]
  4. Снижение стоимости перевалки угля до единого уровняв случае передачи приоритетного доступа к угольным грузам, при условии обеспечения необходимого уровня рентабельности терминалов.

Таким образом, вопрос приоритезации специализированных терминалов в настоящее время стоит крайне остро. На сегодняшний день данная инициатива находится на этапе рассмотрения, так как перераспределение грузопотока может двойственно повлиять не только на участников рынка, но и экономику страны в целом. Безусловно, требуется более детальное рассмотрение так, чтобы не навредить ни одному из участников перевозочного процесса. Для минимизации негативных последствий необходимо разрабатывать и внедрять альтернативные подходы, такие как развитие универсальных портов, сотрудничество между различными видами терминалов и активное государственное регулирование. Только комплексный подход позволит обеспечить эффективное функционирование рынка и удовлетворить потребности всех участников.

Список литературы

  1. Жаков, В.В., Колядин, Д.Г., Оценка влияния рисков внешнего окружения на экономическую эффективность деятельности логистической компании [Текст] / В.В. Жаков, Д.Г. Колядин // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Труды VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 101-103.
  2. Жаков, В.В., Филимонова, З.В. Оценка влияния рисков производственной деятельности на экономическую эффективность и конкурентоспособность логистической компании [Текст] / В.В. Жаков, З.В. Филимонова // Вклад транспорта в национальную экономическую безопасность. Труды VIII Международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 103-106.
  3. Иванова, Е.А., Чуверина, О.Г. Российский рынок транспортных и логистических услуг: возможности и угрозы в современных условиях [Текст] / Е.А. Иванова, О.Г.Чуверина // Концептуальные проблемы экономики и управления на транспорте: взгляд в будущее. Труды Международной научно-практической конференции. Отв. редактор В.А. Подсорин. Москва, 2022. С. 137-140.
  4. Шлеин, В.А., Иванова, Е.А. Возможности и ограничения развития международного транспортного коридора «Север – Юг» [Текст] / В.А. Шлеин, Е.А. Иванова // Концептуальные проблемы экономики и управления на транспорте: взгляд в будущее. Труды международной научно-практической конференции. Москва, 2023. С. 329-332.
Автор: Хрестина Александра Александровна