Некоторые аспекты реализации концепции устойчивого развития на транспорте в современных экономических условиях

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Степкина Надежда Юрьевна – магистрант Российского университета транспорта (МИИТ).

Аннотация: В статье рассмотрен базовый подход к реализации концепции устойчивого развития на транспорте с позиции ESG-системы, которая включает в себя управление воздействием на окружающую среду, социальную и корпоративную ответственность, а также организацию эффективного управления в компании. Автор детально раскрывает структуру и достигнутые результаты по каждому их компонентов указанной концепции на примере международного опыта и достижений транспортных компаний в России. В заключении делаются выводы о перспективах применения ESG-концепции на транспорте.

Ключевые слова: экономика транспорта, логистические услуги, устойчивое развитие транспорта.

В последнее время все чаще в контексте развития транспорта и цепей поставок упоминается ESG концепция. ESG (от англ. Environmental, Social, Government) – это экологическое, социальное и корпоративное управление, центральные факторы в оценке устойчивости и социального воздействия инвестиций в компанию.

Мировое сообщество всегда старалось оптимизировать цепочки поставок. Зачастую это осуществлялось посредством диверсификации относительно компаний или стран. Опыт пандемии, обострения геополитических отношений и климатических изменений показал, что чрезмерная зависимость от одного поставщика или перевозчика в вопросах логистики может существенно подорвать устойчивость отрасли в стране или в мире в целом. В 2020 и 2021 годах большое внимание аналитиков уделялось способам минимизации негативного влияния ограничений пандемии на функционирование отрасли. 2022-2023 годы были довольно непредсказуемыми из-за действий правительств государств, находящихся за пределами влияния участников цепочек поставок. Таким образом, современные условия требуют новых подходов для комплексного поддержания устойчивого развития отрасли. Одним из вариантов является применение ESG менеджмента, в особенности по направлениям стратегических для Российской Федерации транспортных коммуникаций [3].

Рассмотрим каждую составляющую ESG подробнее. Экологическое управление подразумевает контроль соответствия деятельности предприятия «зеленой» повестке. Однако стоит отметить, что управление окружающей средой шире, чем использование возобновляемых источников энергии и переработка отходов. Речь идет об ответственном отношении к природе в целом: минимизация негативного влияния деятельности организации, а также соблюдение концепции бережливого производства.

Социальное управление – это принцип ответственности предприятия перед персоналом, партнерами и клиентами. Соблюдение социального фактора в части взаимодействия с сотрудниками подразумевает создание профсоюзов, создание комфортных условий труда, предоставление социальных гарантий. Кроме того, необходимо обеспечить должный уровень гарантированных свобод, мобильности, общественного восприятие бизнеса и соблюдение трудового законодательства. Соответствие критерию Social предполагает также обеспечение бесперебойной работы предприятия. Например, вместо того, чтобы иметь множество поставщиков услуг и продуктов, можно работать с одним или несколькими ключевыми провайдерами, чьи взаимные цепочки поставок гарантированно соответствуют требованиям ESG. Когда поставщики услуг, контролирующие значительную часть рынка, пытаются быстро адаптироваться к внезапным изменениям среды, они, скорее всего, будут делать это за счет тех клиентов, у которых мало альтернатив или их полное отсутствие. Социальное управление в данном случае используется в широком смысле и отражает то, как стороны контрактов в цепочке поставок работают в течение срока действия их соглашения.

Принцип Government отвечает за высокое качество управления организацией. Оно включает в себя контроль внутренней среды предприятия, обеспечение соблюдения нормативных актов, следование корпоративной политике и лучшим практикам отрасли. Под сферу влияния корпоративного управления попадает деятельность руководства компании, политика вознаграждения управленцев, прозрачность и корректность финансовых операций, этическая деловая практика, соответствие требованиям комплаенс-контроля.

Соблюдение ESG концепции – современный тренд при выстраивании бизнес-процессов. ESG позволяет предприятию сохранять устойчивость развития в турбулентные времена, минимизировать риски различных потерь и оставаться привлекательным для инвесторов.

Логистическая отрасль имеет важнейшее значение для экономики, поэтому всегда следует мировым тенденциям развития. Транспорт, в свою очередь, является ключевой составляющей логистики. Рассмотрим, как ESG концепция находит отражение в железнодорожном транспорте – стратегически важном виде транспорта для РФ.

Распоряжением Правительства РФ от 27.11.2021 №3363-р утверждена транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года с прогнозом на период до 2035 года. Документ содержит в себе комплексные задачи, поставленные перед отраслью в части наращивания объемов работы, повышения эффективности деятельности и качества предоставляемых услуг. Отдельное внимание в распоряжении уделяется устойчивому развитию Единой опорной сети и принципам ESG в частности: проекты, позволяющие реализовывать эти принципы, должны рассматриваться в особом порядке, деятельность отрасли в целом должна быть направлена на поддержание высокого уровня устойчивости. [1]

Одной из приоритетных задач в решении эколого-транспортных проблем является снижение загрязнения атмосферного воздуха. Всемирная декарбонизация стремительно набирает обороты. Основными потребителями топлива являются транспортная и энергетическая отрасли, но в данной статье сосредоточим внимание на первой.

Железнодорожный транспорт признан одним из самых экологически чистых видов транспорта. Данные Управления железных и автомобильных дорог, опубликованные в отчете Rail Emissions 2019-2020 report, показывают, что использование дизельного топлива пассажирскими поездами увеличилось на 1,5% по сравнению с 2018-2019 годами, но выбросы образующегося во время этого использования CO2 упали до 35,1 г на пассажиро-км. Это самый низкий уровень, зарегистрированный с момента начала ведения статистики в 2011–2012 годах. Динамика выбросов представлена на Рисунке1.

Хотя железнодорожный транспорт оказывает меньшее вредное воздействие на окружающую среду, чем многие другие виды транспорта, отрасль постоянно стремится к использованию альтернативных видов топлива, которые могут помочь снизить негативное воздействие на окружающую среду. Некоторые компании выбрали двигатели с батарейным питанием в качестве более безвредной альтернативы, в то время как другие ведут разговоры о том, чтобы заменить топливо, являющееся продуктом переработки нефтепродуктов, на более экологичное. В частности, внимание ученых направлено на изучение водорода.

Сегодня применение топливных элементов на тяговом подвижном составе перешло из разряда экспериментальных работ в строительство опытных локомотивов и серийное производство.

Рисунок1

Рисунок 1. Динамика выбросов по странам (MtCO2)

Лидером в настоящее время является компания «Alstom», поставившая пригородный поезд для немецкой железнодорожной компании «EVB». Кроме «Alstom» создание подвижного состава на топливных элементах ведут и другие крупные производители тягового подвижного состава в Европе: «Siemens» и «Stadler». Опытные маневровые локомотивы созданы в Китае и в Польше компанией «Pesa». В Великобритании первый поезд с водородным двигателем HydroFLEX был разработан Центром исследований и образования в области железнодорожного транспорта Бирмингемского университета и компанией по производству подвижного состава Porterbrook и запущен в 2019 году.

В Северной Америке железная дорога «Canadian Pacific Railway» планирует в 2023 году начать эксплуатацию макетного образца магистрального локомотива на топливных элементах. Локомотив создается на базе экипажной части тепловоза типа SD40X.

В России разработку топливных элементов, пригодных для применения на железнодорожном транспорте, ведут ФГУП «Центральный научно-исследовательский институт судовой электротехники и технологии» (далее – ФГУП «ЦНИИ СЭТ») и ООО «ИнЭнерджи». В 2019 году ФГУП «ЦНИИ СЭТ» в течение непродолжительного времени проводило испытания своей установки ПОМТЭ на переоборудованном вагоне трамвая (макете).

Железнодорожный транспорт – крупный природопользователь, поэтому должное внимание уделяет не только снижению выбросов парниковых газов и вредных отходов, но и инвестициям в техническое перевооружение, мероприятия по восстановлению состояния окружающей среды. Согласно годовому отчету ОАО «РЖД» за 2022 год, выбросы загрязняющих веществ сокращаются с каждым годом, использовано на 8.8% меньше,
чем в 2021 году, воды, реализуются проекты по сохранению биоразнообразия и восстановления природных ресурсов.

Мировое сообщество последнее время все чаще начинает освещать вопрос кризиса человеческого капитала в сфере логистики, что представляет угрозу как для производительности, так и для конкурентоспособности внутри отрасли. Компаниям необходимо создавать такие условия работы, чтобы привлекать и удерживать квалифицированных сотрудников. Контролировать это помогает фактор Social концепции ESG. [2]

Согласно тридцать второму ежегодному исследованию трендов транспорта и логистики, корпоративная культура компании, как фактор выбора работы, с 2021 года поднялась на две строки и стала занимать второе место после размера оплаты труда. В топ-5 факторов вошли карьерные перспективы, сохранение баланса между работой и личной жизнью, а также чувство нужности и ценности для работодателя. Такое распределение говорит о том, что постепенно к материальным ценностям добавляются нематериальные, которые находят отражение в стратегии устойчивого развития.

Говоря о железнодорожном транспорте РФ, стоит упомянуть, что по версии рейтинга лучших работодателей ВЦИОМ, ОАО «РЖД» входит в тройку лидеров. Соблюдение ключевых этических принципов важности каждого отдельного человека в компании, безоговорочное соблюдение прав человека и социальная поддержка, закрепленная коллективным договором – все эти факты обеспечивают соблюдение принципов ESG. При ведении деятельности компании важно помнить о том, что не всегда величина экономической эффективности совпадает с величиной социальной значимости. Иными словами, в некоторых случаях, с точки зрения концепции ESG, следует пожертвовать возможными финансовыми выгодами или пренебречь экономической нецелесообразностью мероприятия или инвестиции в пользу обеспечения социальных бенефитов работникам.

Железнодорожный транспорт – источник повышенной опасности, поэтому обязательными составляющими фактора Social являются производственная безопасность и охрана труда на предприятии. Мониторинг состояния этих компонентов осуществляется посредством анализа динамики производственного травматизма в абсолютных и относительных единицах. Согласно годовому отчету ОАО «РЖД» за 2022 год, производственный травматизм ежегодно сокращается на 4-6%. Снижение обеспечивается за счет жесткого следования нормативам в части охраны труда, проведению мероприятий, направленных на повышение осведомленности работников о правилах и нормах поведения на рабочих местах и повышения расходов на безопасность труда.

Финальный компонент концепции ESG – Government – на железнодорожном транспорте РФ реализовывается ОАО «РЖД». С 2008 года в состав совета директоров ОАО «РЖД» в соответствии с международной практикой корпоративного управления избираются независимые директора. Независимые директора обладают профессионализмом, компетенциями и опытом для формирования собственной независимой позиции, выносят объективные суждения, независимые от влияния исполнительных органов общества и акционера. В задачи совета директоров входит управление устойчивым развитием, реализация и контроль реализации концепции ESG. Деятельность управленцев холдинга прозрачна, что подтверждается ежегодными отчетами, где отражаются, в том числе, и результаты хозяйственной деятельности компании. Кроме того, регулярные отчеты предприятия, как эмитента акций, подробно раскрывают финансовые показатели. Таким образом, инвесторы и акционеры в полной мере осведомлены о положении компании на рынке транспортных услуг.

Кроме прозрачности отчетности и корректности ее составления, реализация компонента Government включает в себя особую деловую этику: внимательность к обращениям сотрудников об их беспокойствах в части управления компании, антикоррупционных мер, комплаенс-рисков и т.д.

В современном мире большое внимание должно уделяться защите данных, обеспечения конфиденциальности информации и общей кибер-безопасности. Так как железнодорожный транспорт является одной из ключевых отраслей экономики РФ, а в качестве единственного акционера имеет государство, компонент Government по своей сути является компиляцией действий аппарата управления компании и Правительства РФ. С одной стороны такая взаимосвязь может несколько усложнять процесс реализации принципов ESG за счет увеличения бюрократических действий, а с другой – положительно влиять на качество ее исполнения.

Подведем итоги относительно места концепции ESG в управлении современных компаний. В целом, данные принципы расцениваются как факультативные: их соблюдение положительно скажется на бренде компании, но не имеет фундаментального значения для стратегии компании. Кроме того, повышенное внимание к ESG в годовых отчетах может быть расценено как попытка совершить «greenwashing» («greenwashing» - зеленый камуфляж - форма маркетинга, при которой компанией предпринимается попытка обелить свою репутацию за счет позиционирования своих услуг как экологичных без достаточных на это оснований).

В настоящий момент уровень ESG-трансформации компании затруднительно измерить. Отдельные компоненты E, S и G можно описать посредством сбора различной аналитики, относящейся к конкретной части концепции, как было приведено в примерах выше. Компилированный эффект же невозможно просчитать. Кроме того, зачастую результат реализации ESG мало коррелирует с финансовым результатом компании.

Несмотря на то, что принципы ESG стали входить в фокус внимания компаний и брендов не так давно, их сложно привести к измеримой форме и связать с прибылью, в настоящий момент их игнорирование с большой вероятностью негативно повлияет на репутацию продукта. Постепенно начинается переоценка значимости человеческого капитала, экологии и устойчивого развития в мире капитализма. Таким образом, ESG концепция получает свое развитие из года в год и позволяет компаниям соблюдать баланс между наращением капитала и сохранения общечеловеческих ценностей.

Список литературы

  1. Жаков, В.В. Обеспечение устойчивого развития железнодорожной инфраструктуры в части подвижного состава в Российской Федерации на примере вагоностроительной компании [Текст] / В.В. Жаков // Современные экономические проблемы развития и эксплуатации транспортной инфраструктуры. Труды IV Международной научно-практической конференции. Москва, 2024. С. 45-54.
  2. Терешина, Н.П., Жаков, В.В., Кузнецов С.Н. Управление экономической устойчивостью международных мультимодальных логистических услуг в условиях экономических ограничений [Текст] / Н.П. Терёшина, В.В. Жаков, С.Н.Кузнецов // Образование, технологии и общество на смене эпох. Материалы ХХ международного конгресса с элементами научной школы для молодых ученых. В 2-х томах. Москва, 2024. С. 1035-1047.
  3. Толмачева, А.А., Аракелян, Г.А., Жаков, В.В. Обеспечение устойчивого международного грузового сообщения на основе транспортного коридора «Север- Юг» [Текст] / А.А. Толмачева, Г.А. Аракелян, В.В. Жаков // Международная образовательная конференция молодых учёных и специалистов по устойчивому развитию, инвестициям и финансовым рискам "Финатлон форум". Материалы конференции. Москва, 2024. С. 474-485.
Автор: Степкина Надежда Юрьевна