Взаимодействие университетов и инновационных компаний как работодателей

"Научный аспект №7-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Сухоруков Фёдор Фёдорович – бакалавр программы «Менеджмент» Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Степанова Анна Андреевна – бакалавр программы «Экономика» Новосибирского национального исследовательского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается особенности использования ресурсов компаний для развития университетов и подготовки кадров для работы в компаниях.

Ключевые слова: 3-ая миссия университета, квалификация, взаимодействие университетов и компаний, решение проблем экономики, треугольник знаний, государственное стимулирование.

Вуз – это важный социальный институт, в котором формируются и создаются общественные блага (образовательные услуги) и нормативы, образцы поведения, взаимоотношений в коллективе и с внешней средой – с заинтересованными сторонами (внешними партнерами, клиентами, органами власти и т.п.).

Университеты имеют две основные функции: подготовка кадров и научно-исследовательская деятельность. Однако, также существует третья функция университета, которая связана с его воздействием на общество и социальные отношения. Эта функция включает в себя обучение студентов навыкам жизни в гражданском обществе, умению влиять на социальную и политическую жизнь, а также сочетание обучения и общественно-полезной деятельности. В рамках социальной миссии университета реализуются проекты, направленные на решение социальных проблем, создаются новые стратегии в сфере образования и инноваций, а также активно участвует в социальной жизни и бизнесе. Это позволяет высшей школе оставаться актуальной и полезной для общества. Университет взял на себя социальную миссию, которая не является простым обязательством, а необходимостью и потребностью. Она охватывает различные виды деятельности, включая обучение студентов, научно-исследовательскую работу, а также решение социальных проблем в сообществе, разработку новых стратегий в области образования и передачу технологий. Университеты также активно участвуют в социальной жизни и предпринимательстве. В целом, социальная миссия является важным элементом работы университета и помогает ему поддерживать свою репутацию и лидерские позиции в образовании (см табл. 1) Она предполагает активное участие высшей школы в жизни общества и является неотъемлемой частью ее функций [3, с. 117].

Поскольку одной из миссий исследовательской работы является оценка деятельности университетов в соответствии с третьей миссией университетов. Следует разделить сферы деятельности на такие как:

  1. Генерация знаний, в которой необходимо сохранить грань между практическими знаниями, которые дают студентам и теоретической практикой, также необходимо осознавать финансовые затраты на реализацию и формирование и поиск новых знаний;
  2. В преподавание необходимо соответствовать стандартам преподавания (ориентирование на результат (нестандартный) а также, решение прикладных задач);
  3. Внедрение знаний в практику, необходимо внедрять лишь нужны знания, которые можно реализовать при решении новых исследовательских задач;
  4. Тем самым решается проблема уклона в теоретическое преподавания (отсутствие практики у студентов).

Таблица 1. Роль университета в решении проблем экономики. Источник: составлено автором на основе [Щелкунов, 2017, С.190].

Сферы деятельности

Преодоление дефицита человеческих ресурсов

Преодоление дефицита финансовых ресурсов

Преодоление дефицита информационных ресурсов

Генерация знаний

Ученые и студенты

ориентируются на конечный результат. Направление на получение и применение знаний, полученных в ходе практических.

В рамках, представленных фин. ресурсов

Преодоление дефицита информации путем применения принципов интуиции.

Преподавание

Переход от стандартных методов образования к подходам, ориентированных на результат.

Использование менторства и финансирования за счет компаний для решения задач

Разработка методов изменения образования от академических к практическим

Внедрение знаний в практику

Проявление только необходимых для работы знаний и обращение меньшего внимания на навыки, которые не применяются на практике

Переход от инвестиций во внедрение к финансовым выгодам от использования знаний.

Применение в практике способствует появлению новой информации для дальнейших исследовательских задач.

Связь между образованием и «третьей миссией», является неотъемлемой часть жизни университетов и компаний, которые хотят получать кадры. Взаимодействие с организациями или местными обществами помогает ученым адаптировать свою научную и преподавательскую работу к реальным проблемам. Технические учебные заведения, в частности, могут столкнуться с потребностью соответствовать уровню современных технологий и инноваций. Образовательная сфера является потенциальным источником инноваций: при найме выпускников ученых степеней компании стремятся развивать компетенции в важных технологических областях, навыки исследований и разработок, а также инновационную активность. Однако здесь также могут быть негативные последствия. Уделяя большое внимание научной и образовательной деятельности, они ограничиваются краткосрочными потребностями работодателей. А следовательно, упускают возможность спрогнозировать заявки от компаний, которые смогут сыграть решающую роль в долгосрочной перспективе. Необходимо тщательное анализирование взаимосвязей образования (науки) и предложений компаний для студентов. А значит можно сказать, что характер получаемого высшего образования в рамках концепции «третьей миссии университетов» Наконец, возможно, характер преподавания меняется под воздействием механизмов формализации «третьей миссии» изменяется, а также формируются новые способы оценки результативности студентов.

Квалификация представляет собой уровень компетентности, знаний, умений и опыта, необходимых для осуществления конкретной работы или занятия определенной профессии. Этот термин обычно используется в рамках образования и профессиональной деятельности для оценки уровня подготовки или квалификации человека в определенной сфере. Квалификация может быть оценена с помощью различных подходов, таких как получение образовательных документов, сертификатов, лицензий, а также анализ опыта работы и успешное прохождение специальных экзаменов или тестов. В рамках национальной программы подготовки квалифицированных кадров. Квалификационная характеристика студента, выпускающегося из вуза, позволяет работодателю понять какой специалист и с какими компетенциями придет на работу. В статье Вадовой Л.Ю. выделяются национальные квалификации Российской Федерации для студента закончившего первую ступень высшего образования (бакалавриат).

Широта полномочий и ответственность: Индивидуальная инициатива, включающая в себя выявление задач собственной работы и/или подчиненных в процессе достижения целей. Обеспечение координации между сотрудниками и смежными отделами. Ответственность за результаты выполнения работ на уровне подразделения или организации.

Характер умений (характер умений показывает какими навыками должен обладать студент): создание, внедрение, мониторинг, оценка и коррекция элементов профессиональной работы, новых технологических или методических подходов.

Характер знаний (характер знаний показывает, как человек должен стоить процессы своей работы, начиная от самостоятельного поиска информации заканчивая профессиональной оценкой этих данных и их последующего анализа): Использование профессиональной экспертизы в технологическом или методическом плане, включая инновационные методы. Независимый поиск, анализ и оценка профессиональной информации [2].

На данный момент в литературе представлены определения профессиональных, общих (ключевых, базовых, универсальных), академических и др. компетенций [1].

Профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник вузов:

  1. Владение знаниями, умениями и способностями, необходимыми в работе по специальности. Гибкость в принятии решения в рамках решения проблем, связанных с профессиональными компетенциями;
  2. Наличие развитой коммуникации, для оперативной связи с коллегами и руководством
  3. Сочетание знаний, которое позволяет человеку, осуществлять деятельность в условиях цифровизации трудовой среды.

Тем самым можно сделать вывод, что, профессиональные компетенции – это готовность и способность целесообразно действовать в соответствии с требованиями дела, методически организованно и самостоятельно решать задачи и проблемы, а также самостоятельно оценивать результаты своей деятельности [1].

Под общими компетенциями С.Е. Шишов рассматривает, способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретаются во всех трех типах образовательной практики: формальной и неформальной [5, С. 6-7].

То есть это необходимые навыки, без которых человек не сможет осуществлять работу в данной области. Для развития данных навыков и адаптации к работе университет проводит различные мероприятия, а также проводит обязательные учебные дисциплины.

Для рассмотрения взаимодействия между наукой, образованием и инновациями рассмотрена концепция «Треугольник знаний». Университет играет важную роль как со стороны государства, так и со стороны компаний, а значит, что они хотят поддерживать студентов. На данный момент государство и бизнес ведут активную поддержку образования, научной и инновационной деятельности. Марио Сервантес в своей статье рассматривает различные способы финансирования: Модели государственных и частных инвестиций в высшее образование очень разнообразны в зависимости от места их применения. В некоторых странах институтах высшего образования упор в финансировании идет преимущественно на государственное финансирование, а в некоторых – скорее на частное (включая плату за обучение и поддержку исследования и разработок из негосударственных источников) другим важным инструментом является – более целевое распределение инвестиций в исследования и разработку в пользу ведущих исследовательских университетов.

«Треугольник знаний» – рамочная концепция, которая предполагает интегрированный подход к политике в сфере науки, образования и инноваций с акцентом на роли университетов как субъекта производства знаний. Концепция этого подхода – это фокусировка на взаимодействии науки, инноваций образования (рис.1).

 1

Рисунок 1. Треугольник знаний. Источник: [Сервантес, 2017, c.4].

Данная концепция сформулирована для достижения таких целей как:

Развитие и стимулирование инноваций в научных и образовательных сферах; Развитие предпринимательской культуры; усиление потока инвестиций в развитие, прежде всего привлечение частных инвесторов; преодоление проблем связанных с коммерциализацией конечных научных и исследовательских результатов.

Идеей этой модели является то, что знания, полученные в университете, получаются из трех пунктов, обозначенных «вершинами» треугольника, а именно: образовательной, научной (исследовательской) деятельностью, а также инновационной деятельностью.

В сердце «треугольника» расположены инструменты координации, направленные на мобилизацию и объединение в одно целое ресурсов, для создания ценности участникам сети знаний. Они связывают различные элементы процесса формирования знаний и обеспечивают гармонию между ними. В сущности, они представляют собой многосторонние платформы, где возможно виртуальное, очное или совместное взаимодействие. Которое позволяет организовать связь между ресурсами, которые государство выделяет на развитее бизнеса и науки. В данной концепции каждая их вершин треугольника (инновации, обучения и исследования) несут равную важность. Это значит, что необходимо рассмотрение комплексным методом, то есть как рассмотрение всех аспектов по отдельности, так и на всей модели целиком. Каждая из сторон треугольника, которая соединяет элементы, может быть простимулирована за счет формирования платформ для обмена знаниями и инновациями, полученными не только студентами, но и преподавателями вузов, что обеспечит свободный доступ к знаниям для всех желающих.

Государственное стимулирование институтов и ВУЗов, которые способствуют развитию бизнес-инноваций:

  • Льготное налоговое кредитование компаний, сотрудничающих с университетами;
  • Заключение контрактов с университетами на выполнение целевых исследований и разработок;
  • Организация аспирантских программ и студенческих стажировок компаниями;
  • Предоставление инновационных ваучеров небольшим компаниям, заинтересованным в приобретении результатов университетских исследований и разработок или консультационных услуг, нередко финансируемое региональными властями.

Управление по модели «треугольника знаний» подразумевает:

  • В определенных условиях, ответственность определяется четко;
  • Институты высшего образования формируют политику, которая позволяет им включать дополнительные функции (начиная от спортивных кружков, заканчивая кружками по интересам);
  • Своевременное нахождение слабых мест, а также препятствий для управления согласно предложенной модели;
  • Формированию мер по организации и поддержки процессов в рамках передачи знаний;
  • Оценка опыта других вузов, которые используют данную модель, с целью экономии финансов и времени на оптимизацию процессов передачи знаний.

Исходя из вышесказанного можно понять, что миссия университета в современном мире – это очень сложный и трудоемкий процесс, который требует большого количества времени, а также финансирования со стороны государства или частных компаний.

Список литературы

  1. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России, 2004.
  2. Вадова, Л. Ю. Система взаимодействия вуза и работодателей в подготовке будущих специалистов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований, 2016, С. 311-315.
  3. Мальковец, Н. В. Третья функция университета: потребность или обязанность // Society and Security Insights, 2019. С. 177-184.
  4. Сервантес М. Институты высшего образования в «треугольнике знаний» // Форсайт, 2017. С. 27-42.
  5. Шишов С.Е. Федеральный справочник «Образование в России», 2001, С. 6-7.
  6. Щелкунов, М. Д. Университеты нового поколения // Вестник экономики, права и социологии. 2017. № 1. С. 187-192.
Автор: Сухоруков Фёдор Фёдорович